Поэтому при выборе управляющей организации жильцам и законным собственникам помещений хочется довериться лицу, которое сможет всячески поддерживать в надлежащем состоянии , а также улучшать положение.
Но часто подобное становится невозможным ввиду неправильного выбора управляющих верхов.
Каждую организацию возглавляют люди , которые так или иначе следят за состоянием постройки, отдают распоряжения и первостепенно решают, на что лучше потратить бюджетные средства, какие именно работы провести и так далее.
К сожалению, не всегда во главе управляющих организаций встречаются люди, которые готовы добросовестно выполнять свои обязанности .
Часто, многие приходят работать в жилищную сферу с одной банальной целью – наживаться на доверчивых собственников и попытаться проникнуть в структуру их бюджета.
Для того, чтобы подобных казусов и неприятных ситуаций не произошло именно с вами – необходимо знать, какие функции должны ложиться на плечи собственников жилья, как они должны выполнять свои функции, а также, что входит в сферу их веденья.
Права и обязанности ТСЖ согласно жилищного кодекса — разберемся с этими важными и актуальными вопросами в этой статье.
О плюсах и минусах ТСЖ читайте в .
На основании чего действует правление?
Давайте разберемся с вопросами понятийного характера. и почему в рамках данной статьи мы говорим именно о такой управляющей организации. Проясним этот вопрос.
Товарищество собственников жилья является некоммерческой организацией, которая , кроме того, организация , я является полноценным налогоплательщикам и осуществляет функции по облагораживанию, содержанию и управления .
Товарищество наиболее популярно при изначальном выборе управляющей организации и на это есть ряд причин. Одна из самых популярных причин для выбора и формирования данной организации – это возможность жильцам самостоятельно формировать ее состав.
Какими законами регламентируется?
Обязанности перед жильцами
Члены правления товарищества, а также учредители и иные работники данной организации имеют установленный законом, а именно трудовым кодексом перечень обязанностей, которые обязаны выполнять перед жильцами напомним, что невыполнении обязанностей может стоить членам руководства не только , но и штрафными санкциями и другими, не самыми приятными вещами.
Рассмотрим основные обязанности участников правления и других работников тсж :
Об обязанностях управляющего ТСЖ читайте в .
Как решаются спорные моменты?
Если среди членов товариществ и их работников появляются спорные моменты , то данные вопросы должны быть вынесены на сход жильцов, или как его называют — собрание и решаться в порядке голосования.
Данное правило не установлено законодательством, но наверняка имеет свое отражение в уставе товарищества.
О том, как написать заявление в ТСЖ о протечках, затоплениях или необходимости ремонта и перерасчета, вы можете узнать из .
Какими правами и полномочиями обладают?
Правление и учредители
Правление товарищества и его учредители – это должностные лица, которые помимо широкого спектра обязанностей имеют такой же спектр прав.
Давайте рассмотрим те права, которыми обладают данные субъекты :
- Имеют право принимать решение о расходе бюджетных средств на нужды дома и его содержания.
- Заключать договора на содержание и управление многоквартирным домом.
- Определять смету доходов и расходов исходя из бюджета.
- Пользоваться кредитными предложениями в рамках организации, предоставляемыми от банков.
- Передавать денежные средства за выполненную работу работникам.
- Получать вознаграждение за проведенную работу.
- Заключать сделки на действия, необходимые в .
- Пользоваться общедомовой собственностью.
- Видоизменять общедомовое имущество в рамках управления многоквартирным домом.
Члены
Рассмотрим правовое положение членов товарищества, которое определено трудовым кодексом:
- Данные лица имеют право своевременно получать исчерпывающую информацию о деятельности товарищества и расходе бюджетных средств.
- Имеют право предъявлять требования к товариществу по поводу качества или других пунктов оказанных услуг.
- Имеют право знакомиться с документами, в том числе и бухгалтерией.
- Имеют право самостоятельно организовывать общие собрания владельцев жилья для обсуждения волнующих вопросов.
- Имеют право требовать внесение изменений в устав организации.
Ответственность за невыполнение
Безусловно, за невыполнение обязанностей и члены правления и другие члены товарищества собственников жилья имеют и несут ответственность . Она прописана и в уставе и в договоре на содержание жилья с товариществом.
Ответственность может предполагать собой штрафные санкции, например возвращение вознаграждения. Также участников правления совершенно законно могут переизбрать по причине того что к ним утрачено доверие.
О ТСЖ перед собственниками, а также о том, как в ТСЖ, и в каких случаях может потребоваться , вы можете узнать на нашем сайте.
Так или иначе, но и в судебном порядке с членов правления можно взыскать денежные средства , если действительно будет доказана незаконность их действий.
Мер воздействие на непорядочных участников правления много. Дополнительно владельцы жилья в многоквартирном доме могут установить и другие меры воздействия при формировании устава или же в момент, когда обсуждаются пункты договора на оказание услуг.
Члены правления, учредители и другие сотрудники товарищества собственников жилья должны всей своей деятельностью преследовать одну единственную цель – в их интересах сделать все для того, чтобы именно вы были довольны состоянием своего дома , чтобы жильцам было удобно и эстетически приятно находиться в доме.
Если средства исправно сдаются а никаких работ не производится, значит это признак того что нужно ставить вопрос об эффективности деятельности данного правления.
За жильцами всегда сохраняется право переизбрания и решающего голоса по факту тех или иных нарушений.
Жаль, что только не все собственники жилья в многоквартирных домах нашей страны знают о своих расширенных полномочиях и умеют ими правильно пользоваться.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .
ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
И ФИНАНСОВАЯ СОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ТОВАРИЩЕСТВА
СОБСТВЕННИКОВ ЖИЛЬЯ КАК НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Одним из признаков юридического лица, а к таковым относится и товарищество собственников жилья (ТСЖ), является самостоятельная гражданско-правовая ответственность. Согласно ст. 56 ГК РФ "юридические лица, кроме финансируемых собственников учреждений, отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом". Учредитель (участник) юридического лица не отвечает по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника или собственника), кроме случаев, предусмотренных ГК РФ либо учредительными документами юридического лица (п. 3 ст. 56 ГК РФ).
