1. Основными направлениями экономической политики, которые определяются государством, есть:
структурно-отраслевая политика, направленная на осуществление государством прогрессивных изменений в структуре народного хозяйства, усовершенствование межотраслевых и внутриотраслевых пропорций, стимулирование развития областей, которые определяют научно-технический прогресс, обеспечивают конкурентоспособность отечественной продукции и рост уровня жизни населения. Составляющими этой политики есть промышленная, аграрная, строительная и другие сферы экономической политики, относительно которых государство осуществляет относительно самостоятельный комплекс мероприятий стимулирующего влияния;
инвестиционная политика, направленная на создание субъектам хозяйствования необходимых условий для привлечения и концентрации средств на нужды расширенного воспроизведения основных средств производства, преимущественно в областях, развитие которых определено как приоритеты структурно-отраслевой политики, а также обеспечение эффективного и ответственного использования этих средств и осуществления контроля за ним;
амортизационная политика, направленная на создание субъектам хозяйствования наиболее благоприятных и равноценных условий обеспечения процесса простого воспроизведения основных производственных и непроизводственных фондов преимущественно на качественно новой технико-технологической основе;
политика институционных преобразований, направленная на формирование рациональной многоукладной экономической системы путем трансформирования отношений собственности, осуществление разгосударствления экономики, приватизации и национализации производственных фондов, обеспечение на собственной основе развития разных форм собственности и хозяйствование, эквивалентности отношений обмена между субъектами хозяйствования, государственную поддержку и защиту всех форм эффективного хозяйствования и ликвидацию любых противозаконных экономических структур;
ценовая политика, направленная на регулирование государством отношений обмена между субъектами рынка с целью обеспечения эквивалентности в процессе реализации национального продукта, соблюдение необходимой паритетности цен между областями и видами хозяйственной деятельности, а также обеспечение стабильности оптовых и розничных цен;
антимонопольно-конкурентная политика, направленная на создание оптимальной конкурентной среды деятельности субъектов хозяйствования, обеспечение их взаимодействия на условиях недопущения проявлений дискриминации одних субъектов другими, прежде всего в сфере монопольного ценообразования и за счет снижения качества продукции, услуг, содействие росту эффективной социально ориентированной экономики;
бюджетная политика, направленная на оптимизацию и рационализацию формирования доходов и использование государственных финансовых ресурсов, повышение эффективности государственных инвестиций в народное хозяйство, согласование общегосударственных и местных интересов в сфере межбюджетных отношений, регулирование государственного долга и обеспечение социальной справедливости при перераспределении национального дохода;
налоговая политика, направленная на обеспечение экономически обоснованной налоговой нагрузки на субъектов хозяйствования, стимулирование общественно необходимой экономической деятельности субъектов, а также соблюдение принципа социальной справедливости и конституционных гарантий прав граждан при налогообложении их доходов;
денежно-кредитная политика, направленная на обеспечение народного хозяйства экономически необходимым объемом денежной массы, достижение эффективного наличного обращения, привлечение средств субъектов хозяйствования и население к банковской системе, стимулированию использования кредитных ресурсов на нужды функционирования и развития экономики;
валютная политика, направленная на установление и поддержание паритетного курса национальной валюты относительно иностранных валют, стимулирование роста государственных валютных резервов и их эффективное использование;
внешнеэкономическая политика, направленная на регулирование государством отношений субъектов хозяйствования с иностранными субъектами хозяйствования и защита национального рынка и отечественного товаропроизводителя.
2. Государство осуществляет экологическую политику, которая обеспечивает рациональное использование и полноценное воспроизведение природных ресурсов, создание безопасных условий жизнедеятельности населения.
3. В социально-экономической сфере государство осуществляет социальную политику защиты прав потребителей, политику заработной платы и доходов населения, политику занятости, политику социальной защиты и социального обеспечения.
Статья 11. Прогнозирование и планирование экономического и социального развития
1. Осуществление государством экономической стратегии и тактики в сфере хозяйствования направляется на создание экономических, организационных и правовых условий, за которые субъекты хозяйствования учитывают в своей деятельности показатели прогнозных и программных документов экономического и социального развития.
2. Законом определяются принципы государственного прогнозирования и разработку программ экономического и социального развития Украины, система прогнозных и программных документов, требования к их содержанию, а также общий порядок разработки, утверждение и выполнение прогнозных и программных документов экономического и социального развития, полномочие и ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления в этих вопросах.
3. Основными формами государственного планирования хозяйственной деятельности есть Государственная программа экономического и социального развития Украины, Государственный бюджет Украины, а также другие государственные программы по вопросам экономического и социального развития, порядок разработки, задача и реализация которых определяются законом о государственных программах.
4. Органы власти Автономной Республики Крым, местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления согласно Конституции Украины разрабатывают и утверждают программы социально-экономического и культурного развития соответствующих административно-территориальных единиц и осуществляют планирование экономического и социального развития этих единиц.
5. Субъектам хозяйствования, которые не учитывают общественные интересы, отображенные в программных документах экономического и социального развития, не могут предоставляться предусмотренные законом льготы и преимущества в осуществлении хозяйственной деятельности.
Экономическая политика государства (Economic policy ) - это набор инструментов, рычагов, мер и действий правительства страны, оказывающих влияние на развитие макроэкономических показателей для достижения общественно значимых целей.
В настоящее время, в отличие от XIX века, государство на всех уровнях включено в экономическую систему. Но и сегодня не утихают споры о границах, формах, методах государственного вмешательства в экономику. Удачно сформулировал проблему французский поэт П. Валери: "Сильное государство подавляет нас, а при слабом мы погибнем ". Правительство выполняет множество политических, социальных и экономических функций. Для их выполнения используется набор инструментов, рычагов, мер, оказывающих влияние на деловую активность, уровень занятости, дифференциацию доходов и т.д. В XX веке активность государства как субъекта экономических отношений нарастала, что было вызвано Великой депрессией, мировыми войнами, соревнованием с социализмом .
К факторам, определяющим масштабы, формы, методы вмешательства государства в экономическую жизнь, можно отнести: менталитет населения, определяемый национальными, культурными традициями, этическими нормами; уровень экономического развития страны; степень открытости экономики; уровень технологического развития; традиции, опыт, квалификацию аппарата государственного управления.
В экономической теории выделяется два противоположных подхода к пониманию роли государства в экономике: классический (либеральный) и кейнсианский (этатический).
По мнению Кейнса, только экономика полной занятости может считаться равновесной и эффективной. Причиной безработицы Кейнс считает недостаток так называемого "эффективного спроса", который коренится в психологии людей, в их склонности к сбережению. (Кейнс сформулировал психологический закон, суть которого заключается в следующем: с ростом доходов увеличивается потребление, но в не той степени, как увеличивается доход ). Компенсировать этот недостаток необходимо путем проведения активной бюджетно-налоговой политики и кредитной политики. В этот же период представители институционально-социальной школы обосновывают необходимость проведения активной социальной политики государства, антимонопольного, правового регулирования экономической деятельности.
