Начинающий: 15000 в месяц
Опытный: 17000 в месяц
Профессионал: 25000 в месяц
* - информация по зарплатам приведна примерно исходя из вакансий на профилирующих сайтах. Зарплата в конкретном регионе или компании может отличаться от приведенных. На ваш доход сильно влияет то, как вы сможете применить себя в выбранной сфере деятельности. Не всегда доход ограничивается только тем, что вам предлагают вакансии на рынке труда.
Востребованность профессии
Профессия историка не особо востребована, она носит более удовлетворяющие личные потребности в знаниях качества
Для кого подходит профессия
Профессия историка подходит для людей которым по настоящему интересно узнавать информацию о прошлом.
Обязанности
Главная задача историка – исследование прошлого. В связи с этим он является частым посетителем библиотек, архивов, музеев, мест археологических раскопок. Специалисты, занимающиеся историей конкретных народов, ездят в этнографические экспедиции. Те, кто посвятил себя изучению истории других стран, выезжают в специальные командировки. Однако большая часть работы историка не столь динамична: он должен много времени проводить за изучением различных исторических источников. Итог его работы – написанные им статьи или книги. Некоторые специалисты не только ориентируются на опыт предшественников, но и предлагают новые способы исследования. Учителя и преподаватели среди историков, кроме занятия научной деятельностью, ведут учебные занятия, соответственно, в школах, ссузах и вузах.
Оцените профессию: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
10 вопросов мы задали заведующему кафедрой истории России исторического факультета СВФУ Юлии Ермолаевой. Она рассказала о выборе профессии историка, профессиональных качествах, семье и тонкой грани между фальсификацией и истинными фактами.
Когда вы решили связать свою жизнь с историей?
В десятом классе я решила стать историком. На мой выбор повлияли два человека: мой отец Никифор Ермолаев и дядя, якутский писатель Николай Габышев. Отец Никифор Николаевич был преподавателем якутского языка и литературы, увлекался историей. У него была богатая домашняя библиотека. Отец был человеком образованным, любознательным, обладал широким кругозором. Николай Алексеевич приносил много интересных книг, был великолепным рассказчиком. Сколько всего он знал про литературу: не только якутскую, но и русскую, и зарубежную. Видимо, они вдвоем посчитали, что я человек увлекающийся и всячески поощряли мой интерес к истории. По истечении времени думаю, что на мой выбор профессии оказали влияние очень многие люди, но в первую очередь мой отец и дядя.
Какие профессиональные качества должны быть выработаны у историка?
Мы всегда говорим студентам о профессиональных качествах, которые они должны в себе выработать. У историка обязательно должна быть профессиональная память, логическое мышление, творческое воображение. Качества, способствующие исследовательским навыкам: скрупулезность, внимательность, настойчивость, объективность.
Где проходит тонкая грань между исследованием и фальсификацией?
Современные профессиональные историки борются с этим явлением. Пытаемся на документах показать истинные факты. С одной стороны, когда ученый пишет по поводу истории, он собирает все материалы, документы. С другой стороны, получается, что не всегда те же самые свидетельства доступны нам. До сих пор есть документы, которые не публикуются. Поэтому в этом плане сказать, что мы стопроцентно объективны, – неправильно.
Получается, невозможно быть стопроцентно объективным?
Некоторым журналистам, публицистам и тем, кто увлекается историей, после того как прочитали какую-то статью, документ, кажется, что они уже все знают на сто процентов. А профессиональный историк никогда не будет говорить, что он досконально знает историю. Все время присутствуют сомнения: правильно ли это или неправильно.
Вы предпочитаете читать книги в печатном или электронном варианте?
Мне нравится запах книги, люблю полистать ее. В детстве предпочитала быстро читать, чтобы узнать, что произошло дальше. А с возрастом получается, что хочется полежать, прочитать книгу несколько раз.
Еще была такая привычка в детстве: для продления жизни герою, который должен был умереть, закрывала книжку, прятала под подушку, и казалось, что он еще жив. Если книга очень нравилась, я дочитывала ее до определенного момента, останавливалась, потом читала заново и так несколько раз. Тогда казалось, что книга живет вместе с тобой.
