«Развитие звукового анализа и синтеза
с использованием различных игр»
Проблема подготовки к школе детей с речевыми нарушениями сегодня актуальна, и в современной методической литературе процесс формирования навыков звукового анализа освещен недостаточно. Первые попытки сознательного выделения звука из слова, а затем и установление точного места того или иного звука являются необходимыми предпосылками обучения грамоте. По данным В.К. Орфинской, выделение звука из слова появляется у детей дошкольного возраста спонтанно, сложным же формам звукового анализа нужно обучать специально. А.Н.Гвоздев отмечает, что "хотя ребёнок замечает разницу в отдельных звуках, но разложение слов на звуки им самостоятельно не производится". И действительно, самостоятельно выделить последний согласный звук в слове, несколько гласных одновременно, установить позицию заданного звука или количество слогов вряд ли доступно дошкольнику. И очень важно, чтоб эта помощь была квалифицированной, целостной, поэтапной. Изучение звуков происходит в процессе аналитико-синтетической работы над словом, то есть ребёнок овладевает основными навыками звукового анализа (мысленного расчленения слова на составляющие его звуки), а также синтеза (сочетания звуковых элементов в единое целое). И только потом происходит знакомство с обозначением звуков буквами. На основе звукового анализа и синтеза дети овладевают чтением слогов и слов. Неумение воспроизводить звуковой анализ может привести в дислексии: затруднения и ошибки в первую очередь связаны с недостаточным овладением звуковым составом слова, смешиванием акустически сходных звуков, неполноценностью звукового анализа и синтеза.
Основной задачей, которую ставят перед собой педагоги, является формирование личности развивающегося ребенка, его подготовка к обучению в школе. Занятия по обучению грамоте помогают подготовить детей к обучению в школе, делают их переход из детского сада в школу более естественным, повышают интерес детей к процессу познания окружающего мира, помогают выработать более устойчивое внимание, усидчивость, умение точно выполнять задание. Наличие пробелов в развитии фонетики, лексики, грамматического строя и связной речи служит серьезным препятствием в усвоении программой детского сада и в дальнейшем общеобразовательной школы. Это делает актуальным разработку наиболее рациональных путей формирования звукового анализа и синтеза – необходимой ступени к овладению грамотой.
Дети с нарушениями речи имеют трудности в звукопроизношении, фонематическом восприятии, выраженное отставание в формировании словарного запаса, грамматического строя и связной речи. Наличие пробелов в развитии фонетики, лексики, грамматического строя и связной речи служит серьёзным препятствием в усвоении программы детского сада. Необходимой ступенью в овладении грамотой является формирование звуко-слогового анализа.
Осознав актуальность данной проблемы, я начала углубленно работать по теме: «Развитие звукового анализа и синтеза с использованием различных игр».
В процессе коррекционной работы с детьми, имеющими различные нарушения звукопроизношения, я пришла к убеждению, что развитие звукового анализа и синтеза является важной, неотъемлемой частью всей работы по исправлению недостатков звукопроизношения у детей наряду с постановкой, автоматизацией. Так как без полноценного восприятия фонем, без чёткого их различения невозможно и их правильное произношение.
После проведения речевого обследования детей, имеющих нарушения звукопроизношения, мною был выявлен низкий уровень развития звукового анализа и синтеза у обследуемых детей. В основу исследования положены принципы методик Г.П. Беляковой, Ф.А. Сохина, Г.А. Тумаковой и др.
Дети испытывали трудности, когда им предлагалось, внимательно слушая, выделить звук из разных позиций в слове. Многие ребята затруднялись в отборе картинок, придумывании слов с заданным звуком. Дети, имеющие отклонения в развитии звукового анализа и синтеза не могут ни чётко повторить звуки, ни правильно показать картинки с определённым звуком. Были случаи частичного нарушения, связанные с недостаточным различием одной группы звуков или одной пары звуков при хорошем различении других звуков. однако даже небольшие отклонения могут стать причиной затруднений при совершении ребёнком действий звукового анализа.
По результатам обследования мною были сделаны следующие выводы:
о взаимосвязи и взаимовлиянии фонематического восприятия и звукового анализа и синтеза;
об условиях проявления нарушенного звукового анализа и синтеза: в сложных фонематических позициях, в слогах, словах, предложениях, тексте;
о характере ошибок, которые могут возникнуть у дошкольников с ФФНР при обучении их чтению и письму.
В начале своей работы по данной проблеме мною были поставлены следующие задачи:
познакомить детей со звуковым составом, звуковым строением слова, их осознанному анализу и синтезу;
развивать умение выделить звуки из разных позиций в слове, слышать и отбирать в ряду других звуков;
учить детей различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».
учить определять количество слогов в слове, отхлопывать и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры, выделять ударный слог.
Согласно поставленным задачам мною был разработан перспективный план работы по формированию звукового анализа и синтеза.
В данной работе можно условно выделить три этапа:
1. Первый этап посвящается изучению гласных звуков. При этом хорошо использовать систему символов, разработанную Т.А. Ткаченко.
Внешний вид символов совпадает с очертанием губ при артикуляции соответствующего гласного звука. Дети с общим недоразвитием речи при обучении навыкам звукового анализа нуждаются дополнительно в слуховой и зрительной опоре: выделению звука в слове помогает утрированное произнесение изучаемого звука в ходе занятия; в отличие от букв символы быстро и легко запоминаются детьми. Символы – это геометрические формы красного цвета: А – большой круг, У – маленький кружок, И – горизонтальная полоска, О – вытянутый по вертикали овал, Ы – нижняя половина круга. На данном этапе дети учатся анализу и синтезу звукосочетаний из двух, а затем из трех гласных типа АУ, АОУ, выделению начального гласного в словах.