В отношении ТСЖ данный признак закреплен в ч. 6 ст. 135 ЖК РФ, согласно которому "товарищество собственников жилья не отвечает по обязательствам членов товарищества. Члены товарищества собственников жилья не отвечают по обязательствам товарищества"; здесь же отмечено, что товарищество "отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом". Очевидно, что законодатель акцентирует внимание на необходимости формирования имущества товарищества "для эффективного ведения основной деятельности и обеспечения прав кредиторов при осуществлении предпринимательской деятельности, соответствующей основной". Наличие такого имущества способствует обеспечению самостоятельной гражданско-правовой ответственности ТСЖ. Именно поэтому в уставе ТСЖ обязательно должен быть определен порядок формирования имущества товарищества.
В отличие от Федерального закона от 15.06.1996 N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья", утратившего силу с 1 марта 2005 г. (далее - Закон о ТСЖ), ЖК РФ запрещает передачу общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме в собственность ТСЖ в качестве вступительных взносов (см. ч. 4 ст. 37 ЖК РФ, п. 2 ст. 290 ГК РФ). Оно всегда остается общим имуществом собственников помещений и переходит в собственность только вместе с соответствующим помещением.
ЖК РФ разделяет понятия "имущество" и "средства" ТСЖ (ст. 151 ЖК РФ), относя к последним: обязательные платежи, вступительные и иные взносы членов товарищества; доходы от хозяйственной деятельности товарищества, направленные на осуществление целей, задач и выполнение обязанностей товарищества; субсидии на обеспечение эксплуатации общего имущества в многоквартирном доме, проведение текущего и капитального ремонта, предоставление отдельных видов коммунальных услуг и иных субсидий, а также прочие поступления.
Причем следует, на наш взгляд, согласиться с мнением В.С. Ермакова о том, что многие из этих средств хотя и причисляются к средствам ТСЖ, но проходят через его расчетный счет транзитно.
Так, статья 151 ЖК РФ (п. 1 ч. 2) относит обязательные платежи членов товарищества к средствам товарищества. При этом в ЖК РФ нет прямого указания на то, что же именно относится к обязательным платежам (в отличие от Закона о ТСЖ). Однако, исходя из анализа статей 153 - 158 ЖК РФ, к данным платежам относятся плата за содержание и ремонт жилого помещения, а также плата за коммунальные услуги, которая включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (ч. 4 ст. 154 ЖК РФ). После того как на счет ТСЖ поступают платежи от собственников, оно оплачивает коммунальным службам предоставленные услуги, выступая в данном случае посредником.
Этого же мнения придерживается и М.Ю. Тихомиров, отмечая, что ТСЖ не обладает техническими возможностями для оказания коммунальных услуг, а также, согласно ст. 426 ГК РФ, являясь некоммерческой организацией (не профессиональным предпринимателем), не может быть стороной в публичном договоре.
Вместе с тем внесение коммунальных платежей на счет товарищества и причисление данных средств к имуществу ТСЖ приводят к ситуациям, когда коммунальные организации предъявляют требования об уплате долгов не непосредственно собственникам, а товариществу, с блокировкой счета последнего.
В статье 151 ЖК РФ ничего не сказано о платежах собственников помещений в многоквартирном доме, не являющихся членами ТСЖ; но на основании ч. 6 ст. 155 ЖК РФ последние должны вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договором, заключенным с ТСЖ.
Как правило, основную часть активов ТСЖ составляют денежные средства, которые в соответствии со ст. 128 и п. 2 ст. 130 ГК РФ являются имуществом, а следовательно, на них может быть обращено взыскание по долгам ТСЖ.
Несмотря на то, что члены товарищества не отвечают по обязательствам товарищества, на них лежит бремя участия в выполнении функций управления, а именно:
Участие в принятии и реализации решений коллективными органами;
Оплата расходов на содержание и ремонт жилого дома, а также оплата коммунальных услуг (ч. 2 ст. 154, ч. 1 ст. 158, ч. 1 ст. 39 ЖК РФ);
Уплата налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также издержек по его содержанию и сохранению (ст. 249 ГК РФ);
Выполнение других обязанностей, предусмотренных учредительными документами или совместными решениями.
Данные платежи должны быть предусмотрены в смете, в учредительных документах или в обязательных для выполнения решениях органов управления ТСЖ.
При неисполнении собственниками помещений обязанности по оплате коммунальных услуг, по содержанию и ремонту жилья у ТСЖ образуется финансовая задолженность перед ресурсоснабжающими организациями и подрядчиками, причем эта задолженность имеет тенденцию к постоянному увеличению за счет начисления неустойки и иных штрафных санкций.
Несмотря на то что в ЖК РФ нет положений об ответственности ТСЖ, оно несет ответственность согласно законодательству Российской Федерации, и такая ответственность напрямую связана с обязанностями товарищества и органов его управления.
В случаях нарушения обязательств перед участниками имущественно-материального оборота, допущения нарушений законодательства ответственность для юридических лиц предусмотрена КоАП РФ; предусмотрена и ответственность при нарушениях законодательства о налогах и сборах. Так, статьей 401 ГК РФ установлено, что лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности).
Непоступление денежных средств от некоторых собственников помещений может привести к невыполнению обязательств самим товариществом. Согласно ст. 236 ТК РФ задержка выплаты заработной платы и других выплат сотрудникам ведет к возникновению материальной ответственности ТСЖ как работодателя в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки.
В статье 7.22 КоАП РФ предусматривается наложение штрафа на юридическое лицо в размере от 40 000 до 50 000 руб. за нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений. Здесь следует согласиться с мнением А.Б. Рыжова о том, что применение данной статьи в настоящий момент основывается не на буквальном толковании права, а на "единообразии в толковании арбитражными судами", так как не указаны непосредственно "многоквартирный дом" и "общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме", а понятия "жилой дом" и (или) "жилое помещение" не включают в себя понятие "общее имущество собственников помещений многоквартирного дома".
