31 марта на 66-м году жизни умерла от сердечного приступа Заха Хадид. Мы решили собрать воедино все, что знали об архитекторе, и еще раз отметить, вклад какого масштаба она внесла в историю.
Молодость и начало карьеры
Заха Мохаммад Хадид родилась в Багдаде. Еще в детстве она чувствовала, в чем ее призвание. В 11 лет Хадид уже твердо решила, что будет архитектором: она предлагала на конкурсы различные проекты архитектурных сооружений, например, перевернутый небоскреб в Лестере.
Заха Хадид всегда уверенно шла к воплощению своих планов и не спешила расставаться с делом своей жизни. Чтобы учиться архитектуре, в 1972 году она уехала в Лондон, в Архитектурную ассоциацию. Именно в Великобритании прошёл основной отрезок жизни и творчества женщины-архитектора.
Первым местом работы Захи Хадид стало архитектурное бюро ОМА, где ее учителем и вдохновителем выступил известный голландский архитектор — деконструктивист Рем Колхас. Именно с ним чтобы своими глазами увидеть все особенности российской архитектуры. В дальнейшем Россия и русский авангард в частности нередко фигурировали в
Далеко не все проекты архитектора были воплощены в реальность. На протяжении всей жизни ей очень часто отказывали в строительстве того или иного сооружения. Многие из них, например, проект оперного театра в Англии, казались заказчикам слишком смелыми. Несмотря на то, что Хадид в то время уже была знаменита и, более того, выиграла конкурс на строительства здания, оно навсегда осталось на бумаге.
Расцвет архитектурного таланта
В 30 лет Заха Хадид основала собственную компанию «Zaha Hadid Architects». Однако при кажущемся быстром взлете карьеры архитектора путь к успеху вовсе не перестал быть тернистым.
Только в 43 года Хадид, наконец, впервые увидела свой проект не на бумаге, а в реальной жизни. Это была пожарная часть «Витра» в Германии. До этого пожарная станция пережила разрушительный пожар, и ее владельцам было важно не только построить здание заново, но и сделать так, чтобы трагедия не повторилась. Станция, построенная по проекту Хадид, была создана из бетонных плит, которые были по-разному изогнуты. Важно было сделать так, чтобы переход из природного ландшафта в сам каркас здания был плавным и эстетичным. Сейчас «Витра» выполняет функции музея. Именно это здание стало первой своеобразной «визитной карточкой» Захи Хадид, и с него начался ее профессиональный и мировой успех.
Всю жизнь Хадид провела в борьбе со стереотипами. Ее архитектурные формы всегда были оригинальными и замысловатыми, даже «космическими», поэтому многие просто отказывались понимать и принимать ее проекты. Направление, в котором работала Хадид, впоследствии приобрело название «деконструктивизм» и долгое время оставалось инновационным и непонятным для многих.
Тем не менее, иногда эта борьба оказывалась успешной. Так в конце XX- начале XXI века сразу несколько проектов Хадид были реализованы, например, автостоянка и вокзал в Страсбурге, или трамплин «Бергизель» в австрийском Инсбруке, который входит в Олимпийскую Арену.
Важной вехой в творчестве Хадид были проекты культурных сооружений, таких как Национальный музей искусств «The MAXXI» в Риме или Культурный центр Гайдара Алиева в Баку. А с проектом Центра современного искусства Розенталя в Цинциннати Хадид даже стала лауреатом Притцкеровской премии.
Еще одно важное сооружение по проекту Хадид – спортивный клуб «Пик», построенный в одной из самых высоких точек в Гонконге. Последним же архитектурным проектом Хадид был , открытый в прошлом году в Москве.
Заха Хадид и другие сферы искусства
Несмотря на то, что всю свою жизнь Хадид посвятила именно архитектуре, она много занималась и другими видами искусства. Например, всерьез увлекалась живописью. На многие работы, причем как в живописи, так и в архитектуре, как признавалась сама Хадид, ее вдохновили русские авангардисты, в частности Казимир Малевич. К слову, творчеству Малевича была посвящена и дипломная работа Захи, в которой она показывала, что идеи Малевича до сих пор злободневны и что они перекликаются с ее собственным видением.
Помимо живописи и проектов зданий, Хадид создавала эскизы посуды, предметов мебели и даже частей гардероба, например, обуви и ювелирных украшений. Многие из них покупались известными брендами, которые создавали целые коллекции. Еще один вид коммерческой деятельности архитектора – проекты жилых домов, которые тоже пользовались широким спросом.
Но и на этом творческий спектр Хадид не ограничивался: она любила создавать театральные декорации и выставочные пространства, а также часто работала над различными инсталляциями. Работы Хадид выставлялись во многих местах, например, в МоМА и немецком музее DAM .
Летом прошлого года Хадид в очередной раз приезжала . На выставке в Эрмитаже архитектор представила не только макеты зданий, но и свои рисунки.
Премии и награды
В 2004 году Хадид стала первой женщиной, которой вручили Прицкеровскую премию. Это ежегодная премия, присуждаемая за достижения и открытия в области архитектуры. Нобелевской премии по архитектуре не существует, поэтому Прицкеровская премия стала своеобразным ее аналогом, ничуть не уступающим ей по престижу. В 2012 году Хадид стала кавалером Ордена Британской империи, а в 2016 — первой женщиной, удостоенной золотой медали Королевского института британских архитекторов RIBA.
