1. Включение в составплаты за содержание жилого помещения расходов на оплату ОДН
Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ в Жилищныйкодекс Российской Федерации были внесены изменения в состав платы за жилоепомещение.
С 1 января 2017 года плата за содержание жилогопомещения включает в себя расходы на оплату холодной воды, горячей воды,электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества вмногоквартирном доме, а также расходы на оплату отведения сточных вод в целяхсодержания общего имущества в многоквартирном доме (далее – расходы на оплатуОДН).
ПостановлениемПравительства Российской Федерации от 26.12.2016
№ 1498 предусмотрено внесение в Правила предоставления коммунальных услуг собственниками пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденныепостановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, а такжев Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденныепостановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491,изменений, в соответствии с которыми расходы на оплату ОДН, включаются в размерплаты за содержание жилого помещения в случаях, когда многоквартирный дом(далее – МКД) находится в управлении управляющей организации, товариществасобственников жилья, жилищного кооператива, жилищно-строительного кооперативаили иного специализированного потребительского кооператива.
Потребители в таких МКД с 1января 2017 года вносят плату за коммунальные услуги только исходя из объемакоммунальных услуг, потребленных в жилом (нежилом) помещении.
Если же в МКД выбран способуправления непосредственное управление или способ управления не выбран или нереализован, то в составе платы за коммунальные услуги потребители кроме платыза коммунальные услуги, потребленные в жилом (нежилом) помещении, осуществляютплату за коммунальные услуги на ОДН.
Вне зависимости от способа управления многоквартирным домом, весь объемтепловой энергии, используемой в многоквартирном доме в целях предоставлениякоммунальной услуги по отоплению, оплачивается потребителями в составе платы закоммунальную услугу по отоплению. Потребители вносят плату за коммунальнуюуслугу по отоплению совокупно безразделения на плату за коммунальную услугу по отоплению в жилом помещении иплату за ее потребление в целях содержания общего имущества , в том числепосле 1 января 2017 года.
2. Определение размерарасходов на оплату ОДН
Размер расходов на оплатуОДН представляет собой сумму размера расходов по каждому виду коммунальныхресурсов, который определяется путем перерасчета стоимости каждого видакоммунального ресурса, определенного соответственно площади помещений,относящихся к общему имуществу в МКД, на 1 квадратный метр площади жилых инежилых помещений в каждом МКД.
При этом площадь помещений,относящихся к общему имуществу в МКД, определяется в соответствии с техническойдокументацией на МКД и видом таких помещений, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 36 ЖК РФ, адля применения нормативов потребления холодной воды, горячей воды и отведениясточных вод в целях использования общего имущества - указанных в пункте 27 Приложения N 1 к Правилам N 306.
3. Первичное и последующее включения в состав платы за содержание жилогопомещения расходов на оплату ОДН
При первоначальномвключении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату ОДН ихразмер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на ОДН,установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016года. Для первоначального включениярасходов на оплату ОДН в плату за содержание жилого помещения решение общегособрания собственников помещений в МКД не требуется.
Таким образом, припервоначальном включении расходов ОДН в плату за содержание жилого помещениялицом, осуществляющим управление МКД, к установленному в МКД в каждом расчетномпериоде начиная с января 2017 года размеру платы за услуги, работы поуправлению МКД, содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД должен быть добавлен размер платы за ОДН,исходя из норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды,действующего на 1 ноября 2016 года , и тарифов на соответствующиекоммунальные ресурсы, действующие в каждом расчетном периоде начиная с января2017 года
При этом в платежномдокументе на внесение платы за содержание жилого помещения, в графе плата за содержание общегоимущества отдельными строками указывается размер платы за ОДН, по каждому видуресурса.
Кроме того, в целяхболее подробного информирования потребителей о произошедших изменениях МинстройРоссии предлагает на обороте платежныхдокументов, начиная с января 2017 года и в течение первого полугодия 2017года размещать более подробнуюинформацию об указанных изменениях, а также номера телефонов, по которымпотребитель будет иметь возможность получить более подробную информацию.
Первоначальное включениев плату за содержание жилого помещения расходов на оплату сточных вод,отводимых от МКД в целях содержания общего имущества в МКД, осуществляетсяначиная с расчетного периода, с которого органом исполнительной власти субъектаРоссийской Федерации устанавливается начало применения нормативов отведения сточныхвод в целях содержания общего имущества в МКД.
После принятия органомисполнительной власти субъекта Российской Федерации решения об установлениинормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общегоимущества в МКД, для последующего включения в размер платы за содержание жилогопомещения расходов на ОДН требуется принятие общим собранием собственниковпомещений в МКД соответствующего решения.
В случае еслисобственниками помещений в МКД не принято решение о включении в размер платы засодержание жилого помещения платы за ОДН после принятия органом исполнительнойвласти субъекта Российской Федерации решения об установлении нормативовпотребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в МКД,после проведения первоначального включения в плату (независимо от причинотсутствия такого решения), а также в случае наличия договора управления МКД,заключенного по результатам проведенного органом местного самоуправленияоткрытого конкурса, срок действия которого еще не истек, плата за ОДНучитывается в составе платы за содержание жилого помещения в размередействующего на дату выставления платы норматива потребления коммунальныхресурсов в целях содержания общего имущества в МКД без изменения размера платыза содержание общего имущества.