В статье 7.23 КоАП РФ за нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами предусматривается штраф от 5000 до 10 000 руб.; в ст. 6.4 КоАП РФ - штраф в размере от 10 000 до 20 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток для юридического лица, допустившего нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта. Статья 119 НК РФ за непредставление налоговой декларации предусматривает наложение штрафа на юридическое лицо в размере от 5 до 30% суммы налога, подлежащего уплате, за каждый месяц просрочки. Статья 126 НК РФ за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, предусматривает штраф в размере от 50 до 5000 руб. в зависимости от характера непредставления.
Как видим, суммы штрафов могут быть довольно существенными. Для их уплаты ТСЖ необходимы дополнительные средства. Причем, как правило, в товариществах нет какого-либо резервного фонда на покрытие чрезвычайных расходов. Именно поэтому для погашения внеплановой финансовой обязанности перед третьими лицами в виде штрафов, пеней и другой задолженности ТСЖ необходимо собирать внеочередное общее собрание членов товарищества и устанавливать дополнительные целевые взносы на покрытие чрезвычайных расходов.
В случае отказа собственников помещений оплачивать штрафы ТСЖ может оказаться в затруднительной ситуации, а именно - у черты финансовой несостоятельности.
Порядок взыскания долгов по обязательствам ТСЖ регулируется статьями 235 и 237 ГК РФ и статьями 67 - 69 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", согласно которым на основании решения суда взыскание может быть обращено на любое имущество товарищества. При этом применяются арест (опись) имущества, изъятие и принудительная реализация. В первую очередь взыскание обращается на денежные средства ТСЖ и иные ценности, в том числе находящиеся в банках и в иных кредитных организациях. Все наличные денежные средства, обнаруженные в товариществе, изымаются. На денежные средства и иные ценности ТСЖ, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и в иных кредитных организациях, налагается арест. При отсутствии же денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя, взыскание обращается на иное принадлежащее ТСЖ имущество.
По мере накопления долгов ситуация может дойти и до банкротства. Ранее обанкротить ТСЖ было невозможно, так как п. 1 ст. 65 ГК РФ и п. 2 ст. 1 в прежней редакции Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) содержали закрытый перечень некоммерческих организаций, подлежащих банкротству. ТСЖ в нем не значилось. Действующая редакция указанного Закона распространяет свое действие на все юридические лица, за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций. В соответствии со ст. 2 этого Закона под банкротством (несостоятельностью) понимается признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Юридическое лицо считается не способным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены (ст. 3 Закона о банкротстве). Кроме того, данным Законом устанавливается и минимальная сумма задолженности, которая необходима для возбуждения дела о банкротстве в арбитражном суде. Эта сумма составляет 100 000 руб. (п. 2 ст. 33 Закона о банкротстве), причем при подсчете совокупной задолженности принимаются во внимание следующие ее виды:
Задолженность за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги;
Суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником;
Задолженность, возникшая вследствие неосновательного обогащения;
Задолженность, возникшая вследствие причинения вреда имуществу кредиторов, за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью;
Задолженность, возникшая из обязательств по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, обязательств по выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности;
Обязательные платежи без учета установленных законодательством Российской Федерации штрафов (пеней) и иных финансовых санкций.
Подлежащие применению за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства неустойки (штрафы, пени), проценты за просрочку платежа, убытки, подлежащие возмещению за неисполнение обязательства, а также иные имущественные и (или) финансовые санкции, в том числе за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей, не учитываются при определении наличия признаков банкротства должника (п. 2 ст. 4 Закона о банкротстве).
В излагаемом контексте существует два варианта инициализации процедуры банкротства.
Первый вариант. ТСЖ вправе самостоятельно обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании себя банкротом, если предвидит банкротство, при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что оно не в состоянии будет исполнить денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок (ст. 8 Закона о банкротстве). К тому же ТСЖ обязано обратиться с таким заявлением, в случае если при проведении процедуры ликвидации установлена невозможность удовлетворения требований кредиторов в полном объеме (ст. 9 Закона о банкротстве).
Второй вариант. Кредитор или уполномоченный орган (ФНС России) обращается в арбитражный суд с заявлением о признании ТСЖ банкротом.
В соответствии с п. 2 ст. 7 Закона о банкротстве право на обращение в арбитражный суд возникает у конкурсного кредитора, уполномоченного органа по денежным обязательствам по истечении 30 дней с даты направления (предъявления к исполнению) исполнительного документа в службу судебных приставов и его копии должнику. Таким образом, прежде чем подать в суд заявление о признании должника банкротом, кредитору необходимо иметь решение суда и исполнительный лист к нему, подтверждающие право на взыскание денежных средств в пользу кредитора и невозможность эти средства взыскать.
Необходимо иметь в виду, что согласно абзацу второму п. 3 ст. 56 ГК РФ "если несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана учредителями (участниками), собственником имущества юридического лица или другими лицами, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, на таких лиц в случае недостаточности имущества юридического лица может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам". Вместе с тем согласно п. 4 ст. 10 Закона о банкротстве "контролирующие должника лица солидарно несут субсидиарную ответственность по денежным обязательствам должника и (или) обязанностям по уплате обязательных платежей с момента приостановления расчетов с кредиторами по требованиям о возмещении вреда, причиненного имущественным правам кредиторов в результате исполнения указаний контролирующих должника лиц, или исполнения текущих обязательств при недостаточности его имущества, составляющего конкурсную массу".
Таким образом, в случае банкротства ТСЖ, ставшего должником по вине своих членов (что и происходит в большинстве случаев), на последних налагается субсидиарная ответственность по его обязательствам, если собственного имущества товарищества будет недостаточно.
При принятии судом заявления о признании ТСЖ банкротом суд может ввести своим определением процедуры, направленные на восстановление платежеспособности должника, такие, как наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение (ст. 27 Закона о банкротстве).
Как правило, к ТСЖ применяется процедура наблюдения, в течение которой временный управляющий анализирует финансовое состояние ТСЖ, выявляет кредиторов и проводит их первое собрание. По окончании наблюдения управляющий представляет суду отчет о своей деятельности, сведения о финансовом положении ТСЖ и свои предложения о возможности или невозможности восстановить платежеспособность должника (ст. 67 Закона о банкротстве). Как показывает практика по делам о банкротстве ТСЖ, суд, исследуя финансовое состояние товарищества, делает вывод о том, что у организации отсутствует собственный капитал и полностью отсутствует имущество, а поэтому восстановление платежеспособности и осуществление деятельности невозможны (решения Арбитражного суда Ростовской области от 21.02.2008 N А53-10385/2007-С1-31, Арбитражного суда Краснодарского края от 03.03.2008 N А32-27523/06-38/2754-Б, Арбитражного суда Белгородской области от 08.08.2008 N А08-758/08-31Б).
