Дина Фомина
Сказкотерапия в коррекционной работе с детьми с ОВЗ
Использование методов сказкотерапии в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста
Описание: Представление виртуального проекта организации курсов подготовки в области сказкотерапии для курсов повышение квалификации.
Определение:
Сказкотерапия - течение в психотерапии, при котором для достижения терапевтического эффекта используются придуманные истории (сказки).
Историческая справка:
Метод сказкотерапии появился на рубеже 60 – 70 годов 20 века, обоснованный М. Эриксоном. В России метод сказкотерапии начал использоваться с начала 90 годов И. В. Вачковым, Д. Ю. Соколовым, С. К,Нартовой-Бочавер. В настоящее время отечественные психологи и педагоги: М. Осорина, Е. Лисина, Е. Петрова, Г. Азовцев, И. Вачков, Т. Д. Зинкевич - Евстегнеева, А. И. Константинова, Т. М. Грабенко, Д. Соколов, А. Гнездилов. Многие из них сами «разрабатывают» сказки для сказкотерапевтического процесса и предлагают варианты работы.
Функции сказкотерапии:
Диагностическая сказка предполагает выявление уже имеющихся жизненных сценариев и стратегий поведения ребенка. Психолог проводит анализ сочиненной ребенком сказки. Таким образом, может быть выявлен базовый жизненный сценарий, либо ставшие привычными способами реагирования поведенческие стереотипы ребенка. Также диагностическая сказка может способствовать выявлению отношения или состояния ребенка, о которых он не хочет или не может говорить вслух или не осознает.
В том случае, когда диагностируется потенциальное развитие событий, можно говорить о прогностической функции диагностической сказки. В этих сказках, будто матрешка в матрешке, раскрываются суть и особенности будущего жизненного сценария человека. Терапевтическая сказка – сказка, благодаря которой собственно происходят позитивные изменения в состоянии и поведении ребенка.
Коррекционная функция сказкотерапии:
Работа со сказкой направлена непосредственно на лечение и помощь. Сказкотерапевт создает условия, в которых ребенок, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая, находит решения своих жизненных трудностей и проблем. Возможны как групповые, так и индивидуальные формы работы.
Сказкотерапевт может по-разному строить работу со сказкой:
обсуждение уже существующей сказки;
самостоятельное написание ребенком сказки;
инсценирование, драматизация уже написанной сказки (это может быть как актерское отыгрывание, так и кукольный театр);
арттерапевтическая работа по мотивам сказки;
Сказкотерапия как психологический метод накладывает свои возрастные ограничения при работе с детьми: ребенок должен иметь четкое представление о том, что существует сказочная действительность, отличная от реально существующей. Обычно навык такого различения формируется у ребенка к 3,5-4 годам, хотя, безусловно, в каждом конкретном случае необходимо учитывать индивидуальные особенности развития ребенка.
Цель проекта: Организация курсов базовой подготовки в области сказкотерапии «Сказкотерапия для каждого»
Актуальность данной темы связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания детей. Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. В связи с этим, отказ от данного способа воспитания детей представляется, если не ошибкой, то заметным упущением со стороны образовательных учреждений и родителей.
Сказкотерапия может эффективно применяться для диагностики и коррекции, поскольку позволяет легко проникнуть сквозь психологическую защиту и сформировать личность, способную решать свои проблемы. Поэтому использование сказкотерапии в психологическом консультировании детей является эффективным и актуальным направлением.
Т. О. организация курсов базовой подготовки в области сказкотерапии является полезной и актуальной как для специалистов, так и для родителей.
Описание:
Проект представляет собой план создания курсов по обучению приемам сказкотерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ дошкольного возраста, (в т. ч. могут выступать как курсы повышения квалификации).
Данные обучающие курсы предназначены для родителей (детей с ОВЗ и нормальным развитием, специалистов сферы образования, психологии, социальной, психологической поддержки (педагогов, психологов, дефектологов, методистов, психологов, социальных работников, воспитателей, логопедов, операторов-консультантов «Телефона доверия» и д. р., персональных помощников (ПП).