4. Размер фактических расходов управляющих организаций,товариществ, кооперативов, на оплату ОДН
Управляющие организации, атакже товарищества, кооперативы, управляющие МКД без заключения договорауправления с управляющей организацией (далее - исполнители) приобретают уресурсоснабжающих организаций коммунальные ресурсы, используемые в целяхсодержания общего имущества в МКД, путем заключения договоров ресурсоснабжения:
На покупку коммунальныхресурсов, используемых в целях предоставления коммунальных услуг потребителям вМКД и в целях содержания общего имущества в МКД (если управляющая организация,товарищество, кооператив являются исполнителями коммунальных услуг потребителямв МКД);
На покупку коммунальныхресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в МКД (еслиуправляющая организация, товарищество, кооператив не предоставляют коммунальнуюуслугу потребителям в МКД в случаях, допускаемых жилищным законодательством).
Объем коммунальных ресурсовна ОДН, который подлежит ежемесячной оплате исполнителем, определяется исходяиз разницы между объемом коммунальных ресурсов, определенных по показаниямобщедомовых приборов учета коммунальных ресурсов, и объемом коммунальных услуг,подлежащих оплате потребителями коммунальных услуг в соответствии с Правилами N 354, а при отсутствииобщедомовых приборов учета - исходя из нормативов потребления коммунальныхресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в МКД, а такжеустановленных тарифов.
Сверхнормативный объемкоммунальных ресурсов, по которому собственниками помещений в МКД не приняторешение о включении в расчет размера платы за содержание жилого, а также сверхнормативный объем, включенный в расчетразмера платы за коммунальные услуги, подлежитоплате ресурсоснабжающей организации с применением тарифов на коммунальныересурсы, утвержденные для категории «население».
Фактические расходы пооплате расходов на ОДН, производимые ежемесячно исполнителями, не учитываются вцелях перерасчета размера платы за содержание жилого помещения, в том числе вчасти платы за ОДН.
5. Установление размера платы за содержание жилого помещенияорганами местного самоуправления
По мнению Минстроя России при установлении органамиместного самоуправления в соответствии с частью 4статьи 158 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирных домахразмера платы за содержание общего имущества необходимо использовать подход поустановлению такой платы исходя из конкретных видов услуг и работ,установленных собственниками помещений в многоквартирном доме с учетомположений Правил N 491,Минимального перечня услуг, работ и иных нормативных правовых актов,устанавливающих требования к содержанию общего имущества собственниковпомещений в многоквартирном доме (в том числе о санитарно-эпидемиологическомблагополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей).
При этом, по мнениюМинстроя России, у органов местного самоуправления отсутствуют полномочия попринятию решений об изменении с 1 января 2017 года размера платы за содержаниежилого помещения в связи с первоначальным включением в размер платы расходов накоммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества в МКД,поскольку такое первоначальное включение в плату в соответствии с частью 10 статьи 12Федерального закона N 176-ФЗ вправе осуществлять только управляющиеорганизации, товарищества, кооперативы.
В целях реализацииполномочий, основанных на части 3 статьи 156 ЖК РФ, органы местного самоуправления обязаны вписьменной форме сообщить нанимателям жилых помещений государственного имуниципального жилого фонда об изменении размера платы за содержание жилогопомещения при первоначальном и последующем включении в плату за содержаниежилого помещения расходов на оплату ОДН . Срок информирования об измененииразмера данной платы как для органов местного самоуправления, так и дляуправляющих организаций, информирующих собственников, установлен частью 13 статьи 155 ЖК РФ: непозднее чем за тридцать дней до даты представления платежных документов, наосновании которых будет вноситься плата в ином размере, если иной срок неустановлен договором управления.
В период после утвержденияорганом исполнительной власти субъекта Российской Федерации новых нормативовпотребления коммунальных ресурсов на ОДН, при принятии органами местногосамоуправления решения об утверждении размера платы за содержание жилогопомещения для нанимателей жилого помещения государственного и муниципальногожилого фонда должна быть учтена необходимость включения в состав такой платырасходов на оплату ОДН, в том числе из расчета соответствующих нормативовпотребления коммунальных ресурсов или с учетом сверхнормативного их объема.
Совсем недавно В.В. Путин подписал федеральный закон, который внес изменения в некоторые положения Жилищного кодекса Российской Федерации и, в частности, коснулся нормативов ОДН 2017 года.
Напомним, что ОДН – это общедомовые нужды. Нововведения закрепили на законодательном уровне приоритет расчетов и оплаты за них по показаниям счетчиков перед утвержденными региональными нормативами.
Целевая аудитория
По новому закону об ОДН 2017 года собственники жилья наделены правом выбрать способ коммунальной оплаты за общедомовые нужды.
Сегодня рано говорить о полном разрешении этого вопроса. Многие дома еще не оборудованы соответствующими системами учета, хотя люди уже давно понимают их важность и необходимость. Счетчики позволяют обеспечить прозрачность начисления расчетов ОДН, исключить возможность необоснованных переплат. К тому же практика показала, что оплата по установленным нормативам значительно выше, нежели по показателям систем учета.