Всегда ли нужно искать дополнительную литературу?
Помню со школьных времен один момент. По русской литературе дали задание написать сочинение о Пьере Безухове – о герое романа-эпопеи «Война и мир». Отец прочитал мою работу, очень внимательно посмотрел на меня и спросил: «Ты думаешь, что хорошо написала?». Ответила, что ничего больше не нашла. Он продолжил задавать вопросы о масонстве, что я об этом знаю. И в этот момент начала негодовать: я уже все написала, а ему не нравится. Через некоторое время начала думать: «Почему он задал такой вопрос?» После таких моментов я искала нужную информацию. Он всегда объяснял со своей точки зрения, а потом говорил: «Думай сама». Поэтому с детства привыкла, что, кроме всего, надо еще дополнительно что-то прочитать и узнать.
Как прошло ваше студенчество?
Мое студенчество прошло замечательно. Повезло, что до сих пор дружу с подругами тех времен. Группа у нас была не совсем идеальная. На четвертом курсе мы сказали, что не хотим изучать методику преподавания истории. Были уверены, что методика – это не наука. Этот предмет нам преподавала Галина Самсонова. Галина Ивановна пыталась доказать, что мы не правы.
Что в итоге получилось?
На практике Галина Ивановна показала, что такое методика. Тогда школьная практика длилась полгода, мы вели у ребят с пятого по десятый класс обществознание, историю. На себе почувствовали все прелести профессии учителя.
Галина Ивановна была права: методика – это наука. Мы поняли, как ей было тяжело с такими студентами. После окончания учебы многие из нас стали учителями. С Галиной Ивановной у нас сохранились очень хорошие отношения, всегда советовались с ней.
Расскажите о вашей семье.
Старший сын окончил Физико-технический институт, по специальности радиотехник. Сейчас он работает в Торонто, в крупной компании Pogers Corporation. У младшего сына филологическое образование, знание японского и английского языков. Муж по специальности юрист. Он хорошо разбирается и знает законы. Любит литературу, немного рисует.
Что самое главное в воспитании детей?
Самое главное в воспитании детей – доверие. Главная задача была не давить на них. Что у меня, что у мужа требовательный характер, мы те люди, которые умеют настоять на своем. У детей были свои характеры с детства. Когда ты чем-то руководишь, бывает все равно приносишь с работы свое настроение. Однажды они сказали: «Ты можешь кем-то руководить у себя на работе, но ты должна все-таки интересоваться нашим мнением». Дети тоже учат. Именно эти слова подтолкнули к тому, чтобы поддерживать их интересы, начинания, мнения.
Автор фото: Мичил ЯКОВЛЕВ, редакция новостей СВФУ
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .
В чем суть профессии Историк?
Историки обеспокоены передачей и представлением истории человечества с целью документирования, передачи и принятия приемлемого прошлого. Они работают, например, в редакционной области, в управлении выставками, в сфере связей с общественностью или в области науки и образования.
От выставочной деятельности и управления культурой до связей с общественностью
В выставочном, культурном и художественном управлении историки разрабатывают концепции для выставок и экскурсий, организуют и покупают, например, исторические коллекционные объекты. Если они в основном участвуют в мемориальном образовании, историки разрабатывают, например, экскурсии по объектам, посвященным тем или иным событиям, в том числе трагическим (например, мемориалы жертвам национал-социализма).
В издательствах историки ищут авторов, корректируют и редактируют рукописи. Как журналисты, они исследуют исторические и культурно-исторические темы и пишут, например, технические комментарии или отчеты. Для деятельности в журналистике, обычно, в дополнение к завершенному высшему образованию необходима стажировка или практическая журналистская квалификация.
Если историки работают в сфере образования для взрослой аудитории, то они организуют и проводят лекции или семинары по историческим и культурно-историческим темам.
В центрах документации, библиотеках и архивах историки заботятся и поддерживают Исторические Отделы, создают медиа- и информационные-коллекции.
В области связей с общественностью историки, например, подготавливают пресс-интервью и пресс-конференции и пишут пресс-релизы.