Курсы представляют собой предоставление базовой подготовки в области сказкотерапии. В конце обучения организуется экзаменационная часть, которая представляет собой демонстрацию освоенных практических ЗУН.
По окончании курсов выдается сертификат и свидетельство о повышении квалификации.
Проект содержит теоретическую информацию о сказкотерапии и представляет практическую пользу для начинающих ПП.
Ожидаемые результаты:
Создание курсов по организации обучению базовой подготовки в области сказкотерапии «Сказкотерапия для каждого».
Предоставление желающим возможности приобретения практических навыков по использованию приемов сказкотерапии в коррекционно-развивающих целях.
Предоставление желающим возможности повышения квалификации.
Подготовка ПП, способных использовать приемы сказкотерапии в своей деятельности.
Перспективы развития:
Распространение информации об организации курсов, для привлечения большего числа желающих обучаться приемам сказкотерапии.
Создание сайта с предоставлением всей необходимой информации.
Организация массовых мероприятий.
Привлечение различных организаций, потенциально заинтересованных в проблематике и актуальности проекта (ВУЗы педагогические, психологические, ДОУ, организации сферы социальной, психологической поддержки, общественные организации, чтобы привлекать их к обучению и организовывать курсы на базе этих организаций.
Привлечение специалистов из других психологических центров, других городов, стран.
Организация отдельных занятий курсов «по обмену» (на базе различных учреждений, предоставляющих подобные образовательные услуги, непосредственно применяющих данное направление, на базе филиалов в других городах и странах).
Организация обучающих курсов по другим направлениям психологической работы (арт-терапия, анимало-терапия, песочная терапия и т. п.).
Публикации по теме:
«Сказка про ежика Витю». Сказкотерапия в работе учителя-логопеда в условиях логопункта с детьми старшего дошкольного возраста Цели:коррекционно-образовательные: развитие и обогащение лексического запаса по темам «Грибы», «Ягоды», «Дикие животные»; образование.
Адаптивная физическая культура в коррекционной работе с детьми с ОВЗ в ДОУ Актуальность. Многочисленные исследования в последние десятилетия свидетельствуют о том,что в российском обществе отмечается существенное.
Метод наглядного моделирования в коррекционной работе с детьми "Учите ребёнка каким - нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.
Использование игровой оздоровительной технологии «БОС-Здоровье» в коррекционной работе с детьми Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из важнейших проблем нашего времени. Охрана жизни и укрепление здоровья, функциональное.
18 ноября 2010 Просмотров: 3061"Сказка ложь - да в ней намек!" (из опыта работы по сопровождению детей с ОВЗ)
Федоричева Валентина Владимировна,социальный педагог, ТО ПМПК, ГБОУ СО "Новоуральская СКОШ № 59", Новоуральск
За последние пять лет в школе снизился возраст детей, совершающих противоправные поступки насильственного характера (нанесение побоев, кража личных вещей). На учете в ОДН УВД помимо подростков, состоят учащиеся начальных классов. Социальная дезадаптация формируется в следствии цепи неудач, предшествующего периода пережитого опыта, что приводит к формированию аффективного комплекса – чувства неполноценности, унижения, чувства неполноценности, оскорбленного самолюбия. Такие учащиеся своеобразно реагируют, пытаясь привлечь внимание окружающих с помощью выкриков, беготни, агрессивности, драчливости.
Эмоции и чувства детей с задержкой психического развития, как правило, неадекватны, плохо дифференцированы по отношению к социальным объектам. Большинство таких детей не имеет положительного опыта эмоционально-эстетического познания окружающего мира, а также опыта активного восприятия художественных произведений.
Цепочка человеческого восприятия строится по схеме: увидел – почувствовал – подумал – сделал – почувствовал. Чувства это основной мотив наших действий. Важно научить ребенка осознавать мотивы своих действий и их последствия, контролировать происходящее, быть объективным и адекватным ситуации.
Поэтому работу по профилактике агрессивного поведения младших школьников лучше всего строить на процессе усвоения образцов поведения, желательных стереотипов реагирования на различные раздражители.
