Введение …………………………………………………………………………. 3
1. Сократовская философия..............…………………………………………… 4
1.1. Становление философских взглядов Сократа ……………………………. 4
1.2. Демон Сократа ……………………………………………………………… 7
1.3. Религиозные взгляды и понятие о загробной жизни …………………….. 8
1.4. Добродетель в понятии Сократа …………………………………………. 11
1.5. Самопознание в понимании Сократа ……………………………………..14
1.6. Сократовская концепция знания и познания ……………………………. 15
1.7. Вопрос бытия в философии Сократа …………………………………….. 16
1.8. Политико-правовые взгляды Сократа …………………………………… 17
2.Философский метод Сократа ……………………………………………….. 20
Заключение …………………………………………………………………….. 24
Список использованных источников ………………………………………… 26
ВВЕДЕНИЕ
Сократ – великий античный мудрец, "олицетворение философии", как
назвал его К. Маркс, – стоит у истоков рационалистических и просветительских традиций европейской мысли.
Слава, которой Сократ удостоился еще при жизни, легко пережила целые эпохи и, не померкнув, сквозь толщу двух с половиной тысячелетий дошла до наших дней. Сократом интересовались и увлекались во все времена. От века к веку аудитория его собеседников изменялась, но не убывала. И сегодня она, несомненно, многолюднее, чем когда бы то ни было.
Сократ открыл мораль. Афиняне до Сократа были нравственными, а не моральными; они жили, руководствуясь обычаями и разумно приноравливаясь к обстоятельствам. Сократ показал, что существует добро как таковое. Он поставил знак равенства между совершенством человека, его добродетелью и знанием.
Целью написания данного реферата является рассмотрение основных философских взглядов Сократа и его философского метода, целью которого было приведение собеседника к самостоятельному нахождению истины.
В реферате я рассматриваю религиозные взгляды Сократа, его понятие о загробной жизни, о добродетели, рассматриваю самопознание в понимании Сократа, решение вопроса бытия в его философии, сократовскую концепцию знания и познания, его политико-правовые взгляды. Будет выяснено, что составляющими сократовского метода являются ирония и майевтика.
Темами философии Сократа были злободневные проблемы его времени, актуальные и ныне: добро, зло, любовь, счастье, честность и т.д. Обращение к Сократу во все времена было попыткой понять себя и свое время. И мы, при всем своеобразии нашей эпохи и новизне задач, не исключение.
1. СОКРАТОВСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
1.1. Становление философских взглядов Сократа
Сократ – великий античный мудрец, основатель собственной школы, по сути своей был скептиком, но не вынуждал других принимать свою точку зрения, а особым способом, задавая вопросы, заставлял каждого человека выразить свою собственную философию. В центре внимания Сократа был человек. Но он рассматривается Сократом как нравственное существо. Поэтому философия Сократа-это этический антропологизм. Интересам Сократа были чужды как мифология, так и физика.
Необходимо несколько слов сказать о времени, в котором жил Сократ. Современная ему афинская демократия утеряла свои простые, суровые и красивые идеалы, которые были в первой половине 5 века до н.э. В это время Афины жили грабительскими войнами, демократия вырождалась. Сократ же в самой гуще народа вел беседы, и своими с виду простыми вопросами ставил в тупик сторонников демагогического режима: аристократы считали его простолюдином, который много себе позволяет, а демократы боялись его хлесткого разоблачения. Однако Сократ был слишком популярен. Его бесконечные споры до поры до времени терпели, но в 399 г. до н.э. "демократические" власти судили философа и вынесли вопиющий судебный приговор - первый в Афинах смертный приговор за отвлеченные идейные разногласия.
Ему принадлежит выдающееся место в истории моральной философии и этики, логики, диалектике, политических и правовых учений. О жизни и деятельности Сократа - одного из величайших философов Древней Греции - можно узнать лишь по произведениям его современников и учеников, в первую очередь Платона, потому что сам Сократ письменных источников после себя не оставил. Но влияние, оказанное им на прогресс человеческого познания, ощущается до наших дней. Он навсегда вошел в духовную культуру человечества.
В центре сократовской мысли - тема человека, проблемы жизни и смерти, добра и зла, добродетелей и пороков, права и долга, свободы и ответственности, личности и общества. И сократовские беседы - поучительный и авторитетный пример того, как можно ориентироваться в чаще этих вечно актуальных вопросов. Переход от натурфилософии к моральной философии, связанный с именем Сократа, произошел не сразу. Первоначально, как это видно из платоновского "Федона", молодой Сократ был охвачен настоящей страстью к познанию природы, к исследованию причин земных и небесных явлений, их возникновению и гибели.