2. В ходе второго этапа наряду с уточнением произношения наиболее артикуляционно простых звуков дети учатся выделять звук в ряду других звуков, слог с заданным звуком в ряду других слогов, определять наличие или отсутствие звука в слове, выделять начальный согласный. На занятиях дети учатся анализировать обратные слоги типа гласный + согласный, прямые слоги типа согласный + гласный, а затем слов СГС (например: мак) . На данном этапе вводятся упражнения с фишками (красные квадраты обозначают гласные звуки, синие – твердые согласные, зеленые квадраты – мягкие согласные). Эти упражнения воспитывают навык чтения прямых и обратных слогов и слов. В это время дети постепенно учатся понимать и правильно употреблять термины: звук, буква, слог, слово, гласный и согласный звук, твердый и мягкий звук, звонкий и глухой звук.
3. На последнем этапе дети обучаются производить полный звуковой анализ слов. Здесь особенно широко используется прием "живые звуки”. Постепенно дети начинают анализировать слова без опоры на утрированное произнесение. У детей формируют умения:
o различать изученные звуки;
o знать гласные звуки первого ряда и звук И;
o знать изученные согласные звуки и их акустико-артикуляционные признаки (твердость – мягкость, звонкость – глухость);
o выделять любой из изученных звуков в составе односложных слов (рак ), двусложных (лапа ), трехсложных (малина );
o определять местоположение звука (в начале, в середине, в конце слова);
o определять линейную последовательность звуков в слове;
o определять количество звуков в слове.
Коррекционное обучение предусматривает развитие круга знаний и представлений об окружающем, развитие словаря, звукового анализа и синтеза, речевых умений и навыков, которые должны быть усвоены детьми на данном возрастном этапе. Работа с детьми-логопатами направлена на преодоление у них речевых и психофизических нарушений путём проведения индивидуальных и подгрупповых занятий.
Эта работа осуществляется с самых первых этапов логопедической работы и проводится в игровой форме на протяжении всего этапа коррекционного воздействия, так как ведущим видом деятельности ребенка дошкольника является игра. С.Л. Рубинштейн назвал игру практикой развития. Значение такой деятельности как игра в том, что она точно соответствует его (ребенка) возрасту и интересам и включает в себя такие элементы, которые ведут к выработке нужных навыков и умений. В игре происходит развитие речи и мышления.
Игра занимает значительное место в жизни детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. Игра создает тот положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Она выявляет индивидуальные способности ребенка, позволяет определить уровень его знаний и представлений.
Игра не только выявляет индивидуальные способности, личностные качества ребенка, но и формирует определенные свойства личности. Игровой метод дает наибольший эффект при умелом сочетании игры и учения.
Детям четырёх-пяти лет свойственно играть звуками, словами – «перебирать» звуки, составлять всевозможные сочетания, порой бессмысленные и смешные. Поэтому работу с детьми я начала с выделения отдельных звуков в слове. При этом именно с гласных звуков, так как их легче выделять, их можно спеть (аааа, ииии… и т.д)или долго тянуть. В течении периода обучения детей учу чётко воспроизводить гласные звуки, угадывать их по беззвучной артикуляции, слышать и выделять в ряду других звуков. Включаются упражнения по удержанию в памяти ряда, состоящего из 3-4 гласных звуков. В процессе работы учила детей интонационно подчёркивать, выделять звуки в слове. Упражнения на узнавание звука в слове, отбор картинок, придумывание слов со звуком так же осуществляется в процессе игр с использованием различного дидактического материала (игры «Кто самый внимательный?», «Добавь пропущенный звук» и др.)
Работа с предметными картинками (где изображены различные предметы, игрушки, животные и др.) позволяет выделять отдельные звуки в словах, первый звук в слове, сравнивать пары звуков по их звучанию. При организации игр по развитию звукового анализа и синтеза я стараюсь придумывать интересные сюжеты, использую соревновательные моменты, игры-иллюстрации, создаю игровые ситуации. Например, пойти в магазин и купить вкусные вещи со звуками «к» и «кь» или «с» и «сь», класть их в корзинку, сумку. Потом посчитать, кто больше набрал «продуктов», или предлагаю такую игру: пойти в лес и называть животных, птиц со звуками «р» и «рь», «л» и «ль»; поехать в «Детский мир» за игрушками и т.д.
Когда дети свободно определяют наличие звука в слове, перехожу к определению его места в слове.
Особый интерес у детей вызывают задания, в которых «собирают рассыпанные» звуки или, наоборот, их «рассыпают», сопровождая действием. Составление схем слов из цветовых символов чередуется с подбором или поиском подходящих слов к заданной схеме. На более поздних этапах работы дети отгадывают ребусы кроссворды. При этом важно научить детей самостоятельно задавать вопросы о звуках, слогах, словах. Дети выполняют творческие задания – задают вопросы персонажам занятия, друг другу и логопеду. Намеренно допущенные логопедом ошибки в ответах на эти вопросы вызывают особый интерес у детей, они эмоционально откликаются, желая помочь исправить ошибку, найти правильный ответ.
Играть в логопедические игры весело и занимательно. Дети соревнуются друг с другом. В результате возникшего интереса к играм поставленные звуки быстро закрепляются, речь становится грамматически правильной, а скучные и малоинтересные упражнения по словоизменению и звуковому анализу превращаются в увлекательное занятие.
Использование игр в системе логопедической работы позволяет снизить утомляемость и повысить эмоциональную заинтересованность ребёнка.
Мною сделаны развивающие наглядные игры: «Звуковая улитка», «Звуковой кубик», «Звуковые часы», «Цепочка слов», «Составь и прочитай слово», «Кто в домике живёт?», «Определи первый звук в слове» и другие. Ребята с огромным удовольствием в них играют.
Уже после проведения нескольких этапов работы по формированию навыков звукового анализа и синтеза заметны улучшения в развитии речи детей.
Процесс автоматизации и дифференциации звуков протекает быстрее; формирование правильной слоговой структуры слова значительно ускоряется. Дети могут с лёгкостью определить место заданного звука в слове, придумать слова на заданный звук, выделить начальный и конечный звук в слове, повторить слоговой ряд, ряд слов; найти рифмующееся слово, различать короткие и длинные слова, с удовольствием отстукивают или отхлопывают слово по слогам, отсчитывают количество звуков, слогов в слове.
Следовательно, после проведённой работы по данной проблеме заметны улучшения в развитии навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста.
Список использованной литературы:
1. Волкова Логопедия: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. "Дефектология”– М.: Просвещение, 1989. – 528 с.