Эмоциональная деятельность ребенка формируются практически одновременно с произвольной регуляцией психической деятельности. Это характерно также и для детей с задержкой психического развития. Поэтому методы и приемы воспитательного воздействия должны быть ориентированы на положительные эмоциональные проявления.
По мнению психологов, педагогов, родителей сказка – это прекрасная возможность помочь ребенку адаптироваться к реальному миру, научить его преодолевать трудности, возникающие в процессе общения с окружающими. Слушая сказки, он учится принимать на себя ответственность за свои поступки. Сказка не учит конкретным действиям, а дает школьнику информацию для размышления. Такой подход важен для растущего человека. Ребенок осознает, что, преодолевая жизненные трудности, герой приобретает необходимый жизненный опыт, становится духовно более сильным. Сказка учит стремиться к успеху, не бояться неудач, верить в собственные силы. Учитывая эти особенности сказочных литературных произведений, я решила использовать в своей работе по сопровождению детей с ОВЗ элементы сказкотерапии. Такое решение было связано с тем, что сказкотерапия – это направление, которое использует сказку, как архетипическую метафору в целях психокоррекции (развитие креативности личности как расширение спектра альтернативных решений).
Сказкотерапия – это еще и «открытие» тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими.
Обсуждение прочитанных фрагментов сказки формирует умение видеть, чувствовать, анализировать сказочные ситуации, способствует осознанию нравственной стороны поступка, описанного в сюжете, учит выбору действий ребенка в жизненных ситуациях.
В процессе обсуждение поступков героев сказки происходит формирование первоначальных нравственных убеждений о добре и зле, красивом и некрасивом, о хорошем и плохом. Для детей с ОВЗ значимыми являются особенности этих представлений, так как они отражают нравственные оценки, как взрослых, так и сверстников, неразрывно связаны с оценками отдельных поступков окружающих, а также проводят путь от элементарной оценки поступков окружающих до нравственной оценки собственного поступка.
Сказкотерапия наиболее глубоко позволяет мобилизовать готовность детей к совершению социально значимых поступков, интенсифицировать мыслительную деятельность, вызвать эмоциональные переживания.
В своей работе по сопровождению детей с ОВЗ я использую составительскую программу «Сказка ложь – да в ней намек!», которая наилучшим образом подходит для детей с задержкой психического развития в возрасте от 7 до 10 лет. В ней используются элементы сказкотерапии, что в сочетании и с элементами арт-терапии является наиболее подходящими методом в процессе работы по профилактике агрессивного поведения учащихся младших классов с нарушением эмоционально-волевой сферы. Организация такой деятельности позволяет детям более глубоко понять смысл сказки, дать оценку, как отрицательных, так и положительных поступков сказочных героев.
Цель программы: профилактика и коррекция агрессивного поведения.
Задачи:
- ознакомление с нравственными нормами поведения;
- обучение выбору поступков в тех или иных ситуациях конфликтных.
Принципы работы по программе:
- Опора на положительные качества ребенка и вера в оптимистическую перспективу.
- Реализация потребности ребенка ощущать себя «неповторимым человеком».
- Признавать за ним право на те формы уважительного, культурного отношения, которые существуют между взрослыми людьми (включая право на признание ошибок).
Программа «Сказка ложь – да в ней намек!» состоит из 10 занятий. Сказки, используемые в программе уже знакомы детям, это такие как «Царевна лягушка», «Иван-царевич и серый волк», «Иван – крестьянский сын».
В процессе проведения занятий стараюсь строить взаимодействие таким образом, чтобы дети учились корректному общению, сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Это способствует нравственному развитию личности, обеспечивает ориентацию в системе моральных норм, усвоение этики поведения.
В ходе обсуждения сказки «Иван - крестьянский сын», перед детьми раскрываю тему защиты слабых и обездоленных, провожу ориентирование мальчиков на будущую защиту Отечества. На занятиях по сказке «Сивка-бурка» знакомлю дети с новыми понятиями такими как: родительское благословение, т.е., одобрение, разрешение, наставление, напутствие на какое-то доброе дело; смирение; милосердие; сострадание.