Сократ действительно явился тем мыслителем, который в хаотической путанице софистики отделил истинное от неистинного, свет от темноты. Почва, на которой он стоит, у него с софистами общая. И его принципом является отрицательная власть субъективного, не обусловленная никаким внешним объектом, свободная от ограниченного и определенного, которые считаются прочной реальностью непосредственного сознания; человек также у него относится только к самому себе; он также, по его мнению, имеет критерий реальности в себе самом. Однако Сократ значительно отличается от софистов тем, что для него таким критерием является не отдельное, а всеобщее сознание, сознание истинного и доброго, что он определяет разумную, абсолютную цель, содержание, хотя и продиктованное мышлением, но тем не менее сущее в себе и для себя, устойчивое, субстанциальное добро, как сущность субъективности. По мнению Сократа, софисты, вместо того чтобы учить своих учеников действительному знанию вещей, лишь потешаются над людьми. Они, например, в разговоре употребляли какое-нибудь слово то в одном, то в другом смысле, запутывали таким образом человека, ставили его в глупое положение и находили в этом для себя забаву.
Сомнение – «я знаю то, что ничего не знаю», – должно было, по учению Сократа, привести к самопознанию – «познай самого себя». Только таким индивидуалистическим, путем, учил он, можно прийти к пониманию справедливости, права, закона, благочестия, добра и зла.
В центре сократовской мысли – тема человека, проблемы жизни и смерти, добра и зла, добродетелей и пророков, права и долга, свободы и ответственности, общества. Согласно Плутарху, Сократ рассматривал подходящим для учения любое место, поскольку весь мир является школой благодетельности.
Сократ увидел, что человек внутренне "не пуст". Отсюда и знаменитое "Познай самого себя". Мудрец Сократ говорил, что глупость не в том, чтобы мало знать, а в том, чтобы не знать самого себя и думать, что знаешь то, чего ты не знаешь.
Внутренний закон, которому подчиняется человек, отличается от законов природы, он возвышает человека над его собственной ограниченностью, заставляет мыслить: "сам бог обязал человека жить, занимаясь философией". Философия – вот истинный путь к Богу. Философия – это своего рода умирание, но умирание для земной жизни, это подготовка к освобождению бессмертной души из ее телесной оболочки. Дух и концепция Сократа обретает самостоятельное существование. Сократ не боялся смерти, поскольку человек не есть простой элемент природы. Человеческое бытие не дано человеку изначально, он может только сказать "я знаю только то, что ничего не знаю". Человек может самостоятельно прийти к пониманию своей причастности общему идеальному началу, которое обще всем людям. В центре учения Сократа - человек, поэтому его философию называют началом первого антропологического поворота в истории философской мысли.
Сам Сократ не оставил сочинений, он не брал денег со своих учеников, не заботился о семье. Главной задачей своей жизни он считал обучение человека мышлению, умению находить в себе глубинное духовное начало. По его собственным словам, он был приставлен к афинскому народу как овод к коню, чтобы тот не забывал думать о своей душе.
Сократ говорил, что главная задача мудрости в том, чтобы различать
добро и зло; то же самое и мы, в чьих глазах нет безгрешных, должны сказать об умении различать пороки, ибо без этого точного знания нельзя отличить добродетельного человека от злодея. Среди других прегрешений пьянство представляется Сократу пороком особенно грубым и низменным. Он считал, что в других пороках больше участвует ум; существуют даже пороки, в которых, если можно так выразиться, имеется оттенок благородства, есть пороки, связанные со знанием, с усердием, с храбростью, с проницательностью, с ловкостью и хитростью, но что касается пьянства, то это порок насквозь телесный и материальный. Поэтому самый грубый из всех ныне существующих народов - тот, считал Сократ, у которого особенно распространен этот порок. Другие пороки притупляют разум, пьянство же разрушает его и поражает тело.
1.2. Демон Сократа.
Известно, что Сократ считал, будто его сопровождает некий демон (гений), который, по сведениям Платона, дает ему советы, останавливает его, когда он хочет совершить "неправильный" поступок, а по мнению Ксенофона, активно побуждает его к действиям. Одни исследователи видят в демоне Сократа метафору, которой он иронически прикрывал свои собственные совесть, разум или здравый смысл; другие - просветленное чувство, просветленное внутреннее чутье или инстинкт; третьи - выражение внутреннего откровения или проявление религиозного энтузиазма; четвертые - «чудовищный» феномен, при котором инстинкт и сознание (их функция) заменяют друг друга; пятые - свидетельство того, что внутреннему миру каждого присуща трансцендентность. Гегель, уделивший демону Сократа значительное внимание, связывает его с неспособностью греков принимать решение, руководствуясь внутренними побуждениями. Оракул – это способ передачи решения "внешнему факту". Демон Сократа, по мнению Гегеля, – это "оракул, который вместе с тем не представляет собой чего-то внешнего, а является чем-то субъективным, есть его оракул". Речь идет о процессе проекции вовне внутреннего решения и одновременно формирования умственных действий и внутреннего плана сознания через усвоение индивидом внешних действий с предметами и социальных форм общения.