Возникает вопрос: как же можно предотвратить столь печальные для ТСЖ последствия?
Прежде всего необходимо создание устойчивой организационно-правовой структуры, основанной на контроле членов товарищества над органами управления товарищества, а также на контроле со стороны органов государственной власти. В соответствии со ст. 210 ГК РФ ответственными за состояние каждого многоквартирного дома являются все собственники жилых помещений. Собственники помещений должны понимать, что передача им прав по управлению общим имуществом не только несет в себе значительные преимущества самоуправления, но и сопровождается появлением значительной ответственности, в том числе материальной, каждого члена товарищества за деятельность всей некоммерческой организации.
Одним из органов, контролирующих деятельность ТСЖ "изнутри", является ревизионная комиссия, однако ее деятельность может оказаться недостаточной для нормального функционирования товарищества.
Согласно ст. 20 ЖК РФ (в ред. Федерального закона от 18.10.2007 N 230-ФЗ) уполномоченные федеральные органы исполнительной власти осуществляют функции государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от форм собственности, за соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также за соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям.
Однако в ЖК РФ нет положений о контроле со стороны государственных органов за финансовой деятельностью ТСЖ. Как показывает практика, с задачей по отслеживанию финансово-хозяйственной деятельности товарищества лучше всего справляются профессиональные аудиторы. Однако оплата данных услуг, как правило, не предусматривается сметой товарищества. Вместе с тем квалифицированный ревизор привлекается в основном председателем, что не исключает факта подтасовки документов. По нашему мнению, контроль за финансово-хозяйственной деятельностью товарищества не менее важен, чем контроль за состоянием многоквартирного дома, так как значительные финансовые потери, банкротства товариществ могут свести на нет все усилия по созданию ТСЖ и по передаче прав по управлению жилищным фондом непосредственно собственникам.
В этой связи представляется необходимым создать орган, осуществляющий контроль за правомерностью организации и достоверностью проведения учредительного собрания и двухгодичных отчетных перевыборных собраний по деятельности ТСЖ (по аналогии с государственной жилищной инспекцией, управлением Роспотребнадзора и т.п.), и включить ТСЖ в сферу регулярных проверок данного органа. Деятельность таких ревизионных управлений должна быть направлена на вынесение обязательных к исполнению рекомендаций по устранению финансовых нарушений. При этом необходимо обязать ТСЖ представлять для проверки в данный орган отчет ревизионной комиссии перед проведением общего собрания, а также приглашать специалиста ревизионного управления на обязательные собрания членов ТСЖ (1 раз в 2 года), на которых проводятся перевыборы председателя, членов правления товарищества, заслушивается отчет ревизионной комиссии. Это необходимо для предотвращения фальсификации и манипулирования мнением собственников помещений, включая проведение данных обязательных собраний только на бумаге.
Как отмечено выше, при банкротстве ТСЖ судом применяются меры в отношении товарищества с назначением конкурсного управляющего. Однако это противоречит самой сущности ТСЖ, которое обеспечивает эксплуатацию этого имущественного комплекса и основано на исключительном праве граждан на распоряжение (управление) своей собственностью - недвижимым имуществом в многоквартирном доме.
Возникает вопрос и по поводу обоснованности применения к ТСЖ процедуры банкротства. Все причины возникающего долга товарищества можно условно разделить на две группы.
Первая группа - несознательность отдельных собственников помещений многоквартирного дома, не исполняющих своих обязанностей по уплате обязательных платежей, которые ведут к целой цепочке неплатежей и штрафных санкций. В данном случае штрафные санкции должны применяться к конкретному виновнику - жильцу, а не ко всей юридической организации (в силу п. 6 ст. 135 ЖК РФ ТСЖ не отвечает по обязательствам своих членов). По нашему мнению, целесообразнее привлекать в процесс о признании ТСЖ банкротом соответчиками членов товарищества - задолжников по платежам за коммунальные услуги, содержание и ремонт жилья. Фактически долги ТСЖ энергоресурсоснабжающим организациям суть долги членов ТСЖ. Собственники помещений являются злостными неплательщиками, т.е. должниками. Такой порядок привлечения к ответу действительных виновников образовавшейся задолженности ТСЖ позволит суду четко и недвусмысленно определить несущих материальную ответственность за причиненный материальный ущерб ТСЖ. Ведь долги ТСЖ в действительности не только создают финансовые проблемы, но и существенно ухудшают имидж ТСЖ перед контрагентами. Подобное привлечение соответчиков значительно сокращает как количество судебных дел, так и сроки рассмотрения и взыскания задолженности в пользу истца.
Вторая группа причин - действия конкретного руководителя товарищества (председателя или управляющего), а также членов правления, которые по небрежности или преднамеренно допускают нарушения законодательства и договорных обязательств.
Таким образом, применение штрафных санкций к ТСЖ как к юридическому лицу по своей сути является некорректным, так как виновен либо конкретный руководитель (например, не сдавший документы по своей халатности), либо собственники, не оплатившие обязательные платежи. Следовательно, действие Закона о банкротстве не должно распространяться на ТСЖ вообще либо должно содержать предложенные выше особенности.
ЖК РФ не раскрывает вопрос ответственности председателя и правления за убытки, причиненные товариществу неэффективным управлением, а также собственникам жилья, не являющимся членами товарищества, путем нанесения вреда имуществу в многоквартирном доме. Однако отсутствие в Кодексе положений об ответственности исполнительных органов не исключает этой ответственности. На наш взгляд, целесообразно включить в ЖК РФ статью об ответственности председателя правления и членов правления ТСЖ. На основании такой статьи следует включать в устав товарищества положения об условиях и размерах ответственности, а также о порядке взыскания убытков, причиненных товариществу деятельностью исполнительных органов.