Во время занятий по программе перед ребятами я стараюсь открыть новый смысл уже известных им слов, таких как: «здравствуйте» - пожелание человеку здоровья; «спасибо» – спаси Бог тебя; «жить – поживать», т.е. хорошо жить, счастливо и т.д.
Опыт работы по программе «Сказка ложь – да в ней намек!» показывает, что занятия лучше всего проводить следующим образом: педагог читает сказку, после прочитанного фрагмента следуют вопросы, отвечая на которые дети усваивают необходимые нравственные нормы и правила. Затем педагог просит детей раскрасить, подготовленный на листке бумаги сюжет или, если они пожелают, нарисовать свой собственный рисунок на тему обсуждаемой ситуации. Всегда большой интерес у детей вызывает чтение сказки по ролям. Как правило, дети стараются выбрать себе роли положительных героев, что подтверждает один из принципов реализуемой программы – опора на сохранную положительную нравственную основу.
На итоговом этапе занятий детям предлагается обсудить конфликтную ситуацию, произошедшую в реальной жизни, в ходе обсуждения которой происходит поиск положительного пути решения. В процессе реализации программы у учащихся происходит уменьшение эмоциональной напряженности, формирование чувства личной безопасности, повышение уверенности в себе, стимулирование познавательной деятельности. Так у учащихся, посещающих занятия улучшилась успеваемость у 30 % детей, повысилась культура организации учебного процесса у 60 % человек, сформировались устойчивое негативное отношение к совершению правонарушений у 80 % человек.
Занятия по программе «Сказка ложь – да в ней намек!» стараюсь организовать таким образом, чтобы они способствовали развитию и коррекции эмоционально-личностной сферы учащихся, воспитанию у детей таких положительных качеств, как готовность к сопереживанию, отзывчивость, доброжелательность к окружающим, любовь и уважение к труду, интерес к творческому самовыражению. У большинства детей происходит преодоление негативных проявлений в поведенческой сфере.
На итоговых занятиях программы уделяю основное внимание формированию смысловой ориентировочной основы поступка – звена между желанием что-то сделать и разворачивающимися действиями, что, в свою очередь, позволяет более адекватно оценить будущий поступок с точки зрения его результатов и более отдаленных последствий.
В заключение необходимо отметить, что у детей, с которыми была проведена работа по программе «Сказка ложь – да в ней намек!», стали формироваться навыки конструктивного общения с одноклассниками. Отмечено снижение агрессивных реакций на различные раздражители. Школьники стали более эмоционально-отзывчивыми. Ребята дают адекватную оценку собственным поступкам, высказывают свою точку зрения. Все это позволяет сделать вывод о положительной динамике личностного роста ребенка.
Литература
- Белкин А.С. «Основы возрастной педагогики» М. Академия. 2000.
- Кащенко В.П. «Педагогическая коррекция» М. Академия. 2000.
- Киселева М.В. «Арт-терапия в работе с детьми» СПб Питер. 2006.
- Коррекционная педагогика. М. изд-во «Коррекционная педагогика. 2004 г. № 3.
- Косарецкий С.Г. Направления психолого-педагогического сопровождения//(http://humanities/edu.ru).
- Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н., «Возрастная психология» М. Творческий центр, 2001.
- Лендрет Г.Л. «Игровая терапия: искусство отношений» М. 1994.
- Методика и технология работы социального педагога/ Б.Н.Алмазов, М.А.Беляева, Н.Н.Бессонова и др./ Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В.Мардахаева. - М.: «Академия», 2007. - 188 с.
Warning: No images in specified directory. Please check the directoy!
Игнатова Любовь Владимировна
Должность:
педагог-психолог
Учебное заведение:
СП "Детский сад Сказка" ГБОУ гимназии им. С.В. Байменова
Населённый пункт:
город Похвистнево Самарской области
Наименование материала:
статья
Тема:
"Сказкотерапия как средство развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья"
Дата публикации:
07.03.2017
Раздел:
дошкольное образование
Сказкотерапия как средство развития дошкольников
с ограниченными возможностями здоровья.