Именно ему приписывается фраза «Я знаю, что ничего не знаю», которая сама по себе является философским трактатом в сжатой форме. Ведь, получается, уже в античности вызревала мысль о многомерности мира и ограниченности любого знания, актуальная по сей день. Сократу суждено было отдать жизнь за свои взгляды, от которых он не отрекся до последнего вздоха - как и многие мудрецы, он намного опередил свое время.
Никаких трудов Сократа до нас не дошло, и это объясняется его принципиальной позицией – именно в устной форме рождается истина, а письменная речь способствует созданию шаблонов мышления и нарушает принцип текучести и непосредственности мысли. Именно поэтому фигура древнего мудреца обросла легендами, и все, что мы знаем о философе, - это восприятие со стороны недругов и учеников либо просто современников. Очень много о Сократе писал Платон , его ученик и последователь, яркий представитель идеалистической философии. После знаменитого суда над Сократом были созданы многочисленные «Апологии», среди которых особенно значимы работы за авторством не только Платона, но и Ксенофонта. Сократа упоминает Аристотель в своей «Метафизике». Судя по всему, философу удалось оказать огромное влияние на современников: желание говорить о высших вопросах бытия с абсолютно любым человеком, установка на диалог, открытость мышления, преклонение перед знанием и одновременно ощущение невозможности его достичь, непритязательность внешней жизни и даже яркая внешность сделали его знаковой фигурой. К 423 году до н. э. Сократ становится настолько знаменит, что его образ воссоздается в комедиях Аристофана и Амейпсия. Но истинные почитатели к нему шли за мудростью и за тем, чтобы научиться мыслить, его диалоги завораживали и на время устраняли социальные различия. А Сократ охотно вступал в разговоры где угодно: на площадях, в садах, на улицах - в любом месте.
Основные факты биографии Сократа
Годы жизни Сократа ориентировочно определяются периодом с 469 по 399 до н.э. Он родился в Афинах, в Древней Греции, в семье, по всей видимости, зажиточного гражданина Софроникса, занимавшегося либо скульптурой, либо ремеслом каменотеса. Мать Сократа звали Фенаретой.
В просвещенную эпоху Перикла Сократ общался со многими интеллектуалами – музыкантом Дамоном, ученым Архелаем, софистом Протагором, с философом Анаксагором. Он дружил с политиками Фераменом, Хармидом, Критием и Алкивиадом, что впоследствии сослужило ему дурную службу, скомпрометировав на суде. Зенон Элейский обучал Сократа диалектике, Продик учил софистике, Сократ принимал также участие в диспутах с Горгием, Фрасимахом и Антифонтом. Сократ участвовал в Пелопонесской войне, однако военное дело оказалось ему абсолютно чуждо.
Уже в зрелом возрасте Сократ женился на Ксантиппе, которая была, может быть, не менее знаменита - своей сварливостью. От этого брака (вероятно, второго у Сократа) родилось трое детей.
Особенности мировоззрения Сократа
Речь не о какой-то устоявшейся философской системе, а именно о совокупности идей, ставших основой восприятия мира и образа жизни Сократа.
- Сократ считал, что только в диалоге может родиться истина. Он очень мудро полагал, что он ничего не знает о мире, и, чтобы узнать, вступал в диалог с самыми разными людьми. Такой способ получения знания Сократ называл «майевтикой», сравнивая познание с акушерским делом и считая, что в диалоге рождается подлинное знание. Основные методы ведения диалога Сократа – парадоксальность, умелое приведение к противоречию, ироничность. Любая законченная и четко артикулированная мысль казалась неполным, очень ограниченным, если не нелепым знанием, а то, что эта мысль, как правило, высказывалась собеседником Сократа, добавляло остроты диалогам и сводилась к ощущению несовершенства человеческого знания по сравнению со вселенской мудростью и многомерностью. Вот эта способность не принимать на веру ни единый догмат, стремление избавить свое мышление от шаблонов и стереотипов делают Сократа удивительно современным и сейчас.
- Добро и знание – незыблемые ценности сократовского мира. Философ считал, например, что невозможно быть благочестивым, не представляя, что это означает. Корень всех зол – неведение, ошибка рассуждения, и если ее прояснить, то душа вновь придет в гармонию и любовь к миру восторжествует. По Сократу, добродетель – это состояние разума.