Собственникам, ставшим единственными и полноправными субъектами управления многоквартирными домами, необходимо постоянно контролировать деятельность исполнительных органов товарищества, быть в тесном информационном контакте с другими собственниками.
Эффективную деятельность ТСЖ невозможно организовать без действенной поддержки органов власти и управления, которые за счет средств государственных и местных бюджетов могут содействовать повышению квалификации управляющих и специалистов ТСЖ, оказывать методическую помощь в организации, ведении и контроле финансово-хозяйственной деятельности.
Все многоквартирные дома согласно действующему законодательству РФ должны находиться под управлением таких организаций, как УК или ТСЖ. Товарищество собственников жилья – это созданная жильцами дома на основании общего решения, которое было принято на собрании собственников квартир, выполняющая управленческие и контролирующие функции.
После организации товарищества необходимо выбрать председателя ТСЖ, ведь именно через него будут проходить все платежи и зачисления средств, поступивших от жильцов. Он управляет многоквартирным домом на основании принятого Устава . Действия как самого товарищества, так и главы, строго регламентированы ст. 149 ЖК РФ .
Обязанности председателя
В обязанности председателя ТСЖ согласно жилищного кодекса многоквартирного дома входит множество важных задач. Он должен:
- контролировать своевременную оплату жильцами квитанцией за коммунальные услуги и за их перерасчётом по изменившимся тарифам;
- обязанности правления - знать правовые акты и законодательство РФ, быть в курсе нововведений и поправок к жилищному кодексу;
- следить за работой финансовых органов и должностных единиц товарищества;
- реализовывать принятые на общем собрании решения;
- отслеживать работу органа управления ТСЖ по выполнению пунктов Устава и прочих регулирующих деятельность документов;
- сохранять порядок в доме, отслеживать поддержание;
- управлять сотрудниками ТСЖ, обслуживающим МКД: управляющий ТСЖ должен составлять расписание, следить за выполнением персоналом ТСЖ обязанностей, пояснять принципы начисления заработной платы сотрудникам и так далее;
- отслеживать выполнение всех заключенных договоров по обслуживанию, поставке ресурсов, ремонту дома;
- отстаивать интересы собственников, входящих в состав организации;
- заключать договоры с подрядчиками, обеспечивающими состояние дома в должном состоянии и сохраняющие в нем порядок, а также с теми, кто занимается ремонтными работами;
- предотвращать возникновение конфликтных ситуаций или прекращать их при наличии таковых;
- следить за сохранностью ;
- работать с документами;
- составлять и предоставлять по требованию членов товарищества отчеты о проделанной работе.
В обязательства членов правления, а не только главы, входит обязательное знание или последующее ознакомление с нормами и последними правками к жилищному кодексу , так как именно он регламентирует их работу.
Все функции и перечень того, что конкретно входит в обязанности, прописаны в специальной инструкции. Она должна быть утверждена членами товарищества, в ней прописывается также и ответственность. Деятельность председателя ТСЖ регламентируется подписанным им документом, а также контролируется ЖК РФ .
Обязанности главы ТСЖ перед жильцами выполняются по договору управления, подписанному им после вступления в должность, где оговорены условия работы. Также в нем указываются меры воздействия на председателя правления ТСЖ в случае невыполнения возложенных функций или использовании положения в личных интересах.
ВНИМАНИЕ! При несоответствии действий главы товарищества, описанных в документе, может подняться вопрос о снятии и последующей замене. В любом случае , он должен действовать в интересах жителей многоквартирного дома , при этом не преследуя какой-либо личной выгодны в финансовом эквиваленте.
Выдвигая кандидатуру на этот пост, следует понимать, что в работе председателя ТСЖ очень много нюансов, и придется решать много проблем как с самими жильцами, так и с государством. А потому если человек не обладает соответствующим характером и готовностью отстаивать права на разных уровнях, а также базовыми знаниями законодательства, то вряд ли он подойдет на такую должность.
Полномочия
Если говорить о полномочиях председателя ТСЖ, то они определены главным документом товарищества, и им является Устав. Он утверждается на общем собрании жильцов и должен быть одобрен большинством. Председатель правления ТСЖ действует на основании этого документа и статьи 149 ЖК .
Если проводить сравнение должностных полномочий главы товарищества и любого другого управляющего компанией, то управляющий в ТСЖ имеет существенно больше ограничений в сравнении со стандартными главами организаций, причем члены товарищества могут наделять или убирать часть из них.
Согласно этим двум документам, в полномочия правления входит:
- первоочередная подпись финансовых документов;
- самостоятельное заключение сделок, которые могут быть на законных основаниях совершены без согласия других членов правления;
- вести бухгалтерскую отчетность ;
- подписывать обязательные для выполнения указы;
- определять время проведения собраний членов товарищества и правления;
- выполнять поручения товарищества без доверенности;
- принимать на работу новых сотрудников, увольнять, начислять пени и штрафы;
- распоряжаться жилым и нежилым фондом;
- с жильцами;
- страховать собственность товарищества.
Кроме того, его право - сказать решающее слово при голосовании вничью, повлияв на итоговый вариант решения. Помимо перечисленных, может быть ряд дополнительных полномочий, которыми наделят другие члены правления.
Любые вверенные главе товарищества полномочия ТСЖ закрепляются в Уставе. Все действия управляющего должны строго соответствовать нормативным актам РФ. В законное право председателя ТСЖ также входит требование оплаты труда.
Касательно широты полномочий, у жильцов часто возникает вопрос о том, имеет ли он право входить в квартиру во время их отсутствия? Такое действие может быть совершено лишь в том случае, если возникла серьезная аварийная, экстренная ситуация, которая угрожает целостности имущества остальных членов товарищества и самому дому. В его компетенции войти в квартиру без жильцов, но при помощи соответствующих служб коммунального хозяйства , чтобы устранить все неполадки.
Ответственность
Законодательством РФ не предусмотрено конкретных мер воздействия, если председатель ТСЖ не выполняет свои обязанности или причиняет вред товариществу неэффективными способами управления. Но это не означает, что управляющий не несет ответственности за собственные действия или их отсутствие в ряде случаев.