Государственное вмешательство в экономику получило широкое распространение с середины 30-х годов XX века практически во всех развитых странах. Вводятся государственные пенсионные системы и различные формы помощи лицам с доходом ниже определенного уровня, поскольку перераспределение доходов (снижение доходов богатых и повышение благосостояния бедных) стало рассматриваться как важная задача экономической политики государства. Для поддержания доходов граждан и уровня занятости в периоды циклических спадов предлагались программы общественных работ и выплат пособий безработным. Разрабатывается система прогрессивного налогообложения с резко выраженной возрастающей шкалой. В годы Второй мировой войны за счет бюджета строятся предприятия, в ряде стран в послевоенный период проводилась национализация - формируется государственный сектор.
Возрастание роли государства в 30-х годах XX века объясняется концепцией больших экономических циклов (циклов Кондратьева). На 30-е годы приходится начало четвертого большого экономического цикла. Происходит бурное развитие многих отраслей, определивших современную экономику: сельскохозяйственное машиностроение, общее машиностроение, автомобилестроение, другие, что потребовало развития инфраструктуры (строительство дорог, портов, систем связи). Выдвинутая П. Самуэльсоном и Р. Масгрэйвом концепция "общественных благ" доказывала, что именно государству необходимо осуществлять предложение целого ряда товаров, которые важны для экономики страны в целом, т.к. сам рынок в отдельности не в сотоянии обеспечить данные товары в необходимом объеме. У частного сектора нет абсолютно никаких стимулов осуществлять производство "общественные блага", т.к. их потребляют все без исключения, независимо от того, оплачивают они их или нет.
В основу расширения роли общественного сектора в таких сферах, как здравоохранение, образование, наука, транспорт, подготовка кадров и других, легла концепция "экстерналий". Государство может влиять на частный сектор с помощью субсидий (предоставляемых непосредственно или через налоговые льготы), предложения некоторых товаров через общественный сектор или путем законотворчества.
Кроме того, следует учитывать то обстоятельство, что из-за больших масштабов некоторых видов деятельности или проектов требуются такие ресурсы и знания, которые могут быть сконцентрированы и мобилизованы только правительством. Для осуществления деятельности частного сектора нужна информация, имеющаяся только в общественном секторе (то есть если бы не было государства и соответствующих органов, то издержки частного предпринимателя по сбору и обработке информации значительно бы превышали потенциальную пользу от нее).
Экономическая политика большинства стран Запада примерно до середины 70-х годов XX века строилась на постулатах кеинсианской теории. Но чрезмерное вмешательство государства в экономику привело к ограничению рыночных начал. К 70-м годам страны столкнулись с проблемами снижения эффективности экономики, темпов научно-технического прогресса, обострением кризисных процессов, ростом инфляции , социального иждивенчества, бюрократизма и т.п. Это привело к поиску альтернативных вариантов регулирования экономической жизни. Происходит отказ от идей Кейнса и усиливается стремление восстановить рыночное саморегулирование, то есть в функциях правительства осуществляется переход от замещения рынка к его дополнению и поддержке.
В 80-х годах большинство стран начинает проводить экономические реформы, включающие:
- приватизацию государственных предприятий, ориентированную на стимулирование конкуренции и повышение эффективности производства;
- отмену импортных пошлин и количественных ограничений во внешней торговле, что делает ее более чувствительной к изменениям в относительных ценах;
- либерализацию регулирования кредитов и процентных ставок, что ведет к восстановлению важных распределительных функций кредитного рынка;
- сокращение регулирования цен и других ограничений на свободу экономической деятельности, поскольку регулируемые цены всегда искажают рыночные связи, снижая экономическую эффективность и стимулируя рентоориентированное поведение;
- субсидирование товаров первой необходимости приводит к уменьшению цен, в ряде случаев они сокращаются до такой степени, что возникает ажиотажный спрос и растрата ресурсов.
Экономические реформы направлены, на поощрение предпринимательской активности и преодоление социального иждивенчества. Практика всех стран показала, что условием экономического прогресса является рыночное саморегулирование. В то же время ни в одной стране экономика не функционирует без воздействия государства.
Исторический опыт показал, что "альтернативы экономике как демократическому регулируемому рыночному хозяйству нет " (Я. Певзнер, российский экономист), что рыночный подход является всеобъемлющим, он применим ко всему (Г. Беккер, американский экономист), в том числе и к человеческому поведению, к действиям государства.
Главным отличительным признаком государства является право принуждения. "Принуждать - пишет П. Хейне в замечательной книге "Экономический образ мышления", - значит склонять людей к совместной деятельности, ограничивая свободу их выбора ". Принуждение сочетается с убеждением. Но этим правом обладает и рынок (например, с помощью рекламы). Принуждая, государство обеспечивает согласование действий граждан, дополняя добровольный обмен, основанный на соблюдении прав собственности. Условием успеха в достижении личных интересов является максимизация предельной выгоды от тех или иных действий и минимизация предельных издержек . Государство своим принуждением способствует:
- увеличению положительных экстерналий (внешних выгод), побуждая людей действовать во имя общих интересов;
- снижению трансакционных издержек, что увеличивает выгоду для всех участников сделок;
- уменьшению затрат, увеличению выгод для граждан, создавая четко действующую систему правосудия, систему национальной обороны, строя дороги и школы.
Однако государственное принуждение не может быть единственной основой согласования интересов и действий граждан. Последние через механизм согласования, лоббирования и другое могут воздействовать на решения, принимаемые законодателями и правительством. Отдельные решения могут формироваться под воздействием "групп давления". Следовательно, решения государства могут быть неэффективными, не соответствовать долговременным интересам общества, что объясняется рядом причин.
- Ошибки со стороны политиков. Одни из них не имеют соответствующего образования и слабы в экономических материях; другие оказываются рабами, как отмечал Кейнс, отживших свое экономических теорий; третьи преследуют свои интересы, например, стремление выиграть следующие выборы; четвертые руководствуются своими представлениями об общественных интересах. Например, в западных странах до 90-х годов мало внимания уделялось вопросам финансового федерализма и обеспечения согласованности экономической политики в пределах отдельно взятой страны.
- Последствия прежних решений. Текущая экономическая политика в значительной мере определяется решениями предшествующего правительства, которые создают условия, отличающиеся от тех, что предпочли бы иметь действующие политики. Оказывается, что значительно проще принимать решения об увеличении социальных, налоговых и других льгот, чем об их уменьшении, о расширении размеров госаппарата, чем об его сокращении.
- Недостаточное владение инструментами экономической политики, различиями между интересами управляющих и управляемых. Инструменты экономической политики находятся под полным контролем государственного руководства, полагающегося на четкую и эффективную работу госслужащих, выполняющих принятые наверху решения. Однако бюрократия может быть неэффективной или коррумпированной, способна искажать полученные директивы или использовать инструменты экономической политики в своих узких интересах.
Таким образом, государство призвано не подменять рынок, а сосредоточить усилия на повышении эффективности всех рынков с помощью следующих мер:
- открытие внутреннего рынка для иностранных фирм (развитие иностранной конкупенции);
- запрет и отмена необязательных или неэффективных экономических норм;
- развитие информационного обеспечения участников рынка;
- создание регулирующих органов, эффективно обеспечивающих потребителей всей необходимой информацией, а также устанавливающих прозрачные и равные для всех участников рынка правил игры.