- Принцип познания «от малого к большему». Сократ одним из первых обратился к миру абстракций (что высмеивал Аристофан в комедии «Облака»), а основанием для размышлений о категориях добра и зла, о знании, как раз и были примеры из окружающей действительности.
- Неприятие предшествующих натурфилософских учений, пытавшихся объяснить происхождение мира. Споры с софистами. Сократ считал, что именно морально-этическая проблематика должна выходить на первый план в философских системах, потому что именно этот аспект влияет на повседневную жизнь, а потому является наиболее важным. Сократ стремился выявить ясное этическое представление в каждом конкретном случае и у каждого конкретного человека, считая это залогом гармоничной жизни. «Знание – польза – удовольствие» - вот триада, ставшая основой антропологии Сократа.
Этика Сократа
- Высшей формой добродетели Сократ считал знание, и в этом смысле выступал как последовательный рационалист. Чаще всего Сократ рассуждал о сущности любви и дружбы. При этом любовь была неотделима от знания – только любя человека, можно постоянно желать узнать его лучше, не теряя расположения и симпатии к нему. Это и есть залог гармонии – каждая душа априори является доброй.
- Кроме того, Сократ был одним из первых, кто превозносил ценность внутреннего знания, называя это «демоном-покровителем» человека, к голосу которого следует прислушаться (здесь нет никакой мистики, «демон», по Сократу, - это смесь совести, разума, морально-этического чувства). Именно этот постулат впоследствии и стал причиной для обвинения Сократа в неблагочестии. Интересно, что по прошествии многих веков и Ницше воспринимал Сократа чуть ли как не отрицающего этические каноны.
- Еще одной «крамолой» Сократа стало сомнение в том, что опыт жизни молодое поколение должно получать, смиренно слушая старших и у них учась добродетели. Это «взрывало» устоявшуюся традицию воспитания в Древней Греции. Настоящее благочестие Сократ видел в самопознании и духовном совершенствовании, о чем и гласит приписываемая ему максима «Познай самого себя». При этом, по Сократу, человек, поступающий дурно, скорее всего, просто не знает, что такое добро, либо все равно творит добро.
- Говоря о государстве, Сократ подчеркивал, что у власти должны быть только самые лучшие представители общества, высоконравственные и живущие по принципу добра. Легко представить, как критически Сократ воспринимал действующую власть и как неугоден поэтому оказался.
Судьба Сократа
Его жизнь была свободной и яркой - слишком много внимания привлекал к себе «неудобный», независимый, свободный от материального мира словоохотливый чудак, оказавший влияние на целые поколения греков. В 399 до н.э. афинский суд вынес Сократу приговор по обвинению в отступлении от принятой государством религии, в подрыве устоев государства и дурном влиянии на молодое поколение. Единомышленники Сократа пытались спасти его, организовав побег из тюрьмы, но Сократ отказался. Он выпил цикуту, в качестве признания приговора, и через несколько минут умер, оставаясь в сознании. Этот пример несгибаемой воли и абсолютной последовательности, бесстрашия и внутренней силы стал неотъемлемой частью мифа о Сократе, который и в 21 веке вызывает живой интерес к личности античного мудреца.
Алкивиад, Ксенофонт, Евклид. Учение Сократа ознаменовало новый этап в развитии античной философии, когда в центре внимания оказались не природа и мир, а человек и духовные ценности.
Детство и юность
По разным источникам, философ родился в 470-469 году до нашей эры в греческих Афинах, в семье ваятеля Софрониска и повитухи Фенареты. У будущего великого мыслителя был старший брат Патрокл, который унаследовал отцовское имущество, но и Сократ не остался в нищете.
Об этом можно судить по тому факту, что на войну со Спартой философ отправился в обмундировании тяжеловооруженного воина, а оплатить его было по силам только обеспеченным гражданам. Отсюда следует вывод, что отец Сократа был зажиточным горожанином и неплохо зарабатывал, орудуя резцом и прочими инструментами.
Сократ трижды участвовал в военных действиях, демонстрируя мужество и отвагу на поле боя. Особенно храбрость философа и воина проявилась в тот день, когда он спас от гибели своего военачальника, Алкивиада.
Мыслитель родился 6 фаргелиона, в «нечистый» день, что предопределило его судьбу. Согласно древнегреческим законам, Сократ стал хранителем устоев афинского общества и государства, причем безвозмездно. В дальнейшем общественные обязанности философ исполнял с должным рвением, но без фанатизма, и поплатился жизнью за убеждения, честность и стойкость.
В молодости Сократ обучался у Дамона и Конона, Зенона, Анаксагора и Архелая,общался с великими умами и мастерами того времени. Он не оставил ни одной книги, ни единого письменного свидетельства мудрости и философии. Сведения об этом человеке, истории жизни, биографии, философии и идеях известны потомкам только по воспоминаниям учеников, современников и последователей. Одним из них был великий .