«В некотором царстве, в некотором государстве город есть славный. Много жителей в том граде
и больших и малых. Детки малые любят терем расписной посещать под названием «Сказка».
Сказки передавались и передаются из поколения в поколение, на протяжении многих веков. И в
нашем детском саду они обрели свое почетное место. Ведь именно сказки всегда были самым
эффективным средством общения с детьми.
Активное использование сказкотерапевтических приемов помогает мне, как педагогу-психологу,
устанавливать
доброжелательные,
доверительные
отношения
дошкольниками
родителями. Порою загадочный мир детской души, так многолик и разнообразен, что познать
его взрослому человеку бывает очень нелегко. Сказкотерапия выполняет роль проводника
между взрослым и ребенком, раскрывающим грани волшебного мира детства.
Так что же такое сказкотерапия?
Первое, что приходит на ум – лечение сказками. Но, какая же связь между сказкой и лечением?
Знание испокон веков передавалось через притчи, истории, сказки, легенды, мифы. А знание
сокровенное, глубокое, не только о себе, но и об окружающем мире, безусловно, лечит. Люди
перечитывают и интерпретируют религиозную литературу, ищут скрытый смысл в сказках,
легендах, мифах, может еще и для того, чтобы заново открыть то, что в глубине души давно
известно?
Действительно, сказка предоставляет все возможности для приобретения опыта познания,
переживания и преобразования окружающей реальности. Слушая сказки в детстве, человек
накапливает некий “банк жизненных ситуаций”. Этот “банк” может активизироваться в случае
необходимости. И ребенок и взрослый способны благодаря сказке не только менять реальность,
но и самих себя. Поэтому сказка может быть индикатором, так и катализатором личностного
роста и творческих возможностей.
Сказкотерапия - это один из самых эффективных методов работы с детьми с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ) дошкольного возраста, которые испытывают затруднения в
эмоциональной, поведенческой или физической сфере. Этот метод является всеохватывающим
и открытым для понимания детей. Позволяет решать проблемы эмоционально-волевого
контроля поведения. Развивает лидерские качества, речь, воображение, мышление, а также
способствует устранению таких неблагоприятных качеств как: нерешительность, страхи,
агрессию и т.д. Благодаря погружению в сказку ребенок раскрывается, переживает яркие
эмоции и ощущения.
Коррекционно-развивающая деятельность с детьми с ОВЗ строится с использованием пяти
видов сказок:
дидактические сказки – через сказочный образ раскрывается смысл и важность
определенных знаний;
психотерапевтические сказки – раскрывают глубинный смысл происходящих событий;
психокоррекционные сказки – создаются для мягкого влияния на поведение ребенка
(ограничение по возрасту до 11-13 лет);
медитативные сказки – снятие психоэмоционального напряжения, развитие
личностного ресурса.
В своей деятельности использую следующие формы и методы работы по сказкам:
Анализ сказок – помогает осознать и привнести в жизненную практику важнейшую
информацию, построить гармоничную систему ценностей. Без этого анализа многие
смыслы и уроки сказки останутся неосознанными.
Рассказывание
сказок
– различные
рассказывания
позволяют
психодиагностические и психокоррекционные задачи.
Сочинение
сказок
– отражение
внутренней
реальности,
активизируются
бессознательные
процессы,
способствующие
личностному
развитию
разрешению
затруднений.
Сказочная
куклотерапия
изготовление
использование
кукол–марионеток,
пальчиковых кукол; постановка сказок.
Сказочная имидж-терапия – мгновенное преображение через представление себя в
каком-либо образе, смену костюма или маски.
Сказкотерапия дает множество возможностей для развития дошкольников с ОВЗ, делая этот
процесс зрелищным и увлекательным, с помощью различных арттерапевтических и телесно-
ориентированных техник, а так же песочной терапии.
Использование сказкотерапии как метода работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования
Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа. (Алексей Николаевич Толстой)
Дети с “ограниченными возможностями здоровья” - это сложный своеобразный контингент, имеющий физические и (или) психические недостатки, которые вызывают трудности в обучении. В эту категорию входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, дети с задержкой и комплексными нарушениями развития.