Государство должно стимулировать конкурентное поведение, борясь с монополизмом и поощряя увеличение числа участников рынка, поддерживая малое предпринимательство, венчурный (рисковый) бизнес.
Итак, можно выделить два основных типа (модели) экономической политики государства в смешанной экономике: активная (кейнсианская) макроэкономическая политика и пассивная (либеральная, классическая) макроэкономическая политика. В кейнсианской модели основным средством воздействия государства на экономику является фискальная политика, в классической - монетарная политика.
При этом могут использоваться прямые и косвенные формы экономической политики. К формам прямого регулирования можно отнести:
- Законотворческая деятельность и прямой административный контроль, осуществляемый специальными органами государства: за качеством пищевых продуктов и лекарств, за операциями на рынке ценных бумаг, за соблюдением техники безопасности и охраны труда, за соблюдением экологических норм и правил, за соблюдением антимонопольного законодательства и многие другие.
- Государственное производство. Во всех развитых странах существует более или менее значимый по своим масштабам государственный сектор. Его размеры могут служить критерием экономической роли государства, хотя он не абсолютен. Государственное предпринимательство осуществляется в отраслях инфраструктуры, развитие которых требует больших капиталовложений при крайне медленной оборачиваемости капитала (сооружение и содержание дорог, портов, каналов, аэродромов, водопроводов, систем связи, электросети и др.). Велика роль государства в развитии и содержании не только производственной, но и социальной инфраструктуры. В основном государству принадлежат школы, большая часть высших учебных заведений, значительное число больниц, спортивных сооружений и т.д. Государство имеет предприятия, производящие товары и услуги, но может быть и совладельцем фирм.
- Национализация и приватизация объектов собственности, замораживание цен и заработной платы, к чему может прибегать государство в кризисные периоды.
- Трансферты, дотации, субсидии, субвенции. Государственное кредитование и страхование частных фирм, хотя и связаны с фискальной политикой, также могут рассматриваться как формы прямого вмешательства государства. С помощью этих инструментов государство, используя силу принуждения, перераспределяет доходы от богатых налогоплательщиков к бедным, от более развитых субъектов, регионов к более отсталым.
- Государственный долг, под которым понимается вся сумма обязательств перед внешними и внутренними кредиторами. Долгосрочные государственные заимствования на внутреннем и внешнем финансовых рынках перераспределяют доходы между поколениями: часть потребностей текущего поколения удовлетворяется за счет будущих, вынужденных без своего на то согласия погашать этот долг.
- В настоящее время, в условиях нарастания экологического кризиса все большее значение приобретает использование административно-законодательных мер экономико-экологического регулирования, предусматривающих экологическую экспертизу, нормирование выброса вредных веществ в атмосферу, почву, воду и жесткий контроль за их соблюдением.
К формам косвенного регулирования относятся главным образом фискальная и монетарная политика государства.
Фискальная (бюджетно-налоговая политика) - политика воздействия на совокупный спрос посредством изменения расходов и доходов государства с целью изменения объема национального производства, обеспечения полной занятости.
Монетарная политика - политика стимулирования сбалансированного экономического роста посредством определения оптимальных темпов роста денежного предложения.
Основные направления экономической политики государства:
- фискальная (бюджетно-налоговая) политика;
- монетарная (денежно-кредитная) политика;
- социальная политика;
- внешнеэкономическая политика.
Если целью экономической политики является сглаживание циклических колебаний, то такая политика получила название антициклической. Если упор делается на борьбу с инфляцией, то макроэкономическая политика является антиинфляционной. В конкретной исторической обстановке государство может проводить промышленную, аграрную политику, политику занятости (политику борьбы с безработицей), политику доходов. В зависимости от поставленных целей будут выбираться те или иные инструменты, методы фискальной и монетарной политики.
Определив цели, приоритеты, основные направления экономической политики, государство регулирует экономику, используя методы регулирования (методы экономической политики): прогнозирование развития экономики, введение экономических нормативов, установление налоговых ставок, определение размеров денежной эмиссии, разработка государственных программ и их финансирование, поддержание курса национальной валюты, установление квот на экспорт и импорт отдельных продуктов, определение прожиточного минимума, размеров минимальных пенсий, минимальной ставки заработной платы и многое другое.
Основы экономической теории. Курс лекций. Под редакцией Баскина А.С., Боткина О.И., Ишмановой М.С. Ижевск: Издательский дом "Удмуртский университет", 2000.
Осуществление экономической полити- ки - важнейшее направление экономической
деятельности государства. Экономическая политика не произвольна. Она объективно обусловлена сущностью и содержанием национальной экономической системы. Общество в определенных пределах не свободно в выборе экономической политики - ее основные формы и их соподчиненность предопределены типом экономической системы и этапом ее развития.
К существенным факторам, предопределяющим выбор форм экономической политики и их субординацию, также относятся: тип развития страны (догоняющий, переходный, на основе сравнительных преимуществ); характер экономического курса правительства - эволюционное преобразование экономики; форсирование радикальных преобразований; односторонняя ориентация по одному направлению экономического развития; всесторонний подход к развитию с учетом внутренних и внешних условий и ограничений страны и т.д.
В конечном счете выбор экономической политики зависит и от господствующих в обществе на том или ином этапе экономических и общественных идей. Эта связь опосредована действием политических факторов.
В экономической системе, основанной на рыночных отношениях, неизбежно преобладают формы экономической политики, адекватные рыночным условиям деятельности субъектов экономики. Инструменты в такой системе политики в основном ориентированы на косвенное воздействие на экономические интересы субъектов экономики, что не отрицает одновременного использования прямых методов воздействия на экономику.
Экономическая политика, как правило, не базируется только на какой-то одной концептуальной основе, хотя может тяготеть (в разных странах в одно время или на разных этапах развития одной страны) либо к либеральной политике с акцентом на рыночно-конкурентные механизмы, либо к дирижизму с акцентом на большее вмешательство государства в экономику. В этом проявляется ее отличие от «чистой» экономической теории. Экономическая политика испытывает на себе воздействие многих внутренних и внешних, экономических и неэкономических факторов, часто является результатом компромисса различных политических сил.
Конкретные направления и формы экономической политики государства могут быть систематизированы следующим образом.
По уровням экономики и способам воздействия экономическую политику можно подразделить на: институциональную политику (административно-правовое регулирование экономики, усиление защиты прав собственности и т.п.); микроэкономическую политику (антимонопольная политика, обеспечение инфраструктуры товарных рынков и рынков факторов производства и т.п.); макроэкономическую политику, в том числе: бюджетно-налоговую политику; кредитно-денежную политику.
По сферам воздействия экономическая политика представляется как: отраслевая политика в более широком плане. Будучи связанной со структурной перестройкой экономики, может трактоваться как структурная политика; социальная политика (прежде всего как политика доходов и политика занятости); внешнеэкономическая политика; региональная политика и т.д.
По временншм интервалам экономическая политика может быть подразделена на два вида: краткосрочная антициклическая политика (может быть также определена как стабилизационная политика, так как она связана с обеспечением макроэкономической стабилизации); долгосрочная стратегическая политика - состоит в создании условий для обеспечения устойчивого качественного экономического роста и проведении структурной перестройки экономики с акцентом на развитие передовых технологических укладов и отраслей. Во многом сводится к структурной, инвестиционной и инновационной политике.