Философия
При жизни философ не записывал размышления, предпочитая идти к истине, используя устную речь. Сократ считал, что в записи слова убивают память и теряют смысл. Сократовская философия строится на понятиях этики, добра и добродетели, к которым он относил знание, храбрость, честность.
При этом знание, по Сократу, и есть добродетель. Не осознавая сущности понятий, человек не может творить добро, быть храбрым или справедливым. Только знание дает возможность быть добродетельным, поскольку это происходит осознанно.
Противоречивы трактовки понятия зла, выведенные Сократом, а точнее, упоминания о них в трудах Платона и Ксенофонта, учеников великого философа. Согласно Платону, Сократ отрицательно относился к злу как к таковому, даже к тому злу, которое человек причиняет врагам. Ксенофонт имеет противоположное мнение по этому вопросу, передавая слова Сократа о необходимом зле во время конфликтов, чинимом ради защиты.
Противоположные трактовки высказываний объясняются характером обучения, свойственного сократовской школе. Философ предпочитал общаться с учениками в форме диалогов, справедливо полагая, что так рождается истина. Поэтому логично предположить, что воин Сократ беседовал с полководцем Ксенофонтом о войне и обсуждал зло на примере военных конфликтов с противником на поле боя.
Платон же был мирным гражданином Афин, и Сократ с Платоном говорили об этических нормах внутри общества, причем речь шла о своих же согражданах, близких людях и о том, допустимо ли совершать зло по отношению к ним.
Диалоги – не единственное отличие сократовской философии. К ярким чертам постижения этических, человеческих ценностей, исповедуемого философом, относятся:
- диалектическая, разговорная форма поиска истины;
- определение понятий методом индукции, от частного – к общему;
- поиск ответов на вопросы при помощи майевтики.
Сократов метод поиска истины заключался в том, что философ задавал собеседнику наводящие вопросы с определенным подтекстом, так что отвечающий терялся и в итоге приходил к неожиданным для себя выводам. Славился мыслитель и заковыристыми вопросами «от противного», заставляя оппонента противоречить самому себе.
Сам учитель никак не претендовал на звание всезнающего педагога. С этой особенностью сократовского учения связана приписываемая ему фраза:
«Я знаю только то, что ничего не знаю, но другие не знают и этого».
Философ спрашивал, подталкивая собеседника к новым мыслям и формулировкам. От общих предметов он переходил к определению конкретных понятий: что есть мужество, любовь, доброта?
Определение сократовскому методу дал Аристотель, которому было суждено родиться спустя поколение после Сократа и стать учеником Платона. Согласно Аристотелю главный сократовский парадокс гласит: «Человеческая добродетель есть состояние ума».
К Сократу, который вел аскетический образ жизни, люди приходили за знаниями, в поисках истины. Он не обучал ораторскому искусству и другим ремеслам, но учил быть добродетельными по отношению к близким: семье, родным, друзьям, слугам и рабам.
Философ не брал денег с учеников, однако недоброжелатели все-таки причислили его к софистам. Последние тоже увлекались обсуждением этических норм и человеческой духовности, но не гнушались зарабатывать звонкие монеты своими лекциями.
Поводов к недовольству с точки зрения общества Древней Греции и граждан Афин Сократ давал немало. Для того времени считалось нормой, чтобы подросшие дети учились у родителей, а школ как таковых не было. Молодежь воодушевилась славой этого человека и гурьбой валила к прославленному философу. Старшее поколение было недовольно таким положением вещей, отсюда и родилось роковое для Сократа обвинение в «развращении молодежи».
Людям казалось, что философ подрывает самые устои общества, настраивая молодых людей против собственных родителей, развращая неокрепшие умы пагубными мыслями, новомодными учениями, греховными, противными греческим богам намерениями.
Другой момент, ставший роковым для Сократа и приведший к смерти мыслителя, связан с обвинением в неблагочестии и поклонении другим богам вместо тех, которые признавали афиняне. Сократ считал, что о человеке сложно судить по поступкам, ведь зло творится по незнанию. В то же время в душе каждого человека есть место добру, а у каждой души есть демон-покровитель. Голос этого внутреннего демона, которого сегодня мы бы назвали ангелом-хранителем, периодически нашептывал Сократу, как поступить в сложной ситуации.
Демон приходил на помощь философу в самых отчаянных обстоятельствах и всегда выручал, поэтому ослушаться его Сократ считал недопустимым. Этого демона и приняли за новое божество, которому мыслитель якобы поклонялся.