Одним из эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, испытывающими эмоциональные, физические и поведенческие затруднения, является сказкотерапия. Этот способ является одним из самых универсальных и доступных для детского восприятия. В ходе занятий возможно решение не только эмоциональных и поведенческих проблем у детей (неврозы, застенчивость, страхи, агрессию), но и приобщение их к книге, знакомство с творчеством писателей-сказочников. Занятия по сказкотерапии дают мотивацию к литературному творчеству (через сочинение сказок), тем самым способствуют развитию речи.
Сказкотерапия - это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. Инклюзивное образование – это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведется тем способом, который наиболее подходит этому ребенку. Остановимся на одном из методов работы с детьми с ОВЗ – сказкотерапии в сочетании с игрой.
Основной целью сказкотерапии является:
Снятие эмоционального напряжения;
Формирование у детей адекватной самооценки, умения принятия своих отрицательных сторон, формирование желания нравиться себе и другим людям;
Развитие у ребенка чувства уверенности в себе, в собственных силах.
Чтение народных сказок о животных помогает выбрать положительного героя и следовать его решениям, регулировать взаимоотношения между людьми и «братьями нашими меньшими».
Бытовые сказки несут в себе поучительные истории о том, как безболезненно разрешить сложившуюся конфликтную ситуацию, учат маленьким семейным хитростям.
При неоднократном прочтении страшных сказок, в которых одними из главных героев являются старухи-ведьмы, вурдалаки, оборотни, ребенок учится по-разному моделировать и переживать стрессовую ситуацию.
И наконец, чисто специфические сказки, которые как нельзя лучше подходят для решения проблем детей с ОВЗ- это психокоррекционные и психотерапевтические сказки.
Психокоррекционные сказки создаются самим педагогам для решения конкретных проблем ребенка.
Для того, чтобы создать такую сказку, необходимо:
Выявить проблему ребенка (знать его диагноз);
Предложить замещающий выбор для решения ребенком своей проблемы (похожий на него герой, живущий в сказочной стране, попадающий в определенную ситуацию, схожую с проблемами конкретного подопечного);
Предложить развитие сказочного сюжета в определенной последовательности.
Сказкотерапия – один из наименее «травмоопасных» и безболезненных способов психотерапии.
Психотерапевтические сказки не всегда однозначны и не всегда имеют счастливый конец. Задача таких сказок - заставить ребенка задуматься над проблемами жизни и смерти, добра и зла, правды и лжи.
Сказки помогают ребенку адаптироваться к жизни: решая сказочные конфликты, ребенок смягчает свое внутреннее психологическое напряжение, приобретает веру в себя и чувство защищенности. Дети не любят наставлений, и сказка не учит его напрямую, предлагая образы, которые интересны, а жизненно важная информация усваивается сама по себе, незаметно. Через сказку легко объяснить ребенку и первые нравственные понятия – что такое хорошо и что такое плохо. Ярко представленные в образах героев, они закрепляются в реальной жизни и во взаимоотношениях с близкими людьми.
Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, побуждает к деятельности и даже лечит. Сказочные образы эмоционально насыщенны, красочны и необычны и в то же время просты и доступны для детского понимания. Благодаря сказкотерапии у детей улучшаются выразительные средства, такие как: мимика движения, жесты, интонация, речевое дыхание. Развиваются личностные качества, систематизируется словарный запас, формируется правильное произношение, развиваются образная речь, навыки описания, повествования, сочинения сказок и историй (в том числе и нереальных, придуманных).
ВЫВОД: Таким образом, можно сделать заключение, что сказкотерапия является эффективным методом работы с особыми детьми. Сказкотерапия развивает личность ребенка посредством многогранного воздействия, развивает речь, воображение, мышление, а также способствует устранению таких неблагоприятных качеств как: нерешительность, страхи, агрессии. Можно сказать, что сказкотерапия способствует умственному развитию детей. А самое главное для нас, педагогов, - видеть на лицах детей счастливую улыбку.
Литература.
1. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – М., 1997.
2. Смирнова Е.О. Ребенок – взрослый – сверстник. – М., 2004.