В Уставе четко написано о правах и обязанностях председателя ТСЖ, он является основным законодательным актом товарищества, который следует неукоснительно соблюдать. А значит, необходимо ввести пункты об ответственности, в том числе юридических нормах наказания с указанием условий их применения:
- какова ответственность при совершении им определенных действий, которые следует четко прописать: штраф за сокрытие данных бухгалтерской отчетности , нецелевое использование средств, задержанное по времени предоставление данных о наличии и движении средств на счете товарищества и так далее;
- председатель правления ТСЖ должен нести материальную ответственность за принесенный действиями ущерб имуществу многоквартирного дома , например, нанятые им без согласования подрядчики для выполнения ремонтных работ сделали некачественно, в результате понадобилось все делать заново, что повлекло за собой дополнительные траты;
- председатель обязан взыскать стоимость недоделок с исполнителей работ;
- установить порядок взыскания убытков, определив суд, в котором в случае необходимости будет рассматриваться иск, предусмотреть порядок претензий по делу и возможностей урегулирования ситуации мирным путем .
Если нанятый председателем персонал плохо справляется с работой, ответственность за это лежит на нем .
Избрание председателя
Правление ТСЖ выбирается на общем собрании собственников – владельцев квартир МКД согласно статье 145 ЖК . Его результаты должны быть отражены , который ведется на протяжении всего мероприятия.
Определяется тот из собственников, кто может быть членом правления ТСЖ, и кандидатуру выносят на голосование. После этого собирается заседание членов избранного правления, на котором происходят выборы председателя ТСЖ. Решением принимается большинством положительных голосов, при этом на заседании помимо членов правления обязаны присутствовать более 50% членов товарищества, тогда выборы можно считать состоявшимися.
Кто может стать главой правления? Любой член товарищества, собственник квартиры в доме, управление хозяйством которым занимается данное товарищество. Это должен быть организованный кандидат, которого знает большинство жильцов, и у которых он вызывает высокий уровень доверия.
Каким требованиям должен отвечать кандидат
Список требований к председателю в каждом товариществе индивидуален, но есть и общий перечень того, какими чертами и навыками он должен обладать. Перед тем, как стать председателем созданного ТСЖ, убедитесь в наличии следующих качеств:
- стрессоустойчивость;
- умение договариваться с людьми, заключать сделки;
- знание законодательства, в частности правовых норм в сфере ЖКХ, нормативных документов;
- понимание прав и обязанностей согласно кодексу и Уставу;
- предпочтительно техническое или экономическое образование;
- наличие достаточного свободного времени для ведения дел товарищества.
Также зачастую необходимо проходить по возрастному признаку, который оговаривается на собрании. Это должен быть компетентный, ответственный человек, так как на него ляжет большой объем обязанностей, в том числе финансовых. Помимо прочего, это должен быть хороший управленец и человек, знающий технические особенности дома и то, как с ними справиться самостоятельно или нанять компетентного человека или организацию для устранения неполадок.
Избранный председатель должен быть готов к тому, что постоянно придется пребывать в состоянии готовности к решению проблем на разных уровнях, в том числе и сражению с государственной системой о и по другим вопросам. Кроме того, ему придется привлечь должников к оплате коммунальных услуг, а значит уметь быть нейтральным, но при этом требовательным.
Далее заключается договор с председателем ТСЖ, в котором указаны права, полномочия, функции и обязанности, а также на какой именно срок выбирается председатель ТСЖ. По заключенному с выбранным членом правления контракту он обязуется выполнять возложенные обязательства, следуя Уставу организации.
Заключение договора
Договор найма управляющего должен быть заключен согласно правилам и требованиям трудового кодекса РФ , он может быть двух разновидностей:
- стандартной;
- гражданско-правовой (акт о предоставлении услуги на определенный временной отрезок),
При любом виде на председателя налагается материальная и нормативная ответственность.
Как правило, председателя избираются на срок не более двух лет, после чего проходят перевыборы или смена. В течение этого времени он будет работать по трудовому договору, в котором определена дисциплинарная и материальная ответственность, что позволит в случае причинения ущерба действиями главы возместить их на законных основаниях.
Пример бланка трудового договора с председателем ТСЖ можно , за подготовку отвечает секретарь товарищества, он же обязан знать правила оформления. В двустороннем соглашении в обязательном порядке должна быть отражена следующая информация:
- срок, на который избран председатель;
- общие положения трудового договора;
- наличие или отсутствие испытательного срока;
- дата, от которой отсчитывается вступление кандидата в должность;
- рабочий распорядок;
- права, обязанности и ответственность сторон: председателя, членов правления и самого товарищества;
- определение суммы выплаты гонорара и периодичности;
- условия соцстрахования ;
- гарантийные обязательства;
- дополнительные положения;
- реквизиты сторон-участников соглашения.
ВАЖНО! Срок действия определяется ТК РФ , согласно статье 275 которого он может быть только срочным, действительным не более двух лет.
Договор подписывают с проставлением даты, когда был заключен . Дата и подписи – обязательное условие для того, чтобы он был признан действительным. В документе не должно оставаться пустых, незаполненных граф. Далее его следует зафиксировать в книге регистрации договоров жилконторы .
После вступления в должность председатель обязан внимательно изучить документы товарищества, а именно информацию о количестве собственников и нанимателей жилья, квадратуре квартир, знать .
Как сменить председателя
Снять с должности главу товарищества можно либо на основании решения после голосования, принятого на общем собрании, либо согласно Уставу по окончании срока работы, оговоренном в соглашении. После этого выставить кандидатуру на освободившийся пост может любой человек, отвечающий описанным выше требованиям.
Если председатель ТСЖ не выполняет свои прямые обязанности, жильцы дома недовольны работой, члены правления могут снять с должности досрочно.
Как переизбрать председателя ТСЖ:
- переизбрать ввиду окончания срока;
- поменять по итогам голосования.
Последовательность и порядок действий при смене председателя таковы: на общем собрании жильцов принимается решение о том, что действующий глава товарищества не исполняет вверенных ему обязанностей. Собственники квартир недовольны, а потому предлагают сместить с должности ранее, чем окончится период, на который с ним был заключен трудовой договор.