Личная жизнь
До 37 лет жизнь философа не отличалась громкими событиями. После этого мирный и аполитичный Сократ три раза участвовал в военных действиях, причем показал себя как храбрый и мужественный воин. В одном бою ему довелось спасти жизнь ученика, полководца Алкивиада, разогнав одной дубинкой вооруженных до зубов спартанцев.
Этот подвиг впоследствии тоже поставили в вину Сократу, поскольку Алкивиад, придя к власти в Афинах, установил режим диктатуры вместо любимой греками демократии. Отстраниться от политики и жизни общества и предаться философии и аскетизму Сократу так и не удалось. Он защищал несправедливо осужденных, а затем по мере сил противился методам правления пришедших к власти диктаторов.
В пожилом возрасте философ женился на Ксантиппе, у которой от него было трое сыновей. По слухам, жена Сократа не ценила великий ум супруга и отличалась вздорным нравом. Неудивительно: отец троих детей совершенно не участвовал в жизни семьи, не зарабатывал денег, не помогал родным. Сам мыслитель довольствовался малым: жил на улице, ходил в рваных одеждах и слыл чудаковатым софистом, каким и представил его в своих комедиях Аристофан.
Суд и казнь
О смерти великого философа нам известно по трудам учеников. Подробно процесс суда и последние минуты мыслителя описали Платон в «Апологии Сократа» и Ксенофонт в «Защите Сократа на суде». Афиняне обвинили Сократа в непризнании богов и развращении молодежи. Философ отказался от защитника и сам произнес речь в собственную защиту, отрицая обвинения. Он не стал предлагать штраф в качестве альтернативы наказанию, хотя по законам демократичных Афин это было возможно.
Сократ не принял помощь друзей, предлагавших ему побег или похищение из тюрьмы, а предпочел встретиться лицом к лицу с собственной судьбой. Он полагал, что смерть найдет его везде, куда бы ни увезли его друзья, раз уж так суждено. Другие варианты наказания философ считал признанием собственной вины и не мог с этим смириться. Сократ предпочел казнь, приняв яд.
Цитаты и афоризмы
- Невозможно жить лучше, чем проводя жизнь в стремлении стать совершеннее.
- Богатство и знатность не приносят никакого достоинства.
- Есть только одно благо - знание и только одно зло - невежество.
- Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности.
- Лучше мужественно умереть, чем жить в позоре.
В становлении и развитии выдающееся место принадлежит Сократу (470/469 — 399 гг. до н. э.). Сделав философию своей специальностью, он тем не менее не оставил после своей кончины философских произведений. Объясняется это просто: свои идеи Сократ предпочитал высказывать в устной форме ученикам, слушателям и оппонентам. То, что известно о жизни и деятельности Сократа, дошло до нас благодаря работам Ксенофонта, и . Предметом его философских рассуждений становятся человеческое сознание, душа, человеческая жизнь в целом, а не космос, не природа, как это было у его предшественников . И хотя он еще не дошел до платоновского или аристотелевского понимания философии, несомненно то, что он заложил основы их воззрений. Анализируя проблемы человеческого бытия, Сократ главное внимание в своих речах и беседах уделял вопросам этики, т. е. тем нормам, по которым человек должен жить в обществе. При этом способ доказательства и опровержения высказываемых суждений отличался у Сократа разносторонней и неотразимой формой воздействия.
В своей философской деятельности Сократ руководствовался двумя принципами, сформулированными оракулами :
- необходимостью каждому “познать самого себя”
- “ни один человек ничего не знает достоверно и только истинный мудрец знает, что он ничего не знает”.
С одной стороны, эти принципы были ему необходимы для борьбы против софистов, которых Сократ резко критиковал за бесплодность их учения, претензии на знание истины и громогласные заявления об обучении истине. С другой стороны, принятие этих принципов должно было побуждать людей к расширению своих знаний к постижению истины. Важнейшим средством, а если говорить на современном философском языке — методом для приобщения людей к познанию выступает ирония, существенной частью которой является признание своего невежества.
Познание самого себя, по Сократу, — это одновременно поиск настоящего знания и того, по каким принципам лучше жить, т. е. это поиск знания и добродетели . По существу, он отождествляет знание с добродетелью. Однако не ограничивает сферу познания утверждением о том, что ему нужно, или тем, что должно быть, и в этом смысле знание одновременно выступает как добродетель. Это фундаментальный принцип этической концепции и наиболее полно он представлен в диалоге Платона “Протагор”.