2. Ковшиков В.А. Исправление нарушений различения звуков. Методы и дидактические материалы.- СПб.: КАРО, 2006. – 128 с.: ил.- (Серия «Популярная логопедия»).
3. Лопухина И.С. Логопедия, М.,1995.
4. Ткаченко Т.А. Формирование навыка звукового анализа и синтеза-М.: Издательство «Гном и Д», 2005.-48с.- (Практическая логопедия)
На занятиях по обучению грамоте значительное место занимает работа по фонетическому анализу слов. Чтобы научиться читать и писать, ребёнок должен понять, что речь рождается из слов. А для этого ему необходимо усвоить звукослоговое строение слов русской речи и обозначение звуков буквами.
В процессе своего речевого общения ребёнок никогда не имеет дело с изолированными звуками, а имеет дело с целыми звучащими компонентами, которые он должен различать на слух и произносить. Этими компонентами являются слова, словосочетания, предложения. В речи ребенка важным является её предметное содержание. Поэтому задача звукового анализа и синтеза перед ребенком не встанет сама по себе. Эта задача становится актуальной только при обучении его грамоте. Фонематическому анализу и синтезу ребенок должен быть обучен.
Основной задачей развития у детей фонематического анализа и синтеза является профилактика фонематической формы дисграфии, проявлениями которой являются следующие ошибки при освоении детьми письменной речи: пропуски гласных букв в словах (САПОГ- СПОГ), пропуски согласной буквы в словах со стечением согласных (СТАКАН-САКАН, ТАКАН), слитное написание слов в предложении и др.
Дошкольник не может спонтанно произвести звуковой анализ слова, т.к. ребенок, если перед ним ставится эта задача, должен впервые в своей речевой практике отойти от смысла слова и начать работать со словом не как с семантической (наполненной смысла) единицей речи, а как со звукокомплексом.
Фонематика - это наука, которая изучает звуки (фонемы) русского языка.
Фонема является минимальной линейной единицей языка, то есть меньше, чем на фонемы, низкая звуковая последовательность (слог, слово, предложение) не может быть расчленена.
Количество фонем, как гласных, так и согласных, в различных языках мира различно. Так, в русском языке 6 гласных и 36 согласных фонем, в английском - 20 гласных и 24 согласных.
Характеристика звуков русского языка.
Звуки делятся на ГЛАСНЫЕ и СОГЛАСНЫЕ.
Гласные звуки (их 6): А, О, У, Ы, И, Э.
Гласных букв в русском языке- 10: А, О, У, Ы, И, Э, Е, Ё, Ю, Я.
При произношении гласных звуков струя воздуха не встречает преград во рту (зубы, губы разомкнуты, язык лежит), они образуют слоги.
Определение для детей: Гласный звук можно петь и тянуть.
При произношении согласных звуков
воздушная струя обязательно встречает звукообразующую преграду: зубы,язык, губы. Согласные звуки слога не образуют.
СОГЛАСНЫЕ бывают твердые и мягкие
:
Б-БЬ, В-ВЬ, Г-ГЬ, Д-ДЬ, З-ЗЬ, К-КЬ, Л-ЛЬ,
М-МЬ, Н-НЬ, Р-РЬ, С-СЬ, Т-ТЬ, Ф-ФЬ, Х-ХЬ.
Звонкие и глухие:
Б-П, Д-Т, В-Ф, Г-К, З-С, Ж-Ш.
Звуки: Л, М, Н, Р, ЛЬ, МЬ, НЬ, РЬ -всегда звонкие (у них нет «глухой» пары).
Ш, Ж, Ц - твердые согласные,
Ч, Щ, Й - мягкие согласные.
Твёрдые согласные звуки обозначаются синим цветом,
Мягкие согласные - зеленым,
Гласные - красным.
Мягкость и твёрдость
согласных определяется на слух, в сравнении: (М-МЬ),
И с некоторой ссылкой на артикуляцию:
Звук М произносится «сердитыми» губами (он твердый),
А звук МЬ- мягкий, ласковый, он произносится губами в улыбке.
Глухость- звонкость
определяется так:
1. Прикрыть ладошками уши и произнести звук (для сравнения- глухой и парный ем звонкий). Какой из них звенит?
2. При произнесении звука приложить к горлышку ладошку.
«Дрожит» горлышко или нет? (обнаружение «дрожания» голосовых связок).
Фонематический анализ
- это выделение звуков слова (назвать первый звук, последний звук, все звуки поочередно).
Фонематический синтез
- это воспроизводство слова (составление, синтезирование) из отдельных звуков.
Например: составь слово в котором есть звуки К, О, Т (кот).
«Звуки разбежались» К, С, О (сок)
Буквенный анализ и синтез
- это те же операции, но производимые с буквами.
Звуко-буквенный анализ
- это выделение звуков слова и его букв.
Пример: анализ слов с Ь на конце
К, О, НЬ- 3 звука
К, О, Н, Ь,- 4 буквы.
Ь в середине слова:
КОНЬКИ 2 слога
5 звуков
К о н ь к и 6 букв.
Слова с Ъ:
Звуковой анализ можно не давать, но надо объяснить,
Почему нужен Ъ в данном слове ПОДЪЕЗД: написать слово
Без Ъ и прочитать его ПОДЕЗД. А как разделить буквы Д и Е?
На»выручку» и приходит Ъ.
Анализ слов с сомнительной согласной:
Д, У, П-3 звука
Д, У, Б - 3 буквы, на конце -буква Б, а не П, т.к. в слове ДУБЫ нет звука П,а есть звук Б.
Анализ слов с безударной гласной:
В слове СОВА мы слышим звуки С, А, В, А, а напишем СОВА, т.к. в слове СОВЫ после звука С слышим звук О.
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад «Парус» г.Волгодонска
«ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ».
(Система работы в карточках).
Разработала: учитель-логопед
Т.И.Кузькина
Волгодонск
2016
ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ФОРМЫ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА:
(Появление и развитие в онтогенезе).
Выделение звука на фоне слова.
Возникает сама по себе в норме. При нарушении фонематического слуха не формируется.