В данном аспекте целесообразно отметить, что законодательными нормами в перечне допустимых работ в рамках капитального ремонта предусмотрена установка система учета потребляемых ресурсов.
Расчет ОДН с июля 2017
Согласно информации, размещенной на официальном сайте Минстроя России, на общедомовом собрании собственники самостоятельно оценивают техническую оснащенность своего жилья и определяют наиболее приемлемый для всего дома способ исчисления.
По сути получается 3 возможных варианта:
- По общеустановленным региональным тарифам ОДН 2017.
- По усредненной величине показаний систем учета за предыдущий год. Предполагается, что ежегодно 1 июля по специально разработанному алгоритму будет производиться перерасчет и корректировка. Следует отметить, что при выявлении перерасхода финансовые издержки лягут на плечи управляющей компании.
- По фактическим показаниям общедомового прибора учета. В данном случае ни о каких корректировках и перерасчетах речь не идет.
Таким образом, принятие нового закона позволяет обеспечить корректность и прозрачность начислений, люди, да и сами управляющие компании будут заинтересованы в установлении общедомовых приборов учета. К тому же, когда у собственников станет меньше вопросов по системе начислений ОДН, объем недополученных денег ресурсоснабжающими организациями должен значительно снизиться.
Нормативы ОДН с июля 2017
Уже сейчас многие регионы провели на своем уровне перерасчет по общедомовым нуждам. По результатам корректировок расходы на воду уменьшились примерно на четверть, а на электричество, напротив, выросли в 2 раза.
Таким образом, подтверждается сомнительная обоснованность нормативов ОДН. К тому же разнотипность зданий добавляет путаницу в правила исчисления. Обновляемые нормативы, как правило, ведут к росту оплаты за ОДН. Нововведения в Жилищный кодекс России позволят изменить сложившуюся тенденцию, обеспечить прозрачность расчетов для населения и повысить ее платежную дисциплину.
Электроэнергия ОДН 2017
Электроэнергия в списке общедомовых нужд – одна из наиболее щепетильных тем. Мало того, что сумма ежемесячно менялась, то резко возрастая, то резко снижаясь, а управляющие компании не могли внятно объяснить ни то, как происходит расчет, ни то, почему в одном городе в однотипных домах суммы значительно отличаются, так еще с 1 января 2017 года отдельная графа по этому расчету была убрана, а сумма оплат выросла в разы. Не говоря уже о том, что правительством была исключена возможность оплаты по общедомовым счетчикам.
Нормативы на оплату за общедомовую электроэнергию устанавливаются областной администрацией. Ознакомиться с ними можно на официальном сайте региона. Для собственников жилья расчет электроэнергии ОДН производится по следующей формуле:
ОДН’ = Н*КВ*Sк / Sо,
где ОДН’ – общедомовая электроэнергия;
Н – установленный норматив;
КВ – площадь всех помещений общедомового имущества;
Sk – площадь квартиры конкретного собственника;
So – общая площадь квартир, расположенных в доме.
Теперь же возможность оплаты по общедомовому прибору учета возобновлена и расчет будет заключаться в исчислении разницы между его показателями и всех поквартирных счетчиков, а затем последующее деление значения поквартирно в зависимости от площади.
Таким образом, новый закон об ОДН по сути хорошо забытый старый. Но если раньше остро стоял вопрос с установкой общедомовых приборов учета, то после выявления возможности включения этой статьи расходов в капитальный ремонт, проблема решена. А собственникам жилья возвращена возможность выбора.
Прежде чем повести речь о переменах, грядущих в отношении общедомовых нужд (ОДН) в 2017 году, попробуем разобраться, что есть ОДН.
В законе говорится об этом просто и, на первый взгляд, понятно: затраты на обслуживание того имущества, которое как бы принадлежит проживающим в том или ином доме. Так, если это ОДН на воду, то это мытьё подъездов и лестничных клеток; если это ОДН на тепло, то это отопление подъездов; если это ОДН на электричество, то это лампочки в подъездах; и т.п.
Как будто бы всё легко: платите – жизнь ваша пройдёт в уюте. Да только вот проблема в том, что платят – а уюта нет: лампочки постоянно выбиты или выкручены, подъезды не моются и не убираются. Причём в платёжных документах эта услуга прописывается именно как «услуга» (отдельная коммунальная услуга).
В разных субъектах Российской Федерации устанавливается и принимается свой отдельный конкретный показатель расхода того или иного ресурса на ОДН. Где-то он больше, где-то меньше. Во многом это зависит от самого дома. Если последний так экономит энергию, что издержки этой энергии минимальны, то велики шансы, что расход останется в пределах установленного и утверждённого показателя. Это дома с очень плотной теплоизоляцией стен и окон, светодиодным освещением, системой отопления, позволяющей эффективно экономить, а то и вовсе использующей обычные кондиционеры, и со многими другими показателями. Такие дома ещё называют «пассивными» или «энергоэффективными».
К сожалению, вышеуказанных домов не так много в соотношении с общей массой, а большинство как раз не энергоэффективных. Как итог - превышение принятого показателя и огромные суммы в квитанциях.