Порядок смены председателя ТСЖ таков, что раньше срока сместить можно в нескольких случаях:
- неисполнение обязанностей, прописанных в Уставе товарищества;
- нарушение законодательных норм;
- растрата, воровство, присвоение чужого имущества;
- низкое качество работы.
Далее проводится голосование, решение принимают большинством голосов. После чего на заседании членов правление принимают решение о том, что действующий глава должен оставить пост. После чего любой может выдвинуть кандидатуру на должность нового председателя. Порядок прекращения полномочий действующего председателя должен быть прописан в Уставе.
После перевыборов сменившему на посту новому главе необходимо также заключить трудовой договор. Кроме того, порядок смены должностного лица в юридической организации, которой и является ТСЖ, требует замены приказа о назначении с последующей регистрации нового работника, о чем следует сообщить в налоговую. Фискальная служба внесет нужные правки в ЕРГЮЛ .
Если председатель не является собственником жилья
Порой среди собственников и членов ТСЖ не находится человека, подходящего на роль председателя. Или никто не захотел выдвинуть кандидатуру, потому что нет нужного образования, навыков, времени, не сможет справиться с функциями главы товарищества. И тогда встает резонный вопрос: а может ли кандидат в председатели ТСЖ не быть собственником, хотя по всем параметрам – лучший претендент на должность.
Согласно Уставу, занимать этот ответственный пост может лишь владелец квартиры многоэтажного дома, подконтрольного товариществу. Но есть два выхода из ситуации:
- собственник жилья в ТСЖ, который является родственником кандидата или супругом, дарят ему долю жилой площади;
- товарищество заключает с ним договор и подписывает ряд сопутствующих документов, нанимая в качестве управляющего с определенными полномочиями.
В последнем случае очень важно, чтобы управляющий мог действовать свободно и независимо, без давления и существенных ограничений. Так как по факту он исполняет обязанности председателя, а значит имеет не только обязанности, но и права.
Вознаграждение
Человек, занимающий эту должность, не может получать заработную плату, так как она является фиксированной ежемесячной величиной. Заключаемый с председателем договор не является основанием для ее выплаты, так как регулируется он нормами Жилищного права .
Функции и полномочия, а также права председателя устанавливаются именно им, а не соглашением с собственниками квартир. Никаких законных обоснований для установления фиксированной величины оплаты труда нет. Потому в качестве оплаты труда выступает вознаграждение председателю совета ТСЖ многоквартирного дома.
Вознаграждение председателю ТСЖ устанавливается согласно трудовому договору. То, сколько получает человек на этой должности, зависит от нескольких факторов:
- размеры дома;
- количество обслуживаемых жилых зданий.
В зависимости от этих двух условий общее собрание и члены правления устанавливают и согласовывают суму оплаты труда председателя. Вознаграждение руководителя товарищества происходит на средства из добровольных взносов граждан.
Прежде всего, следует отметить, какими способами нельзя производить оплату председателю ТСЖ:
- вознаграждение не может быть включено в размер оплаты собственников жилья за содержание и ремонт общедомового имущества, нельзя вносить подобный пункт в договор управления МКД;
- освобождение от регулярных взносов на содержание и ремонт или коммунальных услуг, такое решение также не может быть принято собственниками квартир на общем собрании.
Оба способа противоречат правилам управления жилым имуществом, которые перечислены в ЖК РФ и которыми регламентируется деятельность как самого ТСЖ, так и председателя. Конечно, как и любой другой человек, выполняющий определенную работу, председатель также должен получать плату за труд.
В этом случае она осуществляется путем внесения добровольных взносов владельцами квартир, являющимися членами товарищества, для финансирования работы правления. Из этих средств будет выплачиваться вознаграждение председателю, размер которого заранее определяется решением большинства. Деньги могут быть перечислены на специальный счет в банке или же в кассу товарищества.
Налоги
После определения необходимости оплаты труда главе товарищества встает закономерный вопрос: какими налогами облагается вознаграждение председателя ТСЖ? Деньги идут из благотворительных взносов граждан, физических лиц, в итоге оплата труда производится непосредственно самим ТСЖ, который является лицом юридическим.
Человек, занимающий этот пост, получает вознаграждение в финансовом эквиваленте. Налогообложение согласно НК РФ предусматривает, что доходы председателя облагаются налогом на доходы физических лиц: НДФЛ в 13% .
При смене председателя ТСЖ необходима регистрация в налоговой инспекции, так как товарищество - юридическое лицо. Каждый раз при замене председателя фискальный орган должен быть уведомлен: необходимо представить соответствующие документы, подтверждающие смену главы ТСЖ для внесения соответствующих правок в ЕГРЮЛ.
Изменения, которым подверглось жилищное законодательство в 2015 году, непосредственно коснулись и деятельности ТСЖ. С тех пор изменений не происходило, поэтому положения актуальны до сих пор.
Так обязанностью собственников стало проведение собраний для внесения изменений в устав товарищества. По новой редакции закона устав должен регистрироваться в ФНС, а председатель должен получить выписку из ЕГРЮЛ.
Плюсы и минусы данного способа управления
Согласно ст. 135 Жилищного кодекса РФ , ТСЖ (Товарищество собственников жилья) – это некоммерческая организация, объединяющая собственников помещений в многоквартирном доме для организации коллективного управления всем недвижимым имуществом, обеспечения его использования, обладания и распоряжения в пределах определенных нормами законодательства.
Членство в ТСЖ позволяет участвовать в общих собраниях, следовательно, дает возможность непосредственно влиять на принятие всех решений, касающихся управления домом и определения размера взносов.
Несомненным плюсом ТСЖ является то, что именно оно решает, каким образом будет содержаться дом – нужна ли дому постоянная охрана, требуется ли проведение текущего ремонта вестибюля, лестничных клеток и коридоров, какие коммуникации требуют замены и прочее.
Поскольку ТСЖ имеет право распоряжаться всеми помещениями общего пользования, жильцы совместным решением могут определить назначение чердака и подвала.
Так как за ТСЖ закрепляется право на прилегающую территорию, можно по выбору жильцов устроить рядом с домом детскую площадку или парковку.
В целом создание ТСЖ позволяет качественно улучшить проживание, если собственники верно подойдут к организации управления домом.