Выделение конечного, начального согласного звука в слове и определение его места в слове: начало, середина, конец.
Частично формируется спонтанно, частично через обучение.
3.Определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим (после какого стоит, перед каким).
Появляется только в процессе обучения.
Принципы логопедической работы по развитию фонематического анализа и синтеза:
1.Учет последовательности формирования указанных форм в онтогенезе.
2.От простого к сложному.
3.Учет характера трудностей выделения звука.
Трудности выделения звука зависят:
От его характера;
- от положения в слове;
- от произносительных особенностей звукового ряда.
Легче всего выделяются:
Гласные из начала слова;
- щелевые как более длительные;
- щелевые легче – в начале слова, в стечении, в прямом слоге в начале слова;
- взрывные легче – в конце слова и в начале слова в стечении.
1.
Этапы формирования навыков фонематического анализа:
1.Выделение конечного согласного в слове (учить слышать конец слова).
Лучше в начале работы использовать длинные слова, можно без учета семантического значения.
Задание: «Послушай, каким звуком заканчивается слово».
КАПЕРОБУК, КОМПОТ, ПАКЕДУК, КАМАПУП, БЕГЕМОТ.
2.Выделение начального звука в слове (ударная гласная или щелевой звук в стечении).
Задание: «Послушай, с какого звука начинается слово».
АИСТ, УТРО, ОЛЯ, ШРАМ, ХРАП, СТОП, ВРУН.
3.Определение начала и конца слова.
Задание: «Послушай слово, с какого звука оно начинается и каким заканчивается».
АПЕРКОТ, СТОЛБИК, УГОЛОК, ШРЕК, УДОД.
Определение последовательности звуков в слове.
Предварительная работа - закрепить артикуляцию гласных, сформировать кинестетические ощущения, особенно детям с гиперкинезами.
А) Узнавание гласного звука на слух (без называния звука):
С проговариванием и опорой на артикуляцию- проговариваем:А, С, У, Ш, Х, И и отмечаем(рука в руке) гласные звуки: есть или нет («да»- жест, карточка; «нет»- то же самое). Инструкция: « Будем слушать гласные звуки»;
Без проговаривания ребенком, с опорой только на слух, начиная от 2-х звуков и до возраста ребенка. Инструкция: «Слушай гласные звуки. Услышишь, показывай карточку «да». У,С. – А, У,Х.- И, Ф, С, У. – О, А, Ш, В, И,Э. – И, С, О, А, Х, У.
В начале слова: начальный гласный в ударной позиции (АНЯ, ПТХ, ОСЕНЬ, ФТХС, УХО, КТНХ), начальный гласный в безударной позиции (АРБУЗ, УХА, КТНС, ШКМХ, ИНДЮК);
В середине слова (МАМА, ПТКХ, ШУБА, РЫБА, СТНК).
Б) Вычленение (называние ребенком) гласного звука на слух:
- из ряда гласных в начальной позиции(назвать, поднять букву) по инструкции: «Послушай звуки, назови, какой первый».
У- И
О- А- И
А- О- О- И-Э
- 2.
Из серии слогов с повторяющимся гласным звуком (обратные слоги);
« Я скажу три слога, назови, какой первый звук в каждом»:
УШ- УС-УХ.
Из серии слогов с повторяющимся гласным звуком (в прямых слогах);
«Я скажу три слога, определи, какой гласный звук ты слышишь в каждом»
ПУ-ТУ-ДУ.
Из слова: в начальной позиции под ударением (ИСКРА, ОКНА, УШКИ).
«Какой первый звук в слове?»
В середине слова под ударением (СОМ, СТУЛ, РАК, ДЫМ).
«Какой гласный звук в середине слова?»
В) Узнавание согласного звука на слух:
В ряду гласных;
Задание: « Я буду говорить звуки, если услышишь звук «К», подними карточку «ДА».
А, У, К, И, К, Э, О, К.
В ряду сонорных;
Задание: « Я буду говорить звуки, если услышишь звук «Д», подними карточку «ДА».
Д, Р, Л, Д, Н, М, Д, Р.
В ряду щелевых;
Задание: « Я буду говорить звуки, если услышишь звук «Г», подними карточку «ДА».
Г, С, Х, Ш,Г, Ф,Г.
Узнавание согласного звука на слух в слоге:
Со стечением;
Задание: «« Я буду говорить слоги, если услышишь звук «К», подними карточку «ДА».
КРА, ФРУ, ЛБУ, КМА, ШРО.
Щелевого в прямом слоге;
Задание: « Я буду говорить слоги, если услышишь звук «В», подними карточку «ДА».
ВА, КУ, ДЫ, ВО, ГУ, ВЫ; ВА, СЫ, ШУ, ВУ, ХУ, ФЫ. 3.
- взрывного в прямом слоге;
Задание: « Я буду говорить слоги, если услышишь звук «К», подними карточку «ДА».
КА, РУ, ЛЫ, КО, НА, КЫ.
Узнавание последнего согласного в слове на слух:
Задание: « Слушай слова, если в конце слова услышишь «К», подними карточку «ДА».
ПАУК, ПОВАР, НОУТБУК, САМОСВАЛ, ДОМ, УЧЕНИК (взрывные звуки).
Задание: « Слушай слова, если в конце слова услышишь «Р», подними карточку «ДА».
ПАУК, ПОВАР, БЕГЕМОТ, КОВЕР, ДОМ, НОУТБУК, ШОФЕР (сонорные звуки).
Задание: « Слушай слова, если в конце слова услышишь «Ш», подними карточку «ДА».
МАЛЫШ, КАМЫШ, ПАУК, САМОЛЕТ, КАРАНДАШ, КОМПОТ (щелевые звуки).
Г) Вычленение согласного звука на слух:
Из серии слогов: прямых(щелевые), обратных (взрывные, соноры);
Последнего согласного в слове;
Задание: « Какой последний звук в слове (назови, покажи букву)».
ПАУК, КОМПОТ, НАСОС, КОВЕР, МАЛЫШ.
Начального согласного в слове;
Задание: « Какой первый звук в слове (назови, покажи букву)».