О временно перенесённых изменениях
С первого апреля 2016 года в платёжных документах, предъявляемых гражданам на оплату, в строке «содержание жилого помещения» должна была появиться плата за общедомовые нужды (ОДН). Точнее сказать, не появиться, а переместиться со строки «коммунальные услуги» в «содержание жилого помещения». Однако оплату ОДН в данной категории перенесли на 1 января 2017 года.
Осенью 2015 года Государственная Дума РФ рассматривала на уровне федерального закона изменения в Жилищный кодекс РФ и в те акты, которые связаны с жилищной и коммунальной сферой. Этот проект был почти всеми одобрен, после чего подписан президентом России.
Изменение, которое планировалось внести в 154-ю статью Жилищного кодекса РФ, в последнем пока не прописано, так как перенесено на 2017 год, но оно прописано в том самом законе, о коем говорилось выше. Дабы не напрягать читателя официальными терминами, попробуем описать содержание этого изменения своими словами.
Платеж за обслуживание жилого помещения охватывает следующие параметры:
- уход за помещением и его ремонт;
- вода (холодная и горячая), электричество, тепловая энергия, используемые для ухода и ремонта;
- отвод канализационных вод, используемых для ухода и ремонта.
Таким образом, мы видим, что ОДН с 01.01.2017 г. – это не коммунальная услуга, как сегодня, а содержание жилья. Такая перемена с ОДН не случилась весной 2016 г., но перенесена на 2017.
Перемены в 2017 году
Попробуем разъяснить, что же ждёт собственников и арендаторов, оплачивающих коммунальные услуги, жилых помещений в новом году.
Показатель, или норматив (о нём шла речь выше), который устанавливается в каждом регионе отдельно, не потеряет своего качества коммунальной услуги, оставшись в этой строке платёжных документов. А всё то, что будет этот показатель превышать (а если точнее – данные, которые будут представлять регистрирующие устройства, установленные на дом), переместится в затраты на обслуживание, уход и ремонт (содержание жилья).
Раз данные представляют регистрирующие устройства, то логично, что эти устройства имеет смысл на все дома установить. Иначе разница между установленным нормативом и данными будет высчитываться с ошибками, что повлечёт волну негодования граждан, жалобы, постоянные перерасчёты, новые ошибки и так до бесконечности. Установкой обязаны заниматься компании, заведующие тем или иным домом (группой домов). Так, чтобы проблем с ОДН не возникало, у данных компаний до 1 января 2017 года вполне есть время для установки. Также они могут за это время – путём расчётов – понять, какой дом энергоэффективен, какой - нет.
Кроме того, до ноября 2016 года будет проходить определение и утверждение новых нормативов по всем субъектам нашей страны (не все субъекты успели сделать это). Цифры этих нормативов и будут взяты за базис при вычислении сумм платежей за обслуживание дома. И нельзя не сказать о том, что изменение тарифов всегда идёт вверх. Поэтому граждане – чтобы не было лишних трат, которые порой весьма велики, — должны быть заинтересованы в установке собственных приборов учёта в своих квартирах.
Такие приборы показывают реальное использование ресурса. Если же игнорировать их установку, то ситуация будет следующая: когда считают по нормативу, не всегда совпадают с действительным потреблением, а такое потребление значительно превышает норматив; это превышение распределяется на всех жителей, что вызывает волны негодования тех, у кого стоят личные регистрирующие устройства: мол, мы «налили воды» или «нажгли электричества» на тысячу рублей, согласно учётным приборам, а нас заставляют платить полторы тысячи.
Далее следует отметить немаловажный факт: долги перед коммунальными предприятиями, по данным Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, составляют на сегодня более одного триллиона рублей. 25% - задолженности физических и юридических лиц, то есть собственников и арендаторов, остальные 75% - долги управляющих компаний.
Нужно также учесть следующее обстоятельство: когда с 01.01.2017 г. ОДН будут впервые включаться в платёжные документы как «содержание жилого помещения», сумма их не может быть больше нормативов, установленных тем или иным субъектом России, о коих мы говорили выше.
Комфортное проживание в многоквартирном доме требует наличия отопления и освещения не только в самих квартирах, но и на общих площадках, в парадных и многочисленных технических помещениях. Сегодня управляющими компаниями используется практика отнесения затрат на содержание таких площадей на общедомовые нужды (ОДН). Оплачивают их владельцы квартир, а соответствующие суммы платежей указываются в квитанциях по оплате коммунальных услуг. В 2015 году федеральные чиновники сделали изменения в части оплаты ОДН и предложили отнести их расходам, попадающим под разряд платежей, идущих на содержание жилых помещений. Когда произойдёт перенос платы за ОДН в жилищную услугу? Как это скажется на величине платежа? Какой будет плата за ОДН в 2018 году? И что может помочь жителям многоквартирных домов сэкономить на ОДН?
Перенос платы за ОДН в жилищную услугу (ЖУ)
Первоначально наделить ОДН понятием «содержание жилья» вместо «коммунальной услуги» (КУ) законодатели планировали весной 2016 года. По целому ряду причин, в основном, технических, с нововведением было решено повременить. Оказалось, что не все управляющие компании подготовились к данным изменениям: не оснастили свои объекты общедомовыми приборами учёта, снимающими нужные показания, не завершили запланированные работы по увеличению энергоэффективности зданий и т. д.