3. Барташникова И.А. Учись играя. – Харьков, 1997.
4. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1996.
5. Лютова Е.К. Тренинг общения с ребенком. – СПб.,2000.
5. Инклюзивное образование. Вып, 4. – М., 2010.
6. Леонтьева И.Г. Программа цикла занятий по сказкотерапии для детей с особенностями развития // Психолог в детском саду. – 2006. - №2. – С. 83 – 98.
Педагог-дефектолог
А.В.Мишагина
Использование сказкотерапии как нетрадиционный метод в обучении детей с ОВЗ в начальной школеВ сфере образования сегодняшней России одной из основных тенденций является увеличение процента детей с тяжелыми комплексными нарушениями здоровья, нуждающихся в создании специальных условий развития, обучения и воспитания.
Развитие такого ребенка происходит особым образом. И подход к обучению и воспитанию таких «особых» детей также должен быть особым, нетрадиционным, адаптированным под индивидуальные образовательные запросы каждого ребенка, обусловленным характером нарушений и х физического и психического развития.
Одним из таких нетрадиционных подходов и является применение сказкотерапии, как элемент сопровождения основного образовательного процесса в общеобразовательном учреждении, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья.
Сказкотерапия – это один из самых эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья младшего возраста, которые испытывают затруднения в физической, эмоциональной или поведенческой сфере. Этот метод является всеохватывающим и открытым для понимания детей. Метод сказкотерапии позволяет решать проблемы эмоционально-волевого контроля поведения. Он знакомит детей с книгами, приобщает к литературе, а также мотивирует детей к творчеству, через совместное сочинение сказок.
Сказкотерапия развивает личность ребенка посредством многогранного воздействия. Развивает лидерские качества, речь, воображение, мышление, а также способствует устранению таких неблагоприятных качеств как: нерешительность, страхи, агрессию и т.д. Благодаря погружению в сказку ребенок раскрывается, переживает яркие эмоции и ощущения.
В младшем школьном возрасте у ребенка активно развивается механизм идентификации, потому в этот период сказкотерапия наиболее эффективна . Ребенок полностью вживается в роль персонажа, в полной мере переживает все события происходящие с его героем, присваивает ему свои личностные качества и установки. Сказочные образы ненавязчиво учат ребенка, как поступать в той, или иной сложной жизненной ситуации, соблюдая нормы нравственности и морали.
Фантазируя, ребенок переживает множество историй в различных вариациях, и в различных ролях, но к назначению ролей нужно подходить избирательно. Для детей с низкой самооценкой нужно подбирать роль народного героя, принцессы, короля или королевы, чтобы дети в ходе игры прославляли этого ребенка, тем самым повышая его самооценку. На роль трусливого зайчика нужно подбирать детей застенчивых и робких, чтобы в те, в процессе игры рассказали через движения и жесты о своих страхах, а другие дети помогли бы «трусливому зайчику» справиться со своим страхом и поверить в свои силы .
Сказкатерапия позволяет детям погрузиться в страну чудес
, стать участником настоящей сказки. Чего невозможно добиться через обычное прочтение сказки или просмотр мультфильма. С развитием мультипликации родители стали значительно реже читать своим детям, что сказывается на детях в полной мере, им сложно воспринимать материал на слух и в значительной мере снижается процессы воображения и мышления.
Одной из актуальных задач коррекционной работы, проявляющейся в формировании мировоззрения младшего школьника и его личности в целом, является развитие мышления и коррекция трудностей в поведении и общении.
Особое значение это приобретает на первоначальном этапе обучения, когда закладываются основы дальнейшего развития ребенка. Для детей с ОВЗ этот этап вызывает определенные трудности, и нестандартные формы обучения здесь могут стимулировать мотивацию к учебной деятельности, повышать успешность
усвоения знаний.
Метод сказкотерапии в занятиях с особыми детьми не только имеет обучающий характер, но и коррекционно-развивающий, который направлен на рост личностного и творческого потенциала ребенка. Сказкотеррапия пробуждает в детях любовь к чтению, детям будет интересно не только обыграть сказку вместе со специалистом, но и прочесть другие сказки самостоятельно, проанализировав их.