Невежество большинства людей проявляется в том, что знание и добродетель они рассматривают как две различные субстанции, независимые друг от друга. Они считают, что знание не оказывает никакого влияния на поведение человека, и человек нередко поступает не так, как того требует знание, а в соответствии со своими чувственными импульсами. По Сократу, наука, а в более узком смысле — знание, которая демонстрирует свою неспособность влиять на человека, особенно в моменты воздействия чувственных импульсов, не может считаться наукой . В свете сказанного становится ясным, что этическая концепция Сократа базируется не только, а возможно, не столько на нравственности, сколько на преодолении невежества и на знании. По-видимому, его концепцию можно представить так: от невежества, через знание, к добродетели, а дальше — к совершенному человеку и добродетельным отношениям между людьми.
Индуктивные рассуждения
Рассматривая другие идеи Сократа, оказавшие огромное влияние на дальнейшее развитие философии, важно отметить его роль в разработке общих определений и индуктивных рассуждений. “Две вещи можно по справедливости, — пишет Аристотель, — приписывать Сократу — доказательства через наведение и общие определения”. При этом общие определения, с помощью которых Сократ стремится отыскать “сущность вещей”, Аристотель увязывает с появлением диалектического анализа, который, по существу, отсутствовал до Сократа. “Ведь тогда еще не было, — объясняет свою мысль Аристотель, — диалектического искусства, чтобы можно было, даже не касаясь сути, рассматривать противоположности”. Индуктивное рассуждение предполагает, что в процессе анализа определенного числа вещей или отдельных суждений можно сделать общее суждение через понятие. Так, например, (в диалоге Платона “Горгий”) из утверждений о том, что тот, кто изучил архитектуру, является архитектором, кто обучался музыке, — музыкантом, тот, кто изучал медицину — стал врачом, Сократ приходит к общему утверждению, т. е. к понятию, что тот, кто изучил науку — это тот, кто сделал саму науку. Таким образом, индуктивное рассуждение предназначено для определения понятия и это понятие должно выражать сущность или природу вещи, т. е. чем в действительности она является. С полным основанием можно утверждать, что Сократ стоял у истоков формирования в философии общих понятий.
Диалектика
Существенным, как уже отмечалось выше, был вклад Сократа в развитие диалектики. , например, считал, что до Сократа не существовало диалектики. Учению о постоянной текучести чувственных вещей он противопоставляет идеи Сократа о диалектике, так как последний никогда не наделял общее обособленным существованием. Чтобы познать истину, необходимо, согласно Сократу, преодолеть противоречие. Диалектика Сократа — это учение о преодолении противоречия, отрицания противоречия, недопущения противоречия . К сказанному необходимо добавить, что диалектика и идеи о познании у Сократа тесно переплетены с его телеологией, т. е. учением о целесообразности. Таким образом, Сократом завершается в истории древнегреческой философии и начинается новый, можно сказать, философский этап, который получает свое дальнейшее развитие в работах Платона и Аристотеля.
Философия. Шпаргалки Малышкина Мария Викторовна
29. Философия Сократа
29. Философия Сократа
Произошел переход от натурфилософии к рассмотрению человека, его жизни во всех ее многообразиях. В философии возникает субъективистско-антропологическая тенденция. Основатель ее – Сократ.
Сократ (470–399 гг. до н. э.) стремится понять мир, двигаясь не от событий к событиям, а от событий к их смыслу. Основополагающая способность человека – разум, мышление. Именно разум способен дать знание. Истинное познание призвано дать человеку верные направления для его жизни. Ценность всякого познания природных, людских и божественных явлений в том, чтобы научиться разумно вести человеческие дела.
Сократ верил, что если человек знает, что хорошо, а что плохо, то он никогда не поступит дурно. Нравственное зло идет от незнания, значит, знание – это источник нравственного совершенства.
Сократ выделил три основных человеческих добродетели:
1) умеренность (знание, как обуздать страсть);
2) храбрость (знание, как преодолевать опасности);
3) справедливость (знание, как соблюдать законы божественные и человеческие).
Можно ли научиться добродетели? Сократ считал – нельзя. Он различает знание и мнение. Знание нельзя получить в готовом виде, человек должен затратить значительные усилия, чтобы обрести его. Отсюда вытекает метод Сократа – майевтика. Суть метода: исходное начало – ирония. Благодаря ироническому отношению к окружающему Сократ пробуждает у людей сомнения в общепринятых истинах. «Я знаю, что я ничего не знаю», – заявлял он. И тем самым приглашал к рассуждению, к выработке собственной позиции, которая основывалась бы на логических аргументах, была бы достаточно обоснованной. А достигал он этой цели путем точной постановки вопроса. Был автором другого способа: индукция и дедукция (от частного к общему, и наоборот). Сократ исходил из установки, что все знания уже имеются у человека. Он первым дал установку на самопознание: «Познай самого себя».
Человек и его место в мире стали центральной проблемой этики Сократа и главной темой всех его бесед.