Точку в вопросе окончательного переноса платы за ОДН в разряд жилищных услуг (ЖУ) поставил Федеральный Закон №73 от 30 марта 2016 г.: он обязал внести изменения в ст.12 ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и наделить их юридической силой с 1 января 2017 года. Таким образом, уже в 2017-ом оплачивать за электроэнергию, отопление, воду, а также уборку, содержание и ремонт парадных и технических помещений гражданам пришлось по новому регламенту. При этом был установлен и новый порядок распределения ОДН между владельцами квартир отдельно по каждой коммунальной услуге (КУ). С ним знакомит Постановление Правительства РФ №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных ломах и жилых домов».
Плата за ОДН в 2018 году
Данное нововведение позволило навести порядок в сфере оплаты коммунальных услуг, предоставляемых на общедомовые нужды. Прежде всего, собственники квартир перестали получать квитанции с зачастую непонятными суммами, которые рассчитывались специалистами управляющих компаний на основе устаревших норм. Общедомовые счётчики (приборы учёта расхода ресурса), которые должны были установить в каждом российском многоквартирном доме, призваны показывать реальный расход электроэнергии, потребления воды и пр., что позволяет также оценить энергоэффективность самого жилого строения.
Кроме того, изменения, которые уже внесены в Жилищный кодекс РФ, обязали на уровне каждого региона провести работу по расчёту нормативов потребления ресурсов, необходимых для содержания помещений. Отныне и управляющие компании, и сами граждане получат на руки точные цифры, которые покажут, во сколько должны обходиться коммунальные услуги (КУ), идущие на общедомовые нужды. Новые нормативы станут своеобразными рамками, выход за которые будет означать неэффективную работу управляющей компании. При этом последняя уже не сможет проявлять самодеятельность при расчёте сумм, подлежащих оплате жильцами дома.
Расчёт ОДН в 2018 году
Чтобы рассчитать нормативы потребления энергии, идущей на общедомовые нужды, специалистам пришлось установить в многоквартирных домах общедомовые счетчики (приборы учёта). Они показывают, какое количество ресурсов поступает, и какое количество было тратится непосредственно жильцами (по показаниям индивидуальных приборов учёта электроэнергии, воды и т. д.) Полученная разница относится в разряд того коммунального ресурса, в котором нуждается дом.
Собрав показания по десяткам и сотням тысяч объектов, приняв во внимание типы домов и их оснащение счётчиками, энергосберегающим оборудованием (например, светодиодное освещение в парадных), законодатели получили средние нормативы, которые и легли в основу будущей оценки эффективности работы управляющих компаний. Для чего необходимо что-то оценивать? Дело в том, что с января 2017 года на тех объектах, где плата ОДН превышала установленные нормативы, или показания не могли быть выданы в связи с отсутствием счётчиков, жильцы получили право оплачивать коммунальные услуги в рамках норм, тогда как все расходы, их превышающие, легли на плечи УК.
Таким образом, расчёт ОДН позволил упорядочить работу по установлению новых норм и подтолкнул УК и ТСЖ на проведение политики ресурсосбережения, в том числе принудил их установить общедомовые приборы учёта воды и электричества. Это, в свою очередь, сказалось на общей экономии коммунального ресурса, как в масштабе одного дома, так и в масштабах целого региона и даже страны.
Вместе с тем, те управляющие компании, которые не сумеют наладить должной работы по сбору данных по потреблению (расходу) ресурсов, идущих на общедомовые нужды, вынуждены будут указывать в квитанциях суммы, рассчитанные на основе установленных в регионе нормативов. А поскольку поставщики коммунальных услуг по-прежнему будут ориентироваться на показания своих счётчиков, показывающих, какие объёмы ресурсов поставляются объекту, оплата разницы снова будет производиться из кармана УК.
Норматив ОДН по воде в 2018 году
Как будет рассчитываться плата ОДН за воду, можно узнать из примера, который демонстрирует работу ставропольских чиновников. Так, представители Министерства ЖКХ Ставропольского края одними из первых рассчитали и официально утвердили нормативы на потребление ОДН. Их показатели варьируются в зависимости от категории жилых домов и по отношению к водоснабжению объектов составляют 0,029-0,067 кубометра холодной воды на один квадратный метр жилого помещения. При этом во внимание принимается сразу несколько факторов:
- наличие в доме системы водоотведения,
- наличие централизованной системы водоснабжения,
- типы установленных ванн (по объёму) и пр.
Кроме того, специалисты включили в норматив те объёмы воды, которые понадобятся для проведения уборки парадных и плановых (2 раза в год) промывок системы отопления. Всё это, по мнению экспертов, позволит жильцам многоквартирных домов платить за воду, идущую на общедомовые нужды, ровно столько, сколько это необходимо непосредственно для обслуживания дома.
Норматив ОДН по электроэнергии в 2018 году
Продолжая пример Ставропольского края, можно посмотреть, каким образом осуществлялся расчёт нормативов по потреблению электрической энергии. С 2018 года плата за ОДН по электроэнергии в Ставропольском крае составит от 2,84 до 11,17 киловатт-часа на квадратный метр в месяц. При установлении данных норм специалисты учитывали категории жилых многоквартирных домов, среднюю площадь технических и жилых помещений, этажность дома, наличие лифтов, домофонов, усилителей телеантенн и пр. Отметим, что в ряде случаев в расчёт брались и те объёмы электроэнергии, которые шли на освещение придомовой территории.