СЛОЖНЫЕ ФОРМЫ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА.
Цель логопедической работы – формирование навыка определения последовательности звуков в слове.
Последовательность работы по принципу усложнения:
Слова, состоящие из трех звуков типа: МАК, ЛУК, ШАР, РАК.
Слова, состоящие 2-х прямых слогов типа: КА-ША, МА-ША, СА-ДЫ.
Слова со стечением звуков в начале слова типа: КРАН, СЛОН, СТУЛ, ШРЕК.
Слова, состоящие из трех открытых слогов типа: МА-ШИ-НА, БУ-МА-ГА.
Слова, состоящие из первого прямого и второго закрытого слогов типа: КО-МАР, ПО-ХОД, НО-СОК.
Слова, состоящие из первого закрытого и второго прямого слогов типа: МЫШ-КА, КОШ-КА, МАС-КА, БОЧ-КА.
Например, тема «Постановка и автоматизация звука « Р».
«Посмотри, на картинке нарисован РАК. Кто это? Рак (повторить слово три раза).
Разберем, из каких звуков состоит слово РАК.
Первый звук какой? Р (ставится фишка под картинкой на первом месте).
Второй звук какой? А (ставится фишка под картинкой на второе место).
Третий звук какой? К (ставится фишка на третье место).
Сколько всего звуков в слове? 3.
Назови их еще раз (Р,А,К).
Какое получилось слово? РАК.
«Посмотри, это ШАР.
Какой первый звук в слове ШАР? Ш (фишка не выставляется).
А какой второй звук в слове ШАР? А (фишка не выставляется).
Какой третий звук в слове ШАР? Р (фишка не выставляется).
Сколько всего звуков? 3
Назови их еще раз (Ш,А,Р).
Какое получилось слово? ШАР.
Какое слово получилось?
IV этап. Определение места звука в слове.
Проводится после предыдущих этапов.
Например, слово РАК.
«На каком месте стоит в этом слове звук К? (на третьем, или - на последнем).
А звук Р стоит на каком месте? (на первом, или- в начале слова). И т.д.»
V этап. Установление взаимоотношения звуков с соседями по слову.
(все этапы по Я.Гальперину).
I этап (наглядно-действенный уровень с опорой на наглядность).
Например, тема: «Автоматизация звука Ш в середине слова».
«Посмотри, на картинке нарисована КОШКА. Кто это? Кошка (повторить слово три раза).
Разберем, из каких звуков состоит слово КОШКА.
Первый звук какой? К (ставится фишка).
Второй звук какой? О (ставится фишка на второе место).
И т.д. до последнего звука.
Сколько всего звуков? 5. Назови их еще раз. Какое слово получилось? КОШКА.
На каком месте в этом слове стоит звук К?(показ фишки). На первом месте.
На каком месте в этом слове стоит звук А?(показ фишки) На последнем, пятом месте.
Какой звук стоит после звука К?(показ фишки) Звук О. На каком месте? На втором.
Какой звук стоит после звука О? Звук Ш.
На каком месте в слове стоит звук Ш? На третьем, или после звука О.
Какой звук стоит перед вторым звуком К (показ соответствующей фишки). Звук Ш.
Какой звук стоит после звука Ш? (показ фишки). Звук К. На каком месте? На четвертом.
II этап (наглядно-образный уровень с опорой на проговаривание без выставления фишек, наглядных опор).
Например, тема: «Автоматизация звука Ш в начале слова».
«Посмотри, это ШАПКА (выставляется картинка).
Какой первый звук в слове ШАПКА? Звук Ш.
А какой второй звук в слове ШАПКА? Звук А.
И т.д. до последнего звука. Без наглядной опоры (фишки не выставляются).
Сколько всего звуков в слове ШАПКА? 5. Назови их еще раз (Ш, А, П,К, А).
На каком месте в этом слове стоит звук Ш? На первом месте.
На каком месте в этом слове стоит звук А? Втором и пятом месте.
Какой звук стоит после звука Ш? Звук А. На каком месте? На втором.
Какой звук стоит после звука А? Звук П. На каком месте? На третьем.
На каком месте в слове стоит звук К? На четвертом, или после звука П.
Какой звук стоит перед вторым звуком А? Звук К.
Какой звук стоит после звука К? Звук А. На каком месте? На пятом.
III этап (логический уровень, внутренней речи).
«Посмотри, что нарисовано на картинке? (слово не проговаривается).
Скажи, какой первый звук в этом слове, а второй, а третий?
Сколько всего звуков? Назови их.
Какое слово получилось?
Какой звук стоит после звука «»?
Какой звук стоит перед звуком «»?
Назови « соседей» звука «»? 6.
Людмила Кулюпина
Развитие навыков звукового анализа и синтеза.
Современный метод обучения детей грамоте является звуковым аналитико- синтетическим . Это означает, что дети знакомятся сначала не с буквами родного языка, а с его звуками . Такой подход оправдан тем, что без представления о количестве и порядке звуков в слове ребенок не сможет правильно писать, а назвав по порядку буквы, но не умея соединить вместе соответствующие им звуки , не овладеет чтением.
При обучении как чтению, так и письму исходным процессом является звуковой анализ устной речи , то есть мысленное расчленение слова на его составляющие (звуки , установление их количества и последовательности.
Для чтения детей с сохранным (даже в нерезко выраженном варианте) общим недоразвитием речи характерны :
Трудности слияния звуков в слоги и слова ;
Взаимные замены фонетически или артикуляционно близких согласных звуков : свистящих - шипящих, твердых - мягких, звонких - глухих (каска-кашка, помощь-помочь, жевать-зевать) ;
Искажение слоговой структуры слов (поправился вместо пере-правился, операция вместо операционная, вынула вместо вытянула);
Грамматические ошибки (лодку перевернулась с двум друзьями) ;
Побуквенное чтение (К, А, Ш, А) ; медленный темп чтения;
«угадывающее» чтение; нарушение понимания прочитанного. (Фото ребенок читает)
Перед началом письма ребенку необходимо произвести анализ слова , а уже в ходе записывания происходит синтез , то есть мысленное сочетание зву-ковых элементов в единое целое.