Наряду с данной классификацией форм политики можно выделить формы политики по другим критериям, в частности по функциональной роли в экономике (функциональные формы). В этой связи принято выделять: социальную политику, ориентированную на решение задач социального развития и совершенствования отраслей социальной сферы; инвестиционную политику, ориентированную на привлечение и использование инвестиций; антиинфляционную политику, направленную на сдерживание инфляции и обеспечение ее стабильно низкого уровня; собственную налоговую политику, направленную на совершенствование налоговой системы и эффективное применение различных видов налогов; инновационную политику и т.д.
Государство, реализуя свою экономическую роль, определяет на основе принятого экономического курса не только приоритетные формы политики, но и ее более конкретные направления или функциональные формы.
Перечисленные направления экономической политики не автономны друг к другу. Чаще всего они тесно взаимодействуют между собой, накладываются друг на друга и даже входят в состав других направлений. Так, стабилизационная политика неизбежно реализуется через бюджетно-налоговую, денежно-кредитную, валютную политику и ряд других направлений. Важнейшей задачей государства в этих условиях выступает обеспечение комплексного использования всех направлений и форм экономической политики в целях повышения эффективности функционирования и прогрессивного развития национальной экономики.
По мере становления рыночной экономики и создания ее институтов в условиях трансформации возрастает роль и значимость форм бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики. Данные формы макроэкономической политики в условиях развитой рыночной экономики играют определяющую роль в воздействии на экономические процессы.
Бюджетно-налоговая (фискальная) политика направлена на регулирование уровня экономической активности в стране путем воздействия на государственные расходы, налогообложение и состояние бюджета с целью обеспечения стабильности экономики и ее устойчивого роста. Это достигается путем регулирования государственных закупок товаров и услуг, государственных инвестиций, системы налогообложения и условий отдельных налогов, социальных программ и т.д. Бюджетно-налоговая политика может быть ориентирована на регулирование как совокупного спроса, так и совокупного предложения. В первом случае принято выделять дискреционную и недискреционную политику. Если дискреционная политика ориентирована на регулирование путем принятия специальных мер и решений по отдельным конкретным проблемам регулирования (ускоренной амортизации, налоговым льготам, конкретным государственным расходам и т.д.), то недискреционная политика осуществляет регулирование экономики через встроенные (автоматические) стабилизаторы, которые позволяют сглаживать колебания в экономике и поддерживать уровень занятости и выпуска без издания каждый раз конкретных решений. Встроенные стабилизаторы, как правило, заранее законодательно определены, и на них постоянно ориентируются субъекты экономики при принятии решений. В качестве таких стабилизаторов выступают: налоговая система, построенная по принципу прогрессивного налогообложения; система государственных трансфертов и платежей; государственные программы помощи и т.д.
Кредитно-денежная (денежная) политика осуществляется через сферу денежного обращения и кредита путем использования ряда специальных инструментов: учетной ставки, нормативов резервных требований, операций на открытом рынке, обменного курса национальной валюты. Особую роль в обеспечении кредитно-денежной политики играет Центральный банк. Именно он обеспечивает действия инструментов кредитно-денежной политики во всей системе отношений субъектов экономики. Центральный
банк также широко использует прямые методы регулирования (минимальный размер уставного капитала, ограничения использования депозитов и т.д.), которые в сочетании с косвенными методами призваны обеспечить неинфляционный экономический рост, полную занятость и сглаживание социальных противоречий.
Данные формы политики тесно связаны между собой. В этой связи требуются постоянная их координация как в краткосрочном, так и в среднесрочном периодах, а также учет взаимодействия данных форм политики и их инструментов при осуществлении конкретных мер по регулированию денежного обращения, ставки процента, по финансированию бюджетного дефицита, использованию профицита бюджета и т.д.
Практика использования данных форм политики и их соотношение в современной экономике в значительной мере определяются выбором модели регулирования экономики - на основе кейнсианского или неоклассического подхода. В первом случае предполагается, что определяющим является воздействие на совокупный спрос. В кейнсианской модели политики безусловным приоритетом пользуется бюджетно-налоговая политика, а кредитно-денежная занимает подчиненную роль. При неоклассическом подходе на передний план выдвигается кредитно-денежная политика, к которой приспосабливается бюджетно-налоговая политика. Меры по сокращению государственных расходов - важнейший принцип данной формы политики. В целом сторонники данного подхода выступают за минимизацию вмешательства государства в экономику и стимулирование совокупного предложения.
В переходной экономике на первом этапе трансформации, вследствие фактического отсутствия сложившейся банковской системы и налоговой системы рыночного типа, данные формы политики не могли быть приведены в действие в соответствии с их возможностями и инструментами. Лишь на втором этапе (после 1999 г.) были созданы условия для повышения эффективности данных форм политики и их роли в системе регулирования экономики.
Наряду с кредитно-денежной и бюджетно-налоговой формами политики используются другие формы макроэкономической политики. Среди них особо следует выделить промышленную политику, или систему мер направленных на содействие технологическому прогрессу, внедрению инноваций, повышению эффективности деятельности реального сектора, изменению структуры народного хозяйства. Она призвана оказать содействие инвестициям, развитию инфраструктуры и человеческого капитала, общественному производству. Данная форма политики в ряде макроэкономических исследований особо не выделяется. Предполагается, что фискальная и денежная формы политики способны сами по себе решать задачи стимулирования эффективного роста и изменения структуры экономики. Однако опыт всех развитых стран показывает, что промышленная политика применялась и продолжает применяться в современных развитых экономиках. При этом используются как традиционные инструменты макроэкономической политики (налоги, льготы, субсидии, амортизационная политика и т.д.), так и специфические инструменты, связанные со стимулированием инвестиций (меры инвестиционной политики), осуществлением индикативного планирования, разработкой планов развития и других форм воздействия на структуру экономики. В
ряде стран для целей реализации промышленной политики в 60-е годы прошлого столетия были созданы специальные органы (Совет по экономическому развитию (Великобритания), Научная корпорация по содействию научным исследованиям и разработкам (Великобритания), Министерство внешней торговли и промышленности (Япония)).
Особую значимость промышленная политика приобретает в условиях трансформации и односторонней ориентации экономики на развитие сырьевых отраслей. В таких условиях только через меры сознательной промышленной политики можно осуществить изменение структуры народного хозяйства, сформированной в советское время. К сожалению, потенциал и возможности данной формы политики не были использованы в Российской Федерации. На современном этапе преобразований этот стратегический просчет государственного регулирования устраняется через создание Инвестиционного фонда РФ, Институтов развития и другие формы стимулирования инноваций и реального сектора экономики.
Среди форм политики, ориентированных на решение общих макроэкономических задач, следует также выделить структурную и стабилизационную формы политики.
Структурная политика может быть выделена особо по следующему признаку: она служит упорядочению структуры экономики и ее институтов для обеспечения устойчивого экономического роста. По данному критерию она включает комплекс мер по: изменению структуры собственности (приватизация); изменению региональных пропорций и отношений (региональная политика); реформе отдельных экономических систем (финансовой системы, налоговой системы); реформе управления. Иногда промышленную политику также рассматривают как составную часть структурной политики.