О нюансах расчёта нормативов ОДН в разных регионах страны
Коммунальные услуги, идущие на общедомовые нужды, в разных субъектах обходятся потребителям по-разному. Где-то свою роль играет климат или продолжительность светового дня, в других случаях приходится иметь дело с особенными типами строений, сильно различающимися своими теплотехническими характеристиками. Отсюда содержание помещений общего или технического назначения может требовать разного количества коммунальных ресурсов.
На нормативы, по которым будут оплачиваться коммунальные услуги, идущие на общедомовые нужды, станут оказывать влияние многие факторы. Для примера, приведём недавно установленные нормативы потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды по Белгородской области:
Как сэкономить на оплате услуг ЖКХ?
Нововведения, которые вступили в силу с 1 января 2017 года, собственники квартир должны расценивать в качестве первого шага по оптимизации своих издержек, идущих на оплату услуг ЖКХ. Каждый владелец квартиры, имеющий на руках нормы потребления ресурсов, необходимых для содержания помещений (жилых и общих), может оценивать эффективность работы своей управляющей компании и инициировать работы по улучшению энергоэффективности своего жилья. Здесь же стала возможной и оценка объёмов потребления коммунальных ресурсов непосредственно в квартире: приборы учёта дают более точные данные, которые помогают понять, где потребление является чрезмерным, или почему отопление одной квартиры обходится дороже, чем соседней.
Наконец, собственники жилья в многоквартирных домах могут увидеть, во сколько им обходится содержание общих парадных или придомовых территорий. Возможно, на основе полученных показаний многим удастся найти пути решения насущных вопросов, касающихся экономии коммунальных ресурсов и снижения размера оплаты по общим домовым нуждам за электричество, воду и пр.
С 1 января 2017 года жилищно-коммунальная отрасль страны начала жить по другим правилам - в силу вступила новая система расчетов общедомовых нужд (ОДН). В этой статье рассмотрим, как нововведение отразилось на деятельности управляющих компаний, и какие меры стоит принять, чтобы минимизировать финансовые риски УК, ТСЖ и собственников многоквартирных домов.
Норматив ОДН с 1 января 2017 года
Жилищно-коммунальную отрасль России принято называть «черной дырой», в которую улетают миллиардные вложения - деньги собственников и государства. Новые правила расчета ОДН приняты, чтобы посчитать коммунальные ресурсы и распределить затраты в соответствии с реальным потреблением. Однако даже самое благое законодательное начинание часто превращается в сложный и запутанный процесс, вызывающий вопросы со стороны как обычных граждан, так и работников управляющих компаний и ТСЖ.
Еще летом 2015 года Государственной думой РФ был принят федеральный закон №176-ФЗ «О внесении изменений в ЖК РФ и отдельные законодательные акты РФ». Закон был направлен на создание условий, необходимых для эффективной работы и улучшения платежной дисциплины отрасли ЖКХ. Самыми революционными в нем стали изменения, в результате которых плата за содержание общедомового имущества с 01.01.2017 года стала включать в себя плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества многоквартирного дома. Начисляться такая плата должна исходя из величины потребления, рассчитанной по нормативу, который устанавливается на уровне республик, краев и областей.
ОДН как жилищный платеж
Введение новых правил начисления с января 2017 года было продиктовано необходимостью приведения расчетов к реальной картине потребления. Разработчик законопроекта - министерство строительства и ЖКХ РФ - считает, что перевод коммунальной услуги в жилищную, где действуют строгие нормативы, позволит начислять плату лишь за ресурсы, которые на самом деле идут на нужды дома.
Сейчас ОДН – это воровство, небалансы коммунальных организаций. Человек получает квитанцию. Он четыре кубометра воды потратил на свои нужды, а шесть ему приписывают, у каждого его соседа такая же ситуация. Это жульничество доказать очень тяжело! Обычный человек не может собрать показания всех приборов учета в доме.
Цель чиновников ясна - мотивация к энергосбережению, учет и контроль. Это подчеркивается и в преамбуле документа:
Рекомендовать органам местного самоуправления обеспечить путем проведения общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах информирование собственников помещений, осуществляющих непосредственное управление многоквартирными домами, о мероприятиях по энергосбережению в случае, если объем потребленного на общедомовые нужды коммунального ресурса, определенный на основе показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, превышает соответствующие нормативы потребления.
Постановление Правительства РФ №603
Новые правила вводились поэтапно. Изначально срок перехода был намечен на 1 апреля 2016 года. Затем старт отодвинули на 1 июля, еще позже - на 1 января 2017 года. Этот люфт был необходим, чтобы управляющие организации и собственники смогли подготовиться к изменениям порядка оплаты.
До конца года управляющие компании должны проверить каждый дом: выявить и устранить все случаи нецелевого расходования коммунальных ресурсов, провести работы по повышению энергоэффективности. Срок введения нового алгоритма оплаты продлен, в том числе, чтобы УК исключили возможность нецелевого расходования ресурсов. Жильцы не должны платить за протечки воды или незаконное подключение к электрическим сетям.