Таким образом, полноценный синтез возможен только на основе ана-лиза звуковой структуры слов .
Для письма детей, у которых по разным причинам сохранилось об-щее недоразвитие речи , характерны 3 группы ошибок :
Специфические фонетические замены : ошибки, указывающие на незаконченность процесса тонких акустико-артикуляционных дифференцировок соответствующих звуков (свистящих - шипящих, звонких - глухих, твердых - мягких и пр.) ;
Искажение слоговой структуры слов : перестановки, пропуски, добавления слогов, раздельное написание частей слова и слитное - двух слов, указывающие на несформированность слогового анализа ;
грамматические ошибки : перенос аграмматизмов в письменную речь (неверное употребление предлогов и приставок, падежных оконча-ний, согласований различных частей речи и пр.).
(Фото ребенок пишет)
Многочисленными исследованиями, было подтверждено предпо-ложение, что в преобладающем большинстве случаев причиной дисграфии и дислексии является несовершенство фонематического восприятия и, как следствие, - несформированность . (просто текст)
Нарушение звукового анализа выражается в том , что ребенок воспринимает слово, ориентируясь только на его смысловую сторону и не улавливая сторону фонетическую, то есть последовательность звуков , входящих в его состав.
Например, взрослый просит ребенка назвать звуки в слове СОК , а ребенок отвечает : «апельсиновый, яблочный. А, еще Фанта!»
При нарушении синтеза ребенок не может составить из ряда звуков слово . К примеру, на вопрос взрослого : «Какое слово получится, если со-единить звуки К , О, Р, Ml», ребенок отвечает : «РОМА» .
Дети, имеющие проблемы в речевом развитии , у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, испытывают особые трудности при звуковом анализе и синтезе . Степень их выраженности может быть разной : от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить их количество, последовательность или позицию в слове.
В свою очередь звуко - слоговой анализ и синтез у дошкольника с нарушением речи невозможен без тонких акустико-артикуляционных дифференцировок и создания устойчивых фонематических представлений о звуках родного языка , то есть звуковой анализ и синтез должны базиро-ваться на устойчивом фонематическом восприятии.
Важнейшим положением реабилитационной программы является сле-дующее : переходить к звуковому анализу или синтезу звукового состава слова у ребенка с нарушениями речи следует только после достижения им определенного (начального) уровня фонематического восприятия, а также сформированности произношения анализируемых и синтезируемых звуков речи . (ФОТО книги фонематическое восприятие)
Одним из вспомогательных средств обучения дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи , являются зрительные символы гласных и согласных звуков . V (Символы согласных и гласных звуков )
Известно, что формирование навыков звукового анализа начинается с гласных звуков , так как их восприятие и выделение в словах проще, чем со-гласных.
Согласные звуки воспринимаются и дифференцируются дошколь-никами сложнее, поэтому для их обозначения необходимо использовать не только зрительный образ предмета или объекта, способного издавать со-ответствующий звук , но и дополнительный жестовый символ, связанный со зрительным. V (Жестовые символы)
Известно, что для детей с речевыми нарушениями определение позиции заданного звука в слове (начало, середина или конец) представляет значительную трудность. С целью облегчения формирования этого навыка также используются различные зрительные символики, что формирует быстрый и стойкий навык определения заданного звука в слове . V(Фото до-рожек
Таким образом, материализованное с помощью зрительных символов слияние звуков и есть моделирование чтения, а составление с их помощью слов - аналог письма . В данном случае и то, и другое происходит в занимательном, игровом варианте.
Знакомство детей со зрительными символами следует проводить посте-пенно, по мере изучения соответствующих звуков : по одному - два на каждом занятии.
Достигаемое при помощи символов комплексное воздействие раз-личных ощущений (слуховых, зрительных, мышечных, кинестетических) многократно усиливает фонематические представления ребенка.
Выполнение упражнений на анализ и синтез звукового состава слова с помощью символики :
Ускоряет процесс фонемообразования;
Обеспечивает готовность к усвоению грамоты;
Способствует предупреждению дисграфии и дислексии у дошко-льников.
(Фото ребенок с игрой логико малыш и кубиками лего+текст)
Порядок изучения звуков (только текст)
Итак, для формирования полноценного звукового анализа и синтеза слов должны использоваться только те звуки речи , которые воспринимаются и произносятся детьми правильно.
На начальном этапе обучения к ним можно отнести звуки раннего онтогенеза : гласные и легко произносимые согласные звуки (М, Н, В, Ф, П, Т и др., которые обычно дети произносят правильно, но недостаточно четко.
Затем, по мере исправления произношения, следует перейти к изучению звонких согласных звуков (Б, Д, задненёбных (К, Г, X) и свистящих (С, 3, Ц) .
При формировании навыков звукового анализа и синтеза на первом году обучения рекомендуется ограничиться указанными звуками , а использование слов, содержащих шипящие и сонорные звуки (Ш, Ж, Ч, Щ, Д Р, а также мягкие варианты согласных перенести на второй год обучения.
Немаловажно, что для создания какого-либо навыка звукового анализа (например, определения в слове конечного согласного) недостаточно предъявить ребенку 3-5 слов. Для формирования каждого навыка рекомендуется использовать не менее 10-20 слов. В противном же случае навык нельзя автоматизировать и сложно проконтролировать.
На основании вышеизложенного, можно условно выделить три этапа формирования навыков звукового анализа :
1. Первый этап посвящается изучению гласных звуков . При этом хорошо использовать систему символов, разработанную Т. А. Ткаченко. Внешний вид символов совпадает с очертанием губ при артикуляции соответствующего гласного звука . Дети с общим недоразвитием речи при обучении навыкам звукового анализа нуждаются дополнительно в слуховой и зрительной опоре : выделению звука в слове помогает утрированное произнесение изучаемого звука в ходе занятия ; в отличие от букв символы быстро и легко запоминаются детьми. Символы – это геометрические формы красного цвета : А – большой круг, У – маленький кружок, И – горизонтальная полоска, О – вытянутый по вертикали овал, Ы – нижняя половина круга. На данном этапе дети учатся анализу и синтезу звукосочетаний из двух , а затем из трех гласных типа АУ, АОУ, выделению на-чального гласного в словах.