Из книги Сократ за 90 минут автора Стретерн Пол Из книги Философ на краю Вселенной. НФ–философия, или Голливуд идет на помощь: философские проблемы в научно–фантастических фильмах автора Роулендс МаркВступление НФ-философия: от Сократа до Шварценеггера Некоторых читателей эта книга смутит и озадачит. По крайней мере, я на это надеюсь. Кто-то решит, что при всем уважении к автору эту книгу нельзя назвать серьезным научным трудом. И будет прав. Но прошу вас не совершать
Из книги История философии. Древняя Греция и Древний Рим. Том I автора Коплстон ФредерикПроблема Сократа Проблема Сократа заключается в точном установлении содержания его учения. Характер источников, которыми мы располагаем, – книги Ксенофонта «Воспоминания о Сократе» и «Симпозиум», диалоги Платона, различные высказывания Аристотеля и «Облака»
Из книги Сумерки идолов, или Как философствуют молотом автора Ницше Фридрих ВильгельмПроблема Сократа 1О жизни мудрейшие люди всех времён судили одинаково: она никуда не годится... Всегда и всюду из их уст слышали один и тот же вздох - вздох, полный сомнений, полный тоски, усталости от жизни, противостояния жизни. Даже Сократ сказал, умирая: «Жить - это
Из книги Духовные упражнения и античная философия автора Адо ПьерОбраз Сократа Для рассмотрения темы, предложенной нам в этом году, «Будущее и становление норм», я сосредоточил свои исследования на фигуре мудреца - по западной традиции. И в самом деле, изначально в греческой мысли мудрец предстает как живая и конкретная норма, как это
Из книги Шпаргалки по философии автора Нюхтилин Виктор3. Античная классика: моральная философия Сократа; проблема «эйдосов-идей» в философии Платона; Аристотель о материи и форме. Сократ Философский интерес Сократа к проблематике человека и человеческого познания знаменовал собой поворот античной мысли от прежней
Из книги Сократ автора Кессиди Феохарий Харлампиевич1. Загадка Сократа Проблема Сократа в значительной мере сводится к вопросу об исторической ценности свидетельств о нем, к вопросу о степени их достоверности. Сказанное в первую очередь относится к свидетельствам Платона и Ксенофонта, поскольку они считались (в
Из книги Философия как живой опыт автора Бахтин Николай Михайлович1. Личность Сократа Представим себе Афины конца V в. до н. э. Это прежде всего рыночная площадь (агора). В центре – большое здание для хлебной торговли. Вокруг агоры расположились общественные здания, на прилегающих к ней узких и кривых улицах – мастерские, парикмахерские,
Из книги Об истине, жизни и поведении автора Толстой Лев Николаевич1. Философия в понимании Сократа Говорят, что Херефонт, который в молодости был другом и последователем Сократа, прибыв однажды в Дельфы, святилище бога Аполлона, осмелился обратиться к пифии, устами которой якобы вещал бог, с таким вопросом: "… Есть ли кто на свете мудрее
Из книги Философия. Шпаргалки автора Малышкина Мария Викторовна Из книги Избранные диалоги автора Платон2. "Даймонион" Сократа Что такое "демон", "демоний", или "даймон" Сократа, какова сущность его "Даймониона", было неясно уже ученикам и друзьям философа, не говоря о более поздних античных авторах – Цицероне, Плутархе, Апулее, высказывавшихся на этот счет. О демонии Сократа
Из книги автора7. Телеология Сократа Вопреки заверениям Ксенофонта (см. Воспоминания, I, 1, 2-3; IV, 3, 5-12; IV, 3, 16-18) в том, что Сократ признавая богов народной религии, Сократ отходил от традиционной религии, о чем свидетельствует сам же Ксенофонт: "… Вера (Сократа. – Ф. К.) в промысел богов о людях,
Из книги автораПроблема Сократа 1Проблема Сократа - старая, исконная проблема европейской культуры. Ницше лишь сузил и обострил ее. Для Ницше Сократ - только «теоретический человек», в его самодовольном оскудении, в его слепоте к изначальному трагизму жизни и отрыве от ее творческого
Из книги автораСмерть Сократа
Из книги автора29. Философия Сократа Произошел переход от натурфилософии к рассмотрению человека, его жизни во всех ее многообразиях. В философии возникает субъективистско-антропологическая тенденция. Основатель ее – Сократ.Сократ (470–399 гг. до н. э.) стремится понять мир, двигаясь не
Из книги автораАПОЛОГИЯ СОКРАТА [После обвинительных речей]201{17} Как подействовали мои обвинители на вас, афиняне, я не знаю; а я из-за них, право, чуть было и сам себя не забыл: так убедительно они говорили. Впрочем, верного-то они, собственно говоря, ничего не сказали. Из множества их