Андрей Чибис, замминистра строительства и ЖКХ
Как будет начисляться ОДН в 2017 году
В 2017 году расходы общедомовые нужды включены в плату за содержание общего имущества, отдельной строки «ОДН» в квитанции больше не будет. К общедомовому имуществу, согласно ст. 36 п. 1 Жилищного кодекса РФ, относятся помещения, которые не являются частями квартир и служат для общего использования. В число таких помещений входит:
- лифты и лифтовые шахты;
- крыши и технические этажи дома;
- межквартирные лестничные площадки и коридоры;
- чердаки и подвалы, в которых есть инженерные коммуникации;
- земельный участок, на котором расположен дом, включая элементы благоустройства, расположенные на территории дома (например, клумбы или детский двор).
Платеж рассчитывается исходя из показаний общедомовых приборов учета (ОДПУ) тепла, воды и электроэнергии. Сейчас они установлены в большинстве многоквартирных домов.
Иными словами, ОДН - это разница между показаниями общедомового прибора учета и личными счетчиками жильцов. Если же у собственников квартир отсутствуют индивидуальные приборы учета, объем потребляемых ресурсов распределяется пропорционально доле квартирной площади в составе суммы всех площадей общедомового имущества.
Напомню, что ОДН называют коммунальные услуги, которые идут на поддержание жизнедеятельности многоквартирного дома. Сюда включается работа лифта, освещение подъезда, придомовой территории, влажная уборка и промывка инженерных систем и т.д. Дискуссия по поводу ОДН возникла из-за того, что управляющие организации стали списывать туда свои долги перед поставщиками ресурсов и сторонние расходы. На эту проблему обратил внимание Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев.
Александр Сидякин, первый заместитель председателя комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ
Норматив оплаты ОДН с 1 января 2017 года
Как рассчитать ОДН за тепло в 2017 году
Рассмотрим, как производятся расчеты оплаты ОДН с 1 января 2017 года на примере тепловой энергии. Воспользуемся для расчета следующими формулами:
Расчет платы за потребление тепла в квартире:
Площадь квартиры * Норматив потребления тепла (Гкал/м² за последние 7 месяцев) * Тариф на тепловую энергию
Расчет платы за потребление тепла в общедомовых помещениях:
Доля площади в общедомовых территориях * Норматив потребления тепла (Гкал/м² за последние 7 месяцев) * Тариф на тепловую энергию
Расчет доли площади помещений, входящих в совокупный состав общедомового имущества:
Площадь общедомовых помещений * Площадь квартиры / Площадь всех квартир в доме
Как рассчитать ОДН за воду в 2017 году
Как в остальных случаях, расчет ОДН по горячей и холодной воде, производится в зависимости от наличия общедомовых приборов учета (ОДПУ). Наличие таких приборов с автоматизированной передачей показаний облегчает задачу. В том числе, самой УК - для исключения трений с поставщиками ресурсов, которые могут списывать все технологические потери на собственников МКД. А также для оперативного подсчета расхода коммунальных ресурсов.
Есть общедомовой счетчик: формула ОДН за воду
При наличии ОДПУ общедомовые нужды составляют разницу между показанием общедомового прибора учета и суммой значений индивидуальных счетчиков. Сумма значений ИПУ включает в себя и расходы по нормативам в необорудованных счетчиками помещениях. Получившийся результат распределяется пропорционально площади помещений между всеми собственниками. Соответственно, независимо от количества проживающих в многокомнатной квартире людей, затраты на ОДН для нее будут больше, чем для однокомнатной.
Нет общедомового счетчика: формула ОДН за воду
При отсутствии ОДПУ расчет производится по нормативам. Формула расчета ОДН по горячей и холодной воде в этом случае выглядит так:
Как рассчитать ОДН за электроэнергию в 2017 году
Есть общедомовой прибор: формула ОДН за электроэнергию
Самый распространенный случай для МКД: помещения частично оснащены индивидуальными приборами учета и установлен ОДПУ. В этом случае формула расчета ОДН для каждого помещения будет выглядеть следующим образом:
(Показания ОДПУ - Потребление в общедомовых помещениях - Потребление ИПУ - Потребление по нормативу) * Площадь квартиры / Площадь всех квартир в доме
Другими словами, объем ОДН за электричество, который приходится на конкретное помещение, определяется пропорционально ее площади к общей площади дома и к остатку «неоплаченного» потребления в многоквартирном доме.
Нет общедомового прибора: формула ОДН за электроэнергию
В случае, если общедомового прибора учета электроэнергии нет, расчет производится с использованием нормативов потребления электроэнергии на общедомовые нужды.
Норматив потребления * Площадь общедомовых помещений * Площадь квартиры / Площадь всех квартир в доме
После проведения расчета доли электроэнергии, потребленной на ОДН, она прибавляется к объему, определенному по ИПУ или нормативу, и включается в квитанцию собственника. В свою очередь, собственник помещения должен произвести оплату ОДН в составе общего платежа за электроэнергию.
Потери: скрыть или найти
Ключевой тезис нововведений Минстроя заключается в том, что УК и ТСЖ не смогут распределять на собственников расходы, превышающие установленный нормативом размер ОДН. Нецелевое использование ресурсов в домах станет платежным бременем для самих управляющих организаций. В этих условиях есть два пути, по которому могут пойти УК и ТСЖ.