2. В ходе второго этапа, наряду с уточнением произношения наиболее артикуляционно простых звуков дети учатся выделять звук в ряду других звуков , слог с заданным звуком в ряду других слогов, определять наличие или отсутствие звука в слове , выделять начальный согласный. На занятиях дети учатся анализировать обратные слоги типа гласн. +согл., прямые слоги типа согл. +гласн., а затем слов СГС (например : мак) . На данном этапе вводятся упражнения с фишками (красные квадраты обозначают гласные звуки , синие – твердые согласные, зеленые квадраты – мягкие согласные). Эти упражнения воспитывают навык чтения прямых и обратных слогов и слов. Затем фишки заменяются буквами, и дети читают слоги и односложные слова. В это время дети постепенно учатся понимать и правильно употреблять термины : звук , буква, слог, слово, гласный и согласный звук , твердый и мягкий звук , звонкий и глухой звук .
3. На последнем этапе дети обучаются производить полный звуковой анализ слов . Здесь особенно широко используется прием “живые звуки” . Постепенно дети начинают анализировать слова без опоры на утрированное произнесение. У детей формируют умения :
o различать изученные звуки ;
o знать гласные звуки первого ряда и звук И ;
o знать изученные согласные звуки и их акустико-артикуляционные признаки (твердость – мягкость, звонкость – глухость) ;
o выделять любой из изученных звуков в составе односложных слов (рак, двусложных (лапа, трехсложных (малина) ;
o определять местоположение звука (в начале, в середине, в конце слова) ;
o определять линейную последовательность звуков в слове ;
o определять количество звуков в слове .
Таким образом, со всей определенностью можно констатировать, что одной из основных задач логопеда в работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи , становится формирование навыков звукового анализа и синтеза .
Наталия Федосимова
Приемы работы над звуковым анализом, синтезом и фонематическими процессами
ПРИЕМЫ РАБОТЫ НАД ЗВУКОВЫМ АНАЛИЗОМ И СИНТЕЗОМ , ФОНЕМАТИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ .
Ребенка окружает множество звуков : музыка, шелест травы, журчание воды…
Но слова – речевые звуки – с самого его рождения наиболее значимы. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребенка общение со взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения.
Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребенок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка .
Освоение ребенком звукового состава языка лежит в основе развития речи и базируется на способности слышать, узнавать и различать речевые звуки . Иными словами, особенность формирование речи напрямую зависит от степени развития фонематического слуха .
Обратить внимание на характер формирования фонематического слуха ребенка важно уже в дошкольном возрасте, т. к. недоразвитие этого слуха является одной из причин, приводящих в условиях школьного обучения к дисграфии - нарушению письма и дислексии – нарушению процесса чтения .
Фонематическим восприятием или фонематическим слухом (что по данным многих современных исследователей одно и тоже) принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы ) .
Эта способность формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития.
В период от 1 года до 4 лет развитие фонематического восприятия происходит параллельно с овладением произносительной стороны речи.
Особенностью передачи звуков в начальный период их усвоения является неустойчивость артикуляции и произношения. Но благодаря слуховому контролю двигательный образ звука соотносится , с одной стороны, с произношением взрослого (с образцом, а с другой – с собственным произношением. Различие этих двух образов и лежит в основе совершенствования артикуляции и произношения звуков ребенком . Правильное произношение возникает только тогда, когда оба образа совпадают (Д. Б. Эльконин)
В развитии фонематического восприятия ребенок начинает со слуховой дифференцировки далеких звуков (например, гласных – согласных, затем переходит к различению тончайших нюансов звуков (звонких – глухих или мягких – твердых согласных) . Сходство артикуляции последних побуждает ребенка «заострить» слуховое восприятие и «руководствоваться слухом и только слухом» . Итак, ребенок начинает с акустической дифференцировки звуков , затем включается артикуляция и, наконец, процесс дифференцировки согласных завершается акустическим различением.
Одновременно с развитием фонематического восприятия происходит интенсивное развитие словаря и овладение произношением. Уточним, что четкие фонематические представления о звуке возможны только при правильном его произнесении.
Мы проанализировали ведущую роль фонематического восприятия в становлении правильного произношения, а также связь этих двух процессов .
Зачастую происходит недооценка ведущей роли фонематического восприятия в формировании произношения, а также смешение понятий фонематическое восприятие и звуковой анализ . Неумение старших дошкольников разложить слово на составляющие звуки очень часто принимают за недостатки в развитии фонематического слуха . Это совершенно неверно.
Звуковой анализ в отличие от фонематического восприятия (при нормальном речевом развитии) требует специального планомерного обучения. Подвергаемая звуковому анализу речь из средства общения превращается в объект познания.
Д. Б. Эльконин определяет фонематическое восприятие , как «слышание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании». Он же указывает : «Под звуковым анализом понимается
1) определение порядка слогов и звуков в слове ;
2) выделение отдельных звуков ;
3) выделение основных качественных характеристик звука (согл. – гл., тверд. – мягк.»
Сформулируем разницу между этими двумя процессами (при норме речевого развития ребенка) .
Итак, фонематическое восприятие не требует специального обучения, а звуковой анализ требует . Далее, фонематическое восприятие – первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой, звуковой анализ – вторая . Еще один фактор : фонематическое восприятие формируется в период от 1 года до 4 лет, звуковой анализ – в более позднем возрасте. И наконец, фонематическое восприятие – способность различить особенности и порядок звуков , чтобы воспроизвести их устно, звуковой анализ – способность различить то же самое, чтобы воспроизвести звуки в письменной форме .
А теперь давайте немного остановимся на специальных знаниях, которые необходимо знать при обучении детей звуковому анализу .
Слова состоят из звуков .
Звук – то , что мы слышим и произносим.
Буква – то, что пишем и читаем.