Коррекционная работа с данными детьми направлена на преодоление у них речевых и психофизических нарушений путем проведения индивидуальных, подгрупповых и фронтальных логопедических занятий. В основу работы положен комплексно-тематический метод в сочетании с наглядными и игровыми приемами,что способствует поддержанию интереса и внимания, а также положительного эмоционального фона на занятии. Ребенок учится переводить сказочные образы-представления в понятия, что способствует развитию речи и построению речевого высказывания. Сказочные сюжеты и ситуации смоделированы на собственное поведение и повседневные ситуации в жизни самого ребенка таким образом, что ребенок вместе с психологом учится находить и преодолевать свои проблемы в поведении и общении. Такие сказки могут быть сочинены самим ребенком или совместно с ребенком. Записывание сказки собственного сочинения и беседа по сказке позволяют лучше понимать и запоминать содержание, что, в свою очередь, предполагает больший психотерапевтический эффект. Тексты сказок обогащают словарный запас, учат устанавливать причинно-следственные связи, влияют на развитие речи ребенка.
Развитие связной речи посредством сказкотерапии у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья
Одним из древнейших методов, активно разрабатываемых логопедами, психологами и педагогами в последние 10 лет и применяемых в работе с детьми с ОВЗ , является использование сказкотерапии
. В энциклопедическом литературном словаре дается следующее определение сказки: «сказка – это один из основных жанров устного народно-поэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. Сказкой также называют различные виды устной прозы» (5, c.383).
Как рассказывать сказки детям? Психологи и педагоги отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д.Б. Эльконин, Р.Е. Левина, А.П. Усова, Е.И.Тихеева и др.). К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером и телевизором, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки, сказки) практически не используются даже в младшем возрасте .
О влиянии сказки на развитие личности ребенка говорили такие великие ученые как Б. Беттельхейм, Р. Гарднер, К. Юнг, В. Пропп, М.Л. фон Франц, Э. Фромм. В нашей стране, в Санкт-Петербурге открыт первый Институт сказкотерапии, в котором разрабатывается методология комплексной работы со сказкой для детей, имеющих отклонения в развитии. Огромный вклад в исследование и разработку данной проблемы внесли: Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, А.В. Гнездилов, Т.М. Грабенко, Н. Погосова, Т. Сергеева, М.А. Поваляева, Г.Г. Чебанян , Д.Ю. Соколов, О.В. Защиринская, С.А. Черняева и многие другие. Г.А. Быстровой, Э.А. Сизовой, Т.А. Шуйской подобраны замечательные логосказки, игры и упражнения, основанные на взаимодействии ребенка со сказкой.
Список используемой литературы
1. Прищепова И.В. Дизорфография младших школьников: Учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2006 – 240с.
2. Щёголева Г.С. Система обучения связной письменной речи в начальной школе: Пособие для учителей начальных классов и студентов факультета начального образования – СПб.: Специальная литература, 2005. – 256с.
3. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов) – М.: ВЛАДОС, 1999. – 216с.
4. Глухов В.П. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М.: АРКТИ, 2002. – 144с.
5. Литературный энциклопедический словарь./ Под ред. Кожевникова В.М., Николаева П.А. М.: Советская энциклопедия, 1987. – 750с.
6. Тренинг по сказкотерапии. Развивающая сказкотерапия / Под ред. Зинкевич-Евстигнеевой Т.Д. – СПб.:Речь, 2000. – 254с.
7 Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М., 1987.
8. Баев ИМ. Играем на уроках русского языка. - М., 1989.
3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. - М., 1988.
4. Газман О.С. и др. В школу - с игрой. - М., 1991.
5. Игры - обучение, тренинг, досуг... / Под ред. В.В.Петрусинского. - М., 1994.
8. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или развивающие игры. - М., 1990.
10. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. - М.: РПА, 1996.
Найди отличия (внимание)
Кого не хватает
Расскажи сказку по картинкам
Составь правильно сюжет сказки
Игра«Что сначала-что потом»
Игра «Собери картинку»