Таким образом, понятие структурной политики является в известном смысле собирательным определением, отражающим необходимость совершенствования институционально-организационной структуры экономики и ее пропорций.
В экономике важное значение имеет еще один вид общей макроэкономической политики - стабилизация политики. Особую важность данный вид политики приобретает в условиях трансформации.
С точки зрения областей (направлений) государственного вмешательства в хозяйственную жизнь механизм государственной экономической политики работает одновременно в разных направлениях. Каждое из этих направлений часто также называют политикой. Это, прежде всего, налогово-бюджетная, денежно-кредитная, валютная (эти направления часто объединяют в финансовую политику), промышленная (она же отраслевая), внешнеэкономическая, антимонопольная, научная, образовательная и, конечно же, социальная политика. Причем эти направления содержат часто так много отдельных важных секторов, что и их тоже называют политикой. Так, в социальной политике выделяют политику цен и доходов, пенсионную и др.
Основными направлениями государственного регулирования экономики являются:
воздействие на структуру производства и конкурентную среду рынка, имеющее целью сохранить конкурентную ситуацию на рынке, обеспечивая тем самым ориентацию производства на интересы потребителей;
финансирование социальных обязательств (к которым относятся социальные трансферты, расходы на образование, здравоохранение, науку, культуру, охрану общественного порядка, а также те государственные инвестиционные расходы, которые связаны с объектами социального и инфраструктурного назначения).
Смысл первого направления экономической политики государства состоит в том, что в условиях сохранения конкурентной ситуации на рынке будет производиться именно та продукция, которая соответствует нуждам потребителей. С одной стороны, потребители получат возможность приобрести нужные им товары и услуги (в этом случае повышается их благосостояние). С другой стороны, возможность продажи этих товаров и услуг заинтересованным потребителям создает возможность получения доходов для тех, кто занят на производстве этих товаров и услуг, т.е. занятое население может получить доходы, необходимые для покупки товаров и услуг.
Второе направление экономической политики государства в наибольшей степени связано с формированием доходов и обеспечением основными товарами и услугами незанятой (или нетрудоспособной) части населения, благосостояние которой не повышается в условиях рынка. Но, наряду с этим, второе направление государственной экономической политики оказывает влияние и на благосостояние всего населения в целом, так как с помощью социальных обязательств государство обеспечивает производство "нерыночных" благ, таких как образование, здравоохранение и др.
Факторы, влияющие на формирование экономической политики
Экономическая теория - основа научной политики. Экономическая теория и экономическая политика находятся во взаимодействии и влияют друг на друга. Прежде чем рассмотреть, как это происходит, выясним сущность этих понятий.
Экономическая теория является системой научных взглядов на хозяйственное жизни общества, которые дают всестороннее представление о закономерностях его развития. Оно не только объясняет, как воспроизводится общество, но и способствует предотвращению повторения некоторых негативных экономических явлений, дает возможность прогнозировать будущее развитие. В широком смысле экономическая политика охватывает политические отношения, политическую организацию и политическую идеологию как определенное единство. В узком смысле экономическая "политика является практической деятельностью государства Последняя осуществляет свою деятельность в социально-культурной, политико-административной и экономической, хозяйственной деятельности. Нас интересует хозяйственная деятельность и экономическая политика, осуществляемые государством.
Экономическая политика охватывает цели, направления, пути, методы, рычаги развития экономики, которые определены субъектами власти.
Экономическая политика предусматривает сочетание двух факторов:
1) главные цели, на достижение которых ориентирован развитие народного хозяйства;
2) средства, которые необходимо мобилизовать для достижения поставленных целей.
Более глубоко цели экономической политики и средства достижения их можно охарактеризовать через такие понятия.
Экономический рост - количественный и качественный рост товаров и услуг. Экономическая эффективность - снижение производственных ресурсов на изготовление разнообразных благ.
Социальная эффективность - улучшение социально-экономической жизни людей: рост заработной платы, улучшения жилищных условий и условий труда, улучшение образовательного, медицинского обслуживания, обеспечения больных, недееспособных, престарелых граждан и т.п. Размещение ресурсов заключается в том, что государство обеспечивает соответствие между производством и условиями относительного недостатка ресурсов.
Распределение доходов имеет целью содействовать обеспечению социальной справедливости. Стабильные условия развития предусматривают обеспечение для всех субъектов хозяйствования благоприятных условий для рационального размещения и использования ресурсов.
Политика активно вмешивается в общественную жизнь и может влиять на экономический прогресс в трех направлениях: способствовать его развитию; сдерживать общественный прогресс, в том числе экономическое развитие; противоречиво действовать на экономический прогресс, ускоряя его в одном направлении и сдерживая в другом.
Человечество всегда пыталось узнать, при каких условиях политика становится движущей силой развития экономики.
Исторический опыт убеждает, что теория трансформируется в практику через политику. Если политика основывается на объективно действующих законах, с учетом самых разнообразных интересов общества и предусматривает много вариантность решений и свободу выбора, она становится движущей силой развития общества и человека. Такая политика является научно обоснованной. Следовательно, она должна основываться на научной теории.
Если же политика исходит из искажено теории, которая игнорирует объективные законы и всю совокупность интересов общества, подчиняет одни интересы другим, она не является научной. Такая политика ведет общество к кризисных явлений, а то и регресса. Это же касается экономической политики.
Научное обоснование экономической политики в период перехода к новым экономическим отношениям способствовать глубокому обновлению материальной жизни, полнее раскрытию социальных ресурсов общества.
Для выработки экономической стратегии, которая основывается на всестороннем учете требований объективных экономических законов, первостепенное значение масс обеспечения объективной оценки достижений в решении социально-экономических проблем, их причин, а также имеющихся возможностей, ресурсов для дальнейшего социально-экономического прогресса.
Научная объективность в политике требует учета присущих обществу противоречий и трудностей. Более того, экономические законы действуют как тенденции. Формы их проявления неоднозначны и определяются конкретными обстоятельствами. Очень важное значение в практике общественного хозяйствования имеет умение трансформировать требования законов к условиям каждого этапа развития общества, учитывать их действие, четко определять роль и место субъективного фактора.
Субъекты формирования экономической политики, ее объект. Экономическая политика формируется в сфере надстройки субъектами, в руках которых находится власть, и представляет собой выработку политических решений во всех сферах жизни. До недавнего субъектом, производивший экономическую политику в нашей стране, была коммунистическая партия. Власть была сконцентрирована в руках партийно-государственного аппарата и стала, по сути, партийно-государственной властью, направленной преимущественно на обеспечение ведомственных интересов.
С течением времени такое положение становилось тормозом экономического роста, социального прогресса общества. Построенная на командно-административных методах, "экономическая политика стала причиной как деформаций в базисе, его структуре, так и застоя в общественных науках, их приспособлению к действиям того или иного лидера партии, его амбиций.
Субъективистская, волюнтаристское политика создавала догмы, идеологию, которые утверждали в общественном сознании представления о деформирована общество, как об самые. Волюнтаризм превратился в главный метод регулирования общественной жизни.