Управленческие должности часто требуют степени магистра.
Историки в науке и образовании
Исследование, документирование и сохранение - это термины, используемые для обобщения большинства видов деятельности историков. Как правило, они специализируются на такой теме, как экономическая и социальная история, правовая и конституционная история, конкретный регион, такой как восточноевропейская или муниципальная история, особая эпоха, такая как древность, средневековье, новое время или новейшая история. Историки собирают, исследуют и анализируют хроники, письма, газеты, предметы раскопок или историческую одежду, а также проводят интервью с очевидцами, например, периода национал-социализма. Историки не получают никаких инструкций для настоящего из прошлого, но они могут дать рекомендации и тем самым способствовать более дифференцированному пониманию истории и настоящего. И последнее, но не менее важное: их работа защищает и сохраняет культурные ценности всех видов.
Историки записывают результаты исследований в журналах или книгах, делая их доступными для других ученых и студентов. На конференциях и конгрессах они рассказывают о полученных выводах. В лекциях они передают знания учащимся, контролируют научную работу и принимают экзамены.
Для самостоятельных научных исследований требуется степень магистра или докторская степень.
Во все времена, начиная с древнейших, люди стремились запечатлеть основные периоды и события своей жизни. До появления письменности история племен, народов передавалась от поколения к поколению в форме устных преданий. Немногие письменные источники дошли до нас из времен Античности (сочинения Геродота, Тацита). Хроники и записки ученых-монахов Средневековья тоже помогают восстановить ход исторических событий того времени. Большую роль в воссоздании исторической картины прошлого нашей страны играют летописи. В конце X века был создан первый летописный свод. Первым летописным сводом, текст которого может быть реконструирован, является так называемый Начальный свод конца XI века. В начале XII столетия в Киево-Печорском монастыре монахом Нестором создается "Повесть временных лет", где наиболее полно отражается картина русской истории. Большой вклад в развитие исторической науки нашего Отечества внесли историки XVIII века В.Н. Татищев, Г.Ф. Миллер, М.В. Ломоносов, корифеи XIX века С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, С.Ф. Платонов и др. "Не любить историю может только человек, совершенно неразвитый умственно", — писал Н.Г. Чернышевский.
Профессиограмма "Историк"
Наименование профессии | историк |
Доминирующий способ мышления | адаптация — анализ |
Дополнительные способы мышления | приложение — регуляция; креативность &? гибкость |
Область базовых знаний №1 и их уровень | гуманитарные науки, уровень 3, высокий (теоретический) |
Область базовых знаний №2 и их уровень | гуманитарные науки, уровень 2, средний (практическое использование знаний) |
Профессиональная область | история |
Межличностное взаимодействие | частое по типу "напротив" |
Доминирующий интерес | исследовательский |
Дополнительный интерес | конвенциональный; артистический |
Условия работы | в помещении; сидячий |
Предпочтительный пол | — |
Доминирующие виды деятельности профессии "Историк":
- изучение основных исторических событий жизни человечества;
- изучение политических, экономических, культурных факторов, влияющих на ход исторических событий;
- изучение закономерностей развития общества;
- установление причинно-следственных связей между историческими явлениями, прогнозирование возможных событий;
- сбор и систематизация различной информации, фактов, событий и их последующее объяснение с точки зрения исторической науки;
- исследование и толкование исторических первоисточников (летописей, рукописей, писем, биографий и пр.) в соответствии с конкретной эпохой;
- оформление результатов исторического исследования в научной, публицистической, художественной форме;
- постановка научного эксперимента с использованием достижений и методов других наук;
- разработка и усовершенствование методов исторического исследования;
- участие в археологических раскопках.
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности историка:
Способности | Личностные качества, интересы и склонности |
|
|
Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:
- невнимательность, рассеянность;
- неорганизованность;
- неспособность сопоставлять и анализировать факты;
- ограниченность кругозора;
- отсутствие склонности к работе с документами;
- отсутствие целеустремленности.
Области применения профессиональных знаний:
- научно-исследовательские институты;
- государственные архивы;
- библиотеки;
- музеи;
- образовательные учреждения (школы, колледжи, вузы).