Первый путь - мошеннический. Он состоит в том, чтобы «перекрывать» расходы на коммунальные ресурсы за счет других статей или включать в квитанции «скрытые платежи».
Но рано или поздно тайное становится явным. Так, УК «Жилинвест» (название изменено) из сибирского города-миллионника Красноярска на протяжении многих лет «перекрывала» платежи теплоснабжающим организациям из средств собственников МКД, собранных по статье «на капитальный ремонт». В итоге, УК обанкротилась. Конкурсный управляющий, проведя аудит деятельности УК, обнаружил, что за несколько лет компания потратила не по назначению 2 млрд рублей, собранных «на капитальный ремонт». Теперь с ситуацией разбираются уже не аудиторы, а прокуратура и следственный комитет.
Каждый человек, получающий квитанцию за ЖКУ, должен четко понимать, за что он платит и почему именно ту сумму, которая указана в расчетке. Безусловно, лучший инструмент для этого – использование приборов учёта, и мы продолжим стимулировать их установку, как на отдельные квартиры, так и на дома в целом.
Андрей Чибис, замминистра строительства и ЖКХ
Ответственность управляющих организаций за неправильные расчеты ежемесячной платы регламентирована федеральным законом №176-ФЗ от 29.06.2015 г. Согласно законодательству, за некачественное предоставление коммунальных услуг или завышение оплаты при расчете УК обязана заплатить неустойку потребителям. Наиболее жесткая административная ответственность наступает за нарушение расчетов, которые привели к увеличению размера начислений для собственников. Штрафы управляющие организации обязаны платить в адрес потребителей. Избежать административного наказания можно только в том случае, если выявленное нарушение устранено до обращения в контролирующий орган или оплаты потребителем.
Не получится больше обходить норматив ОДН и за счет заключения прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями. Кроме того, управляющие компании будут платить неустойку в счет РСО за несвоевременную оплату потребленных ресурсов за ОДН.
Впрочем, управляющие организации могут выбрать второй, добросовестный путь минимизации рисков. Это путь повышения эффективности управления, который включает спектр мер:
- установка общедомовых приборов учета (ОДПУ);
- энергосберегающие мероприятия (утепление подвалов, лестничных маршей, установка современных окон и т.п.);
- единовременное снятие показаний;
- выявление неучтенного потребления.
Добиться этого можно с помощью . Последние годы государство активно мотивирует управляющие организации к установке именно таких систем.
Инновация, которая позволит побороть ОДН - это интеллектуальные системы учета, когда прибор в автоматическом режиме передает показания со всех квартир. И такие системы учета будут ставить сами управляющие компании. Мы мотивируем, чтобы сама управляющая компания вложилась в такую систему, чтобы снизить свой ОДН.
Андрей Чибис, замминистра строительства и ЖКХ
Мнения экспертов о новых правилах расчета ОДН
Новая система начисления ОДН по нормативам активно обсуждается представителями управляющих организаций и активистами МКД.
По мнению председателя домового комитета из Ульяновска Оксаны Зиновьевой, ОДН можно свести к нулю:
Для начала мы устранили все протечки и выявили квартиры, которые не оборудованы счётчиками. Призвали к ответу собственников тех квартир, где проживает больше человек, чем прописано. Например, по нормативу они платили за одного, а воду тратили втроём. А разницу за них раскидывали на весь дом. Надавили общественным мнением, подключили управляющую компанию - в итоге счётчики установили все. Следующим шагом была установка антимагнитных лент на приборы учёта, чтобы с помощью магнитов не занижали показания. Так мы добились того, что у нас в платёжках появились отрицательные показания по ОДН. Но главное, я считаю, это совместное снятие показаний. В один день УК снимает показания с общедомовых приборов учёта, мы ходим по квартирам и снимаем индивидуальные, я составляю общий реестр и отношу в РИЦ для начисления платы.
Илья Костромской, спикер образовательного проекта «Школа управдома» в Ижевске, считает, что снизить расходы на общедомовые нужды помогают приборы учета на каждом отдельном стояке:
Когда, казалось бы, вышеописанные меры против «утечки» ресурсов приняты, а ОДН всё равно растёт, я советую установить приборы учёта на отдельные стояки. В одном из многоквартирных домов Ижевска таким способом выяснили, что у соседей просто несколько месяцев не работал счетчик. Когда хозяева его заменили, цифра ОДН сразу снизилась.
Итак, новая система расчетов ОДН - свершившийся факт. Закон вступил в силу, его уже не отменят и не передвинут сроки. По большому счету, это финальный отрезок долгого пути от «ничьей» коммуналки к ответственности каждой управляющей организации и каждого собственника МКД. Жить по-старому, прикидывая «на глазок» и прибрасывая «среднюю температуру по палате» уже не получится. Однако точные расчеты, оптимизация деятельности и привлечение новых технологий учета помогут УК и ТСЖ не просто «пережить» новую систему начисления ОДН, но и повысить качество обслуживания домов. А значит и качество жизни каждого собственника.
Как снизить ОДН и собирать показания счетчиков воды онлайн
В продолжение статьи.