В результате экономическая жизнь отошло от требований объективных законов развития общества, нарушилась взаимодействие экономики и политики, утвердилась авторитарно-бюрократическая система хозяйствования.
Субъективизм и волюнтаризм экономической политики обусловлены рядом причин, которые основаны на двух догмах. Одна из них утверждала, что государство как субъект собственности общенародного средств и хозяйствующий субъект должен осуществлять чуть ли не все процессы присвоения в общественном производстве, быть монополистом в формировании экономической политики. Вторая заключалась в том, что объектом экономической политики являются потребности и интересы государства, которые выдавались за общенародного. В этих условиях интересы реальных субъектов экономических отношений - работников, трудовых коллективов, региональные - рассматривались как несущественные, второстепенные и подчинялись государственным интересам, что на практике приводило к отчуждению отдельных работников и их коллективов от средств производства, к абсолютизация административно-командных методов хозяйствования.
Исходя из этих догм, роль государства как экономического центра сводилась к главной ее функции - укрепление и приумножение государственной собственности. Государство как собственник общенародного средств производства и субъект хозяйствования была обязана, во-первых, формировать экономическую политику и разрабатывать на ее основе общегосударственные планы развития народного хозяйства как единого целого, во-вторых, активизировать роль местных органов для выработки планов на разных уровнях - региональном, межотраслевой, отраслевом, объединений, предприятий; в-третьих, реализовать политику и всю систему в общественном воспроизводстве.
Государственные органы в этих условиях были, по сути, лишь исполнительными органами партии, которые самостоятельно не могли принять ни одного законодательного акта.
Самая массовая организация трудящихся - профсоюзы - превратилась в орган, который выполнял поставленные партией задачи, а не обеспечивал интересы тех, кого он представлял. Тем самым сущность профсоюзов деформировалась и свелась практически нет.
В условиях административно-командной системы управления трансформировалась действие и использования законов общественного развития, в том числе экономических.
В переходном периоде к рыночной экономике, в котором сейчас находится Украина, количество субъектов, участвующих в выработке экономической политики, значительно возрастает. Ими являются вновь созданные движения, партии, старые политические и силовые структуры, трансформируются, а также предприятия, финансовые и другие организации, которые владеют материальными, финансовыми и человеческими ресурсами. Именно эти силы в условиях социально-экономической трансформации старой системы, стремясь занять свое место под солнцем в новой системе, определяют тип воспроизведения модели рынка и способы его построения, пути разгосударствления и приватизации, место и роль государства в этом процессе.
Факторы - это э лементы, порождающие то или иное явление либо определяющие последовательные стадии действия механизма.
Это общее определение дает представление о чрезвычайно распространенном употреблении термина в экономической теории; настолько распространенном, что частое использование сделало его синонимом "причины", а точнее, структурной или постоянной причины. Так, говорят о факторах инфляции, спада, оживления, промышленной концентрации.
Беря за основу общепринятое определение: "фактор - причина, движущая сила, необходимое условие какого-либо процесса, явления, определяющее его характер или отдельные черты" 9 , сделаем вывод, что к экономическим факторам, следовательно, можно отнести причины, движущие силы, необходимые условия, существенные обстоятельства, оказывающие влияние на ход тех или ины хэкономических процессов, определяющие характер или отдельные черты последних.
Фактор может быть частью системы или, являясь величиной самостоятельной, независимой от системы, оказывать влияние на последнюю. Например, время, являясь величиной независимой в любом из процессов, оказывает существенное влияние на их ход. В экономической теории фактор времени - это". объективный фактор, который необходимо учитывать при приведении разновременных затрат и результатов производства к экономически тождественному (сопоставимому) виду. Учет фактора времени позволяет оценить динамику затрат и результатов производства в неизменных условиях базы".
Факторы приобретают экономическое значение тогда, когда они выступают в качестве предпосылки одних экономических процессов и, одновременно, являются причиной других. К примеру, безработица, как фактор экономический, служит предпосылкой становления рынка труда и обусловливает необходимость полной занятости. Следует обратить внимание на то, что не только "экономические" факторы "оказывают влияние на ход тех или иных экономических процессов". Например, введение эмбарго, являясь по сути чисто политической мерой, в значительной мере влияет на экономику, а значит является экономическим фактором по определению. Таким образом экономические факторы можно классифицировать на непосредственно "экономические" - внутренние и факторы опосредованного влияния - внешние. По нашему мнению, экономические факторы обладают подобно товарам взаимозаменяемостью и взаимодополняемостью.
Взаимозаменяемые факторы - факторы, для которых существует обратное соотношение в воздействии на те или иные экономические процессы, например два фактора - рабочую силу и автоматизацию производственных процессов можно условно назвать взаимозаменяемыми. Первоначально факторы подразделяются на экономические и неэкономические. В число неэкономических факторов входят политические, географические, демографические, психологические и прочие факторы, несомненно влияющие на состояние системы, но не являющиеся предметом изучение данной работы.
Рис 3.
Принципы, лежащие в основе классификации экономических факторов, разнообразны и применение какого-либо из них зависит от конкретной цели, стоящей перед исследователем. Так, на приведенном рисунке факторы дифференцируются на:
Внутренние фактор - факторы, определяющие структуру экономической системы. К примеру, определяющими факторами рыночной экономической системы считают свободную конкуренцию, наличие частной собственности на ресурсы и продукты и т.д.
Внешние факторы - факторы, не определяющие структуру экономической системы, но оказывающие влияние на ее функционирование. Политические, социальные, культурные и др. факторы, не имея ярко выраженного экономического содержания, тем не менее, оказывают значительное влияние на экономические процессы.
Непосредственные факторы (правильнее будет назвать эту группу факторов не "непосредственными" а "оказывающими непосредственное влияние") - это факторы (чаще всего внутренние), оказывающие прямое воздействие на те или иные экономические процессы. Например, спрос и предложение являются непосредственными экономическими факторами.
Опосредованные факторы - факторы, косвенно влияющие на те или иные экономические процессы. К этой группе факторов можно отнести как внутренние (уровень развития экономической инфраструктуры, изменение налогообложения и пр.), так и внешние (изменение экологического баланса, политический кризис и пр.) факторы.
Первичные факторы - факторы, лежащие в основе изменений экономических процессов и являющиеся их причиной. В качестве примера можно привести такой экономический фактор как цена. Цена, являясь экономическим фактором лежит в основе изменения емкости рынка при анализе его эластичности. Следует заметить, что данный фактор первичен лишь в пределах рассмотрения процесса производства.
Продолжать подобную классификацию экономических факторов можно достаточно долго (вторичные, вещественные, комплексные и т.д.), но в экономической теории приоритетно рассматриваются факторы производства, поэтому сосредоточим свое внимание на них
Государственная политика классифицируется по таким основаниям: сферы общественной жизни - экономическая, социальная и пр.; уровни реализации политики - международная, общегосударственная, региональная, местная; функции политики - внешняя, внутренняя; структура и объемы воздействия - отраслевая, структурная, территориальная. По объектам воздействия каждый вид политики подразделяется на отдельные направления. По характеру субъект-объектных отношений и уровню конфликтности различают распределительную, перераспределительную, регулирующую (протекционистская и конкурентная), административно-правовую, стратегическую, антикризисную политику.