Сергей Викторович Алексеев, доктор исторических наук, заведующий кафедрой истории в МосГУ, председатель Правления Историко-Просветительского общества, действительный член Международной академии наук (IAS), главный редактор ежегодного альманаха «Историческое обозрение». Лауреат премии «Лучший молодой ученый», награжден золотой медалью им. Н. Н. Моисеева «За заслуги в образовании и науке».
Передо мной стоял человек высокого роста, элегантный, худой, с темными короткими волосами. Узнав, что журнал «Наша молодежь” просит у него интервью, Сергей Викторович с удивлением воскликнул: «Ну, какой же я молодой? Завтра мне будет 40 лет!”
Сергей Викторович, как и почему Вы решили стать преподавателем?
Это был не сознательный выбор. Преподавателем я стал из-за нехватки денег. Всю свою жизнь, начиная с пяти лет, я хотел стать историком. В 1993 году окончил университет. Время было непростое, работы по специальности не было. Целый год перебивался случайными заработками - преимущественно в книгоиздательском бизнесе. Писал диссертацию. Была, конечно, возможность махнуть рукой на профессию и уйти куда-нибудь «на сторону», скажем, в бизнес. Но эту возможность я для себя сразу отверг, начал преподавать. И не ошибся. Мне понравилось…
Почему Вы хотели стать именно историком?
История увлекла меня еще в дошкольном возрасте. Первые свои книги по истории - «Рассказы» для 4 класса и «Живые голоса истории» - я читал еще до того, как сел за парту. Благо, читать научился очень рано. В младших классах уже сам пытался писать «научные труды». Читать испещренную помарками «Всемирную историю» собственного сочинения сейчас, конечно, весьма забавно - но и трогательно.
По окончании школы вопрос - «куда пойти учиться?» - передо мной уже не стоял. Я знал, что буду поступать на истфак, и родители безоговорочно поддерживали меня в этом намерении. Мне в этом смысле повезло, - стезя историка не считалась в конце 80-х чересчур уж «престижной».
Я уже с восьмого класса посещал «Школу юного историка» при МГУ. Для меня это действительно была школа, - может быть, более важная, чем средняя общеобразовательная. Думаю, важнейшее, что вынес я оттуда, - это осознание того, что есть история, на чем она основывается, чем отличается от свободного вымысла. Там я пытался писать уже действительно научные работы, и выработанные навыки получили дальнейшее развитие благодаря обучению в Историко-архивном институте - законном центре отечественного источниковедения.
Не знаю, прочувствовал бы я столь же глубоко в каком-нибудь ином месте суть истории? Выработалось ли бы то необходимое «занудство» источниковеда, которое только и позволяет создавать действительно достоверный исторический труд? Другое дело, что я всегда воспринимал, и сейчас воспринимаю изучение источников именно как ступень, пусть неповторимую и необходимую, к написанию Истории, причем непременно «большой истории».
Кого Вы считаете своим наставником в изучении истории?
Для меня на первом месте среди наставников в науке - академик Сигурд Оттович Шмидт. Еще со школьных лет, благодаря телепрограммам для школьников, он стал для меня образцом преподавателя истории, проводником в мир ее «живых», источниковых голосов. Естественно, учась в Историко-архивном, я не мог пройти мимо ни его спецкурсов, ни возглавляемого им на протяжении десятилетий знаменитого кружка источниковедения. Кружок стал для меня школой - может быть, самой полезной за все годы, школой не только источниковедения, но и научной дискуссии, взыскательного и притом товарищеского обсуждения работ друг друга. Несколько лет я был старостой кружка. Диплом и кандидатскую диссертацию я защищал под научным руководством Сигурда Оттовича.
В чем для Вас заключается работа преподавателя? Какова Ваша цель?
Моя цель заключается в передаче знаний молодому поколению; сохранении и воспроизводстве интеллектуального класса, к которому я себя причисляю, а также в сохранении каких-то традиций образования. Лучшая награда — когда ты достигаешь этой цели, хотя бы с одним человеком.