Немаловажно, что источником поступления средств в ТСЖ, помимо взносов жильцов, могут стать и государственные средства .
Поскольку собственниками неприватизированных помещений считаются муниципальные органы, то таковые обязаны принимать непосредственное участие в расходах, необходимых для содержания данного дома. При невыполнении данного обязательства ТСЖ имеет право взыскивать эти платежи в принудительном порядке.
Ст. 153 ЖК РФ позволяет ТСЖ стать инициатором строительства добавочных помещений к общему имуществу, которые в последующем могут применяться для получения дохода. Например, пристроить к дому магазин или кафе и прочее.
Сдача в аренду такого помещения покроет существенную часть расходов, что снизит сумму взносов.
Еще одним достоинством ТСЖ можно назвать возможность отказа от услуг по эксплуатации зданий и организации .
То есть жильцы сами решают, кого им нанять для обслуживания дома и самостоятельно договариваются о .
Единственным минусом создания ТСЖ является риск неправильной организации управления. Но данная проблема легко решаема, поскольку жильцы могут переизбрать членов правления и совместным решением определить план управления.
В каких домах можно создать товарищество
Ст. 136 ЖК РФ гласит, что собственники помещений в одном многоквартирном доме имеют право создать лишь одно ТСЖ .
Могут создавать общее ТСЖ и собственники из нескольких многоквартирных домов, чьи , сети инженерно-технического обеспечения и прочие элементы инфраструктуры граничат между собой.
Допускается создание ТСЖ собственниками нескольких близко расположенных зданий, например, домов на одного хозяина, дачных домиков с приусадебными участками и без них, если их земельные участки граничат или располагаются на общей территории и имеют общие элементы инфраструктуры.
Два ТСЖ и более могут создавать объединение с целью совместного управления имуществом.
Возможно создание ТСЖ еще на этапе строительства дома , что подтверждается ст. 139 ЖК РФ. Примечательно, что собственники помещений в доме под управлением ТСЖ сами решают вступать им в товарищество или нет.
Как принимается решение о создании
Для того чтобы создать ТСЖ, необходимо провести собрание жильцов , на котором будет выбран . На собрании должно присутствовать не менее 2/3 всех собственников дома.
Решение о создании ТСЖ принимается большинством голосов, согласно внесенным изменениям теперь необходимо согласие 2/3 всех собственников помещений, тогда как раньше достаточно было 50% голосов.
Оформляется решение протоколом общего собрания ТСЖ. Голоса собственников определяются пропорциональным принципом – чем больше площадь жилого помещения, тем больше голосов у собственника.
Утверждение устава
Порядок принятия устава ТСЖ определяется ст. 45-48 ЖК РФ. Устав должен быть утвержден всеми собственниками жилых помещений дома.
Можно проводить собрание в заочной форме, если перед этим товарищества.
В Уставе должны быть отражены все основные аспекты обслуживания и содержания дома. В нем указывается адрес дома, место и дата составления документа. Также прописываются цель функционирования ТСЖ, права и обязанности всех участников товарищества.
Собственники помещений называются собственниками недвижимости, то есть ТСЖ переименовывается в ТСН.
Начиная с 1 сентября 2014 года, все ТСЖ должны регистрироваться в качестве ТСН, при этом для уже действующих товариществ перерегистрация не нужна.
Изменения Жилищного кодекса РФ коснулись и устава, в частности:
Для внесения изменений в действующий устав проводится общее собрание, на котором устав изменяется на основании протокола.
Все внесенные изменения заверяются нотариусом и отправляются на подтверждение в налоговые органы . Спустя 5 дней председатель может получить выписку из Росреестра о внесении изменений.
Процедура регистрации
Регистрация ТСЖ аналогична постановке на учет юридического лица и особых сложностей не представляет. После регистрации ТСЖ присваивается индивидуальный расчетный счет, на который впоследствии поступают внесенные жильцами средства.
Для процедуры регистрации ТСЖ необходимы следующие документы :
- бланк заявления о постановке на учет юридического лица;
- протокол общего собрания собственников недвижимости;
- расчет доли каждого из собственников;
- устав ТСЖ.
Согласно ст. 140 ЖК РФ решением общего собрания ТСЖ может преобразовываться в жилищный или жилищно-строительный кооператив.
Заключение договоров с жильцами дома
Создание ТСЖ возможно при согласии 2/3 собственников. Но остальные жильцы пользуются услугами тех же поставщиков. Поэтому товарищество заключает с жильцами, не являющимися его членами, индивидуальные договоры на оказание услуг .
Законом не предполагается обязательное письменное заключение такого документа.
Организация текущей работы по управлению домом
Текущие работы по управлению домом организуются действующими управленцами — председателем и правлением , выбранных жильцами. Они могут являться такими же собственниками либо наниматься «со стороны».
Правление обязано заключать договоры с поставщиками услуг, собирать платежи, следить за текущим состоянием дома и прочее.
Некоторые документы, например договора ТСЖ с поставляющими организациями, могут быть закрыты для просмотра членами ТСЖ, но они доступны ревизионной комиссии.
Порядок отчета о работе перед жильцами
План любых работ по обслуживанию дома и смета годовых расходов утверждается общим собранием жильцов .
Если решение было принято посредством заочного голосования, любой член ТСЖ имеет право на раскрытие информации о деятельности товарищества и на ознакомление с протоколами заочных собраний.
Также можно ознакомиться с расходами ТСЖ посредством просмотра расчетного счета товарищества, который отражает не только все поступления, но и снятия.
Процедура разрешения споров
Если член ТСЖ не доволен организацией управления домом, он может вынести на обсуждение данный вопрос на общем собрании жильцов. Вопросы финансового характера разрешаются при участии ревизионной комиссии.
Если спор не удалось урегулировать внутри товарищества, жилец может в жилищную инспекцию, которая контролирует обеспечение предоставления гражданам коммунальных услуг.
Также возможно обращение в налоговые органы , если имеются подозрения на наличие финансовых махинаций.
Видео-обзор с изменениями
На примере Краснодарского края показывается, как муниципальные власти помогают представителям многоквартирных домов разобраться с тонкостями в организации управления общедомовым имуществом.