Государственная экономическая политика - совокупность взаимосвязанных мер, предпринимаемых органами государственной власти и управления в целях формирования определенного вектора развития экономики страны и решения социально-экономических проблем.
Поскольку в развитом обществе государство учитывает различие целей отдельных социальных групп, курс экономической политики строится не как жесткая прямая линия, а колеблется в определенном "коридоре", выход за пределы которого может нарушить равновесие в обществе.
Успешное развитие национального хозяйства требует формирования на основе предвидения и прогнозирования процессов, протекающих в его рамках, соответствующей экономической политики, выбора рациональной стратегии и тактики ее реализации как на государственном, так и на региональном уровне.
Особенностями государственной экономической политики являются: отражение экономических интересов населения страны в целом и нацеленность на решение общенациональных хозяйственных проблем; учет многообразия условий функционирования хозяйствующих субъектов; использование для реализации различных средств, в том числе принуждения.
Экономическая политика определяет основные направления и принципы государственного вмешательства в экономику для реализации его стратегических целей государства. Она характеризуется определенными целями, на достижение которых направлена, механизмами принятия решений, сферами реализации (экономика, техника, международные отношения и т.п.).
Цели экономической политики многоплановы, ориентированы на достижение общенациональных целей. Сложились различные подходы к определению целей экономической политики. Сторонники одного из них считают, что для стран, экономика которых ориентирована на рыночные отношения, цели экономической политики связаны с регулированием процессов, не поддающихся влиянию рыночных механизмов хозяйствования. Цели государственной экономической политики, с точки зрения прагматического подхода, заключаются в создании и поддержании стабильной экономической системы.
Главными целями государственной экономической политики считаются: рациональное использование ресурсного потенциала страны, обеспечение экономического роста и безопасности страны, создание условий для повышения благосостояния населения. В процессе формирования системы целей экономической политики обязательно учитывается взаимосвязь составляющих эту систему элементов (цели не могут быть взаимоисключающими).
Совокупность приоритетов экономической политики образует ее генеральную линию (курс), официальные представления о которой содержатся в Концепции социально-экономического развития Российской Федерации. Этот документ разрабатывается как на долгосрочную, так и на среднесрочную перспективу, и определяет цели этого развития, а также пути и средства их достижения, важнейшие задачи, подлежащие решению на федеральном уровне.
Элементы Концепции освещаются в одном из разделов послания, с которым Президент Российской Федерации ежегодно обращается к Федеральному Собранию.
Важнейшими приоритетами современной российской экономической политики можно считать:
- o развитие государственных и рыночных механизмов достижения сбалансированности экономики, обеспечения ее необходимыми ресурсами;
- o всемерное стимулирование научно-технического прогресса, внедрения новых технологий и инноваций, модернизации экономики;
- o формирование эффективной структуры национального производственно-хозяйственного комплекса, включающего набор базовых, оборонных, а также высокотехнологичных отраслей, обеспечивающих стране переход к постиндустриальной стадии развития;
- o создание конкурентоспособных предприятий, занятие достойного места на мировом рынке;
- o содействие интеграции финансовых, производственных, торговых, научно-исследовательских и образовательных организаций и формирование крупных межотраслевых структур;
- o создание условий, стимулирующих повышение эффективности производства;
- o ведение активной борьбы с монополизмом, организованной преступностью;
- o активизация инвестиционных процессов, позволяющая осуществить структурную перестройку российской экономики.
Эффективность экономической политики зависит не только от обоснованности предусматриваемых ею мероприятий, но и от их восприятия населением, которое обусловлено:
- o соответствием сложившимся в обществе нормам (традиционный курс встречают более благожелательно);
- o учетом политического расклада сил, производственно-технического потенциала общества, состояния социальной структуры, институционального порядка общегосударственного и местного управления и т.д.;
- o фактором времени (сначала многое воспринимается частью населения с энтузиазмом, затем начинают критиковать и сторонники);
- o особенностями природы человека.
Реализация государственной экономической политики связана с применением различных инструментов, поэтому различают фискальную (финансово-бюджетную), монетарную (кредитно-денежную), внешнеэкономическую политику. Инструментами соответственно выступают: налоги, трансферты и пр.; общая масса денег, норма резервирования и пр.; таможенные пошлины, квоты на ввоз и вывоз капитала, товара, экспортно-импортные тарифы.
Вопросы изменения отраслевой и региональной структуры производства в стране решаются в рамках структурно-инвестиционной экономической политики. Инновационная экономическая политика рассматривает вопросы практического применения в экономике новейших достижений человеческой цивилизации. Конверсионная политика ориентирована на конверсию отраслей производства, потребность в продукции которых существенно уменьшается.
В условиях мирового системного экономического кризиса основным направлением деятельности государства является антициклическая политика, обеспечивающая устойчивость социально-экономического развития. Наиболее общая функция государства в процессе регулирования экономики - обеспечение условий для смягчения воздействия на экономику механизма циклического развития. С этой целью государство проводит антициклическую политику, включающую комплекс законодательных актов, административных мер воздействия на спрос и предложение с целью вывода экономики из кризисного состояния. Стержнем реализации антициклической политики служит госбюджет.
Фискальная экономическая политика . Государственное управление финансовыми ресурсами государства (государственной казной) сопряжено с формированием и реализацией фискальной политики. Фискальная политика осуществляется по следующей схеме: привлечение необходимых государству денежных средств - распределение этих средств - обеспечение применения средств по назначению. Этот вид экономической политики государства включает такие направления, как бюджетная политика, налоговая политика, политика доходов и расходов. Инструментами фискальной политики являются налоги, государственные расходы, трансферты, посредством которых государство регулирует величину и вектор денежных потоков, влияет на совокупный спрос и предложение, противодействует чрезмерным колебаниям основных экономических параметров. Влияние государства на объем и структуру совокупного спроса велико, так как государство является самым крупным покупателем как на внешнем, так и внутреннем рынке (экономически развитые страны тратят на закупки порядка 1/4 и 1/2 ВВП). Косвенное влияние на спрос со стороны домашних хозяйств, частных предпринимателей государство оказывает посредством налогов, трансфертных платежей (пенсии, пособия). Фискальная политика слагается из следующих элементов: бюджетной политики (в свою очередь, представлена политикой государственных расходов и политикой государственных доходов), налоговой политики. В целом фискальная политика представляет собой совокупность инструментов финансирования, бюджетирования, налогообложения.
Бюджетная политика государства как часть фискальной политики ориентируется в основном на достижение уравновешенного бюджета, сбалансированного по государственным доходам и расходам на протяжении всего бюджетного периода. Бюджетная политика заключается в том, что государственные органы обладают возможностью распределять средства государственного бюджета по различным направлениям их расходования.