Что Вы считаете самым важным в своей профессии?
Самое важное — это творчество как создание чего-то нового: методики, программы обучения, научной дисциплины; познание нового для корректировки и обогащения своих знаний, уважение коллег, сотрудничество с ними.
Что больше всего раздражает в профессии?
(После этого вопроса Сергей Викторович рассмеялся и задумался на минуту)
Элементарное отсутствие отклика. Ты пытаешься объяснить студенту простые вещи: определения, факты, термины и видишь, что студент или не понимает твоего объяснения или просто не хочет понимать. В такие моменты становится по-настоящему паршиво. Правда, сейчас стало легче, чем было в 90-ые, теперь такие студенты встречаются гораздо реже.
Многие выпускники отечественных вузов, получив диплом, уезжают работать заграницу. Что Вы об этом думаете?
Я думаю, что это неправильно. Страна дала этим людям образование, некоторым совершенно бесплатно. Они обязаны работать на благо своей страны, это их долг. Я сложно отношусь к отъезду за рубеж на постоянное место жительства еще и потому, что там ты платишь налоги и отдаешь свой труд чужой стране.
Что Вы можете сказать о новой системе: магистратуре и бакалавриате?
Я не знаю насколько нужно, чтобы наши выпускники уезжали работать в Европу. Если мы хотели перейти на новую систему образования, почему не создали свою? Но мы уже живем в условиях этой европейской системы, так что комментарии излишни.
Состоите ли Вы в дружеских отношениях со студентами?
Мне кажется, что при общении со студентами не стоит сокращать дистанцию. Студенты — это студенты. Преподаватели — это преподаватели. Неформальные отношения только мешают образовательному процессу.
Как к Вам относятся студенты и почему?
Каждый студент относится по-своему: кто-то уважает, кто-то боится, кто-то восхищается, кто-то недолюбливает. Я не знаю причин. Просто, преподаватель всегда должен оставаться собой, а не подлизываться к студенту. Поверьте, фальшь всегда чувствуется.
Как бы Вы охарактеризовали перспективы трудоустройства для молодых специалистов?
Сложно ответить на этот вопрос. Социально-экономическая ситуация в мире в целом и в России в частности постоянно меняется, поэтому никто не может сказать какая профессия будет востребована завтра. Сейчас, когда человек выбирает специальность и будущую профессию, он очень сильно рискует. Хотя, я считаю, что если у человека призвание, если он занимается любимой работой и занимается ею не ради денег, любой добьется успеха. Правда, таких людей очень мало.
Вы сказали, что стали преподавателем из-за нехватки денег. А теперь Вас устраивает ваша заработная плата?
Да, зарплата вполне устраивает. Она соответствует среднестатистическому уровню зарплаты гуманитария в нашем государстве. Вопрос в другом: почему в России так низко оценивают работу гуманитариев?
Помню, в кризисные годы в начале 90-ых, когда я учился в институте, моя стипендия превратилась в копейки. Ох, тяжко тогда было. Безденежье продолжалось до тех пор, пока я не начал работать в МосГУ. После этого мои дела пошли в гору. Сейчас я вполне доволен жизнью.
Опишите Вашу жизнь вне университета. Ваши увлечения, хобби.
Люблю искусство, литературу, занимаюсь критикой фантастических произведений, пишу. Я никогда не противопоставлял «серьезную науку», как я называю историю, литературе - с моей точки зрения, хороший историк всегда немного и писатель. Серьезный научный труд тоже должен быть читабельным. Другое дело, что надо осознавать границы… Стилизованные под славянский эпос «сказания» я начал писать еще в старших классах школы. Неудивительно, что меня увлекли и иные опыты «в этом роде», сперва переводные, а затем и отечественные. Отсюда мои работы, посвященные литературе «фэнтези», и занятия, в конечном счете, литературной критикой и переводом.
Вопросы задавал Никита Гуськов
Редакция журнала поздравляет Сергея Викторовича Алексеева с юбилеем!
Новых книг Вам, Сергей Викторович! Новых научных трудов, новых открытий и преданных родной истории учеников!