Звук на письме обозначается буквой. Поэтому говорить : «Мальчик не выговаривает букву «Р» неверно. Следует говорить : «Мальчик не произносит звук «Р»
В русском языке 10 гласных букв : А, У, И, О, Ы, Э, Я, Ё, Ю, Е, а гласных звуков всего 6 (А, У, О, И, Э, Ы) . Гласные звуки обозначаем красным цветом.
В названии Я, Ё, Е, Ю содержится 2 звука :
Сравните слова : ЁРШ – звуки ЙОРШ , а в слове МЁД – звуки МьОТ (звук Й исчез , т. к. звук Ё звучит после согласной.
Именно поэтому слова с йотированными гласными не следует предлагать на начальных этапах формирования звукового анализа .
Наш алфавит содержит 33 буквы, а звуков 42 , в основном за счет мягких согласных (Нь, Ть, Пь) . Сравните : ныть – нить. Первые буквы одинаковые, а звуки разные : твердый и мягкий.
Мягкость согласных звуков отражается на письме с помощью : Ь, буквы И, йотированных гласных.
Анализируя с детьми слова , необходимо учитывать в них наличие мягких согласных и избегать таких, если ребенок ещё не умеет различать твердые и мягкие согласные.
Также хотим обратить внимание воспитателей на то, что детям необходимо предлагать на полный звуковой анализ и синтез слова , произношение которых не расходятся с их написанием (кран, карман, звонкие согласные в конце слов оглушаются (гриб) .
Произносить согласные звуки необходимо коротко без призвука гласного (Т, Б, М, а не ЭМ, ЭР, ПЭ) .
Формирование
Система логопедической работы по формированию навыков фонематического анализа и синтеза учитывает онтогенетическую последовательность становления различных форм звукового анализа и синтеза , условия выделения звука (определенное положение звука в слове , особенности произнесения звуковой серии , характер звука , количество звуков в звуковом ряду и т . д.). В связи с этим предусматривается определенная последовательность речевого материала при формировании навыка фонематического анализа и синтеза :
а) ряд гласных звуков (ау, уа, иуа, ауэи и т. д.) ;
б) слоги без стечения согласных (закрытые : ор, ыс, ах и т. д. ; открытые : ро, сы, ха и т. д.);
в) слоги со стечением согласных (урс, кру, ела, пса и т. д.) ;
г) слова без стечения согласных :
1) односложные (дом, сок, уж, лес и т. д.)
2) двусложные (рука, мама, каша, лужа и т. д.) ;
3) двусложные слова со стечением согласных, в середине слова (кашка, ручка, мышка, сумка и т. д.) ;
4) односложные слова со стечением согласных в начале слова (стул, свет, кран, флаг и т. д.) ;
5) односложные слова со стечением согласных в конце слова (тигр, лист, куст, шарф, кость и т. д.) ;
6) двусложные слова со стечением согласных в начале слова (трава, книга, крыло, цветы и т. д.) ;
7) двусложные слова со стечением согласных в начале и середине слова (клумба, крышка, стекло, грабли и т. д.) ;
8) трехсложные слова (береза, крапива, лодочка, скамейка и т. д.) .
Развитие навыков фонематического анализа и синтеза осуществляется постепенно : в начале работы с опорой на материализацию
(использование различных вспомогательные средств - графических схем слова, звуковых линеек , фишек, на речевое проговаривание
(при назывании слов) на заключительном этапе выполнение заданий происходит на основе представлений без опоры на вспомогательные средства и проговаривание.
Для обучения детей старшего дошкольного возраста звуковому анализу можно рекомендовать следующие приёмы :
1) выделение первого звука анализируемого слова и придумывание детьми слов на выделенный звук ;
2) выделение последнего звука анализируемого слова и придумывание детьми слов с этим звуком :
а) чтобы этот звук был первым в придуманном слове,
б) чтобы этот звук находился в середине слова,
в) чтобы этот звук был последним в слове;
3) подбор слов, начинающихся на определенный звук ;
4) подбор слов, заканчивающихся на определенный звук ;
5) определение второго звука в слове , придумывание с ним слов :
а) если в слове второй звук гласный ,
б) если в слове второй звук согласный ;
6) определение третьего звука (гласный и согласный) в слове, придумывание слов, в которых этот звук стоит в начале , в середине, в конце (Маша – шапка, мишка, карандаш; волк – лес, пила, стол) ;
7) придумывание слов на первый, второй, третий звуки анализируемых слов ;
8) придумывание слов из определённого количества звуков :
а) оканчивающихся на гласный звук (луна, окно, игры,
б) оканчивающихся на согласный звук (аквариум, эскалатор, дом) ;
9) придумывание слов из двух-трёх звуков с называнием их в той последовательности, в какой они следуют в слове;
10) определение количества гласных и согласных звуков в словах , состоящих из трёх, четырёх, пяти звуков ; придумывание слов на указанный звук :
а) которые бы начинались со второго гласного звука (лапа – астра, аквариум; аист – индюк, иголка,
б) которые бы начинались со второго согласного звука (гуси – солнце, стол; утка – кукла, кот,
в) которые бы начинались с третьего согласного звука (книга – гуси, гитара) ;
11) придумывание слов из трёх звуков , в котором второй и третий известны (ом – дом, кот, сом, лом) ;
12) нахождение одинаковых и разных звуков в словах мак и рак и т. д.
Игровые приёмы :
1) Перепрыгни через скакалку столько раз, столько звуков в названном слове ;
2) покажи столько пальцев на руке, сколько звуков в анализируемом слове ;
3) пройди столько шагов, сколько согласных звуков в слове кукла .
4) пусть подойдёт к столу тот, в имени которого столько звуков , сколько раз ударили в барабан (3 – Ира, 4 – Саша и т. д.) ;
5) игра «Начало слова за тобой» (назови первый звук слов с ак – рак , лак, бак и т. д.)
6) найди и опусти в «чудесный мешочек» игрушку, в названии которой второй звук гласный у (кукла, жук, Буратино и т. д.) ;
7) игра «Конец слова за тобой» (добавь третий звук слова : ма - мак, мал; ко – кот, ком, кол и т. д.)
В результате занятий по звуковому анализу слов совершенствуется не только фонематическое восприятие ребёнка , но и значительно пополняется словарный запас.