Монетарная экономическая политика - это непосредственное или опосредованное регулирование со стороны государства денежной массы и денежного обращения в стране. В отличие от фискальной экономической политики цели монетарной политики более узкие и связаны только со стабилизацией денежного обращения. В зависимости от цели в качестве задач монетарной политики выделяют стабилизацию уровня цен, поддержание определенного уровня инфляции, регулирование денежной массы, спроса и предложения денег посредством банковской системы, поддержание курса национальной валюты. Инструментами в данном случае являются общая масса и доступность денег, кредита, учетная ставка ЦБ РФ, ставка рефинансирования и пр. Исходя из способа воздействия на денежную массу, различают жесткий и мягкий типы монетарной политики. Действия государства, направленные на сокращение денежной массы, ограничение эмиссии, поддержание высоких процентных ставок на получение денег в кредит, характеризуют жесткую монетарную политику. Обратная ситуация, т.е. предоставление дешевых кредитов, увеличение денежной массы, характерна для мягкой монетарной политики. Элементы, составляющие монетарную политику, таковы:
- o политика рефинансирования, или учетная политика - воздействие ЦБ РФ через процентную ставку на объем кредитных ресурсов;
- o операции на открытом рынке - продажа или приобретение ЦБ РФ государственных ценных бумаг;
- o политика резервирования - воздействие ЦБ РФ на величину активной денежной массы ("принуждая" коммерческие банки держать часть их активов в виде беспроцентного резерва в ЦБ РФ);
- o политика обеспечения ликвидности, т.е. изменение массы денег, предоставляемых ЦБ РФ в распоряжение коммерческих банков для проведения ими операций.
Государственная социальная политика - целенаправленная деятельность государства по управлению общественными процессами и отношениями в социально-культурной сфере. Она должна быть соотнесена с конкретно-историческими обстоятельствами, подкреплена финансовыми ресурсами и рассчитана на определенные этапные социальные результаты.
Принципами государственной политики в социальной сфере являются экономическая свобода человека и признание права предпринимателей, лиц наемного труда и их профсоюзов на тарифную автономию на основе социального партнерства; доверие к регулирующей роли рынка; ответственность государства за "игру" рыночных сил, выработку законодательства, создание соответствующих условий для упорядочения течения экономической и социальной жизни; социальная справедливость и социальная солидарность общества; гендерное равенство; участие граждан в государственном управлении, общественной и государственной жизни.
Социальная политика реализуется государством в основных сферах социальных отношений: оплата, охрана, рынок труда, занятость и безработица; регулирование доходов населения; демография, семья, материнство и детство, молодежь; социальная защита; пенсионное обеспечение; социальное обслуживание; социальное страхование; образование, профессиональная переподготовка, повышение квалификации; наука; здравоохранение; обеспечение жильем, коммунальными и бытовыми услугами; культура; физическая культура, спорт, туризм; экологическая безопасность; защита социальных прав всех категорий граждан.
Государственная региональная политика - методологически наименее разработанное направление государственной политики России. Принцип размещения производительных сил, исходя из политических и экономических интересов государства, как основа региональной политики СССР был забыт при смене парадигмы развития России. В условиях экономического кризиса 1990-х гг. государство практически не уделяло внимания развитию социально-экономических отношений между регионами. Государственная политика в этой сфере строится в соответствии с "Основными положениями региональной политики в Российской Федерации", утвержденными Указом Президента РФ от 3 июня 1996 г. № 803. Под региональной политикой понимается система целей, задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны и механизм их реализации.
В системе правового и институционального обеспечения государственной региональной политики имеется много пробелов и противоречий. Политика бюджетного выравнивания, более десяти лет являющаяся генеральным направлением региональной политики, усугубила социально-экономическую дифференциацию регионов. Значимость и актуальность разработки инновационных мер реализации государственной региональной политики в настоящее время признаны и на государственном, и на региональном уровнях.
Альтернатива политике бюджетного выравнивания, активно обсуждаемая сегодня, - политика поляризованного развития , ставшая основой разработанной Минрегионом России "Концепции стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации". Суть модели поляризованного развития сводится к концентрации (мобилизации) ресурсов государства и региона в тех точках, где, как ожидается, они принесут наибольшую отдачу.
На территории России предполагается выделить несколько опорных регионов ("полюса роста", "локомотивы роста"), исходя из следующих критериев:
- 1)в регионе наблюдается устойчивая тенденция к росту пассажиро- и грузопотока;
- 2)наличие в регионе научно-образовательного центра мирового или федерального значения;
- 3)в данном регионе (городской агломерации) сформирована стратегическая инициатива, имеющая значение для всей страны;
- 4) данный регион должен иметь высокий научно-технический, интеллектуальный, кадровый и социально-экономический потенциал;
- 5)регион уже осуществляет весомый вклад в прирост ВВП страны;
- 6)в данном регионе существует или может сложиться стратегическое партнерство власти, гражданского общества и бизнеса;
- 7)в перспективе за 10-12 лет данный регион может стать "девелопером" для соседних территорий.
Другими принципами новой стратегии государственной региональной политики являются "преференции за реформы", т.е. обеспечение равного доступа населения всех регионов к бюджетным услугам, гарантирующим реализацию конституционных прав граждан; синхронизация действий, т.е. согласованность основных реформ, проводимых в стране и оказывающих влияние на социально-экономическое развитие регионов, а также направлений государственной поддержки регионов и муниципальных образований; дифференцированность государственной политики регионального развития, т.е. определение различных целей развития для разных регионов; субсидиарность, т.е. децентрализация властных полномочий.
Стратегические цели региональной политики на данном этапе развития России таковы: обеспечение глобальной конкурентоспособности страны и регионов; стимулирование процесса новой "регионализации" - консолидация ресурсов российских регионов для ускоренного экономического роста и изменение структуры экономики; развитие человеческого капитала, повышение пространственной и квалификационной мобильности населения; улучшение экологической ситуации в регионах для сбалансированности экономического развития; повышение качества управления и использования общественных финансов на субфедеральном уровне.
Приоритетами регионального развития России, разработанными в рамках названной Концепции, выступают формирование сета "опорных" регионов; формирование региональных модулей Национальной инновационной системы России; создание условий для модернизации промышленности, поддержка и развитие конкурентоспособных экономических (территориальных производственных) кластеров; создание системы управления человеческими ресурсами, развитие региональной занятости населения; улучшение качества государственного и муниципального управления в регионах.
Механизмы социально-экономического развития регионов следующие: генеральная схема пространственного развития страны, т.е. функциональное зонирование территории; правовая поддержка развития регионов (ставится необходимость принятия федеральных законов о пространственном развитии Российской Федерации и об основах государственного регулирования регионального развития Российской Федерации); информационные (система федерального мониторинга региональных социально-экономических показателей); организационно-финансовые (Межведомственная комиссия при Минрегионе России, федеральные целевые программы).
Принятие и реализация рассмотренной стратегии развития регионов в краткосрочной перспективе позволят достичь следующих результатов: увеличение скорости прохождения управленческих решений федерального уровня на уровень регионов и повышение их результативности; повышение уровня кооперации между регионами и уменьшение барьеров на пути свободного перемещения между ними ключевых ресурсов развития (человеческих, финансовых, управленческих, интеллектуальных и др.); повышение эффективности использования федеральных финансов; закрепление региональной политики в соответствующих институтах (законы, нормы и правила) и организационных структурах; появление рынка доступного жилья и модернизация системы жилищно-коммунального хозяйства.