Жизнь Захи Хадид была полна борьбы, но эта борьба ознаменовалась целой коллекцией взлетов и побед. Это и необычные здания, и картины, и еще много различных творений. Эта женщина оставила в истории яркий след, не случайно в имя «Заха» в переводе — «сияющая».
Текст: Мария Эльзенбах
Проекты Захи Хадид слишком дорогие
Хотя бюро Захи Хадид не отказывается ни от проектирования в малой форме, ни от создания крупных объектов, статус звезды и полёт фантазии архитектора выливаются в высокую стоимость проекта. Сама Хадид говорит , что любой проект должен быть «доступным», но, видимо, в оценке стоимости она всегда оглядывается на статус клиента, а это и российские олигархи, и небольшие государства-экспортёры нефти, и крупнейшие экономики мира. В местах вроде Азербайджана и Катара стоимость её зданий, кажется, не вызывает нареканий, чего не скажешь о странах с развитым гражданским обществом.
Продолжающаяся дискуссия вокруг нового стадиона в Токио, на котором должно пройти открытие Олимпийских игр 2020 года, во многом связана и с тем, что смета проекта Хадид составляет около $2 млрд. Японское правительство прислушалось к мнению местных архитекторов и жителей и объявило, что проект полностью пересмотрят. По мнению организаторов игр, у Японии ещё достаточно времени, чтобы начать работу заново. При этом по идее стадион должен быть готов к Кубку мира по регби 2019 года. Суммы, которые нужно заплатить за возведение проектов Хадид, вызывали нарекания и в Южной Корее. Возведение центра дизайна Dongdaemun Design Plaza в Сеуле, например, стоило $450 млн, и решение мэра О Се-Хуна, который перенаправил деньги с социальных проектов на архитектурные, критикуют до сих пор, хотя он ушёл с поста в 2011 году.
Стоимость зданий,
спроектированных
Хадид
$2 млрд
Олимпийский стадион в Токио
$450 млн
Центр дизайна Dongdaemun Design Plaza в Сеуле
$150 млн
Музей MAXXI в Риме
$250 млн
Центр Гейдара Алиева в Баку
Проекты Захи Хадид иногда выглядят неуместно
Заха Хадид известна своим вычурным стилем. Её здания часто ассоциируются с космическими кораблями, органическими формами и как будто говорят о будущем человечества так, каким оно представлялось фантастам XX века. Она добивается таких форм во многом благодаря работе со сложными материалами: особенно Хадид любит композитные пластики. Но перетекающие друг в друга экспрессивные детали её проектов зачастую не нравятся чуть более консервативным (но оттого не менее талантливым) коллегам. Особенно сильно Хадид досталось за проект стадиона для Чемпионата мира по футболу в Катаре. После презентации модели стадиона в конце 2013 года критики обратили внимание на то, что здание напоминает женские половые органы. Такое решение многим показалось неуместным для арабской страны. Другие, наоборот, приветствовали проект Захи Хадид. Однако сама архитектор назвала эти ассоциации нелепыми и сказала, что вообще-то стадион призван напоминать традиционную арабскую лодку доу.
Заха Хадид
архитектор
«На самом деле унизительно, что они [критики] выдумали такой нонсенс. Что они вообще говорят? Всё, у чего есть отверстие, - это вагина? Это нелепо. Если бы стадион спроектировал мужчина… [никто бы о таком не подумал]».
Внешний вид другого стадиона Захи Хадид, для токийских игр, не понравился местным профессионалам. Японские архитекторы, среди которых Арата Исодзаки, Тоёо Ито, Кэнго Кума и Соу Фудзимото, подписали открытое письмо против осуществления проекта Хадид, назвав его «монументальной ошибкой» и «унижением перед будущими поколениями».
Арата Исодзаки
архитектор
«Стадион Захи Хадид похож на черепаху, которая ждёт, пока затонет Япония, чтобы наконец уплыть из неё».
Заха Хадид проектирует
для авторитарных режимов
У богатых нефтяных государств достаточно денег, чтобы заказывать сооружения архитекторам-звёздам, но часто это жестокие и репрессивные режимы. Заха Хадид проектировала здания для Азербайджана, Саудовской Аравии, Катара, Ирака - стран, которые критикуют за недостаточно развитые демократические процессы и институты. Скандалом обернулось строительство объектов для Чемпионата мира по футболу в Катаре, где, по данным Международной конфедерации профсоюзов, по состоянию на март 2014 года погибли больше 1000 рабочих-мигрантов. Более того, те, кто работает на стройплощадках стадионов, возможно, находятся на положении рабов. Несмотря на то что к организационным процессам строительства Заха Хадид отношения не имеет, издание The New York Review of Books обвинило архитектора в наплевательском отношении к тому, что воплощение её проектов забирает человеческие жизни. Хадид ответила, что с этим вопросом должно разбираться правительство Катара, а не она. А на вопрос о том, волнует ли её происходящее в стране, ответила:
Да, но меня беспокоят и смерти в Ираке, так что мне делать по этому поводу? Я не принимаю это с лёгким сердцем, но я думаю, что об этом должно заботиться правительство. Это не мой долг как архитектора. Я не могу ничего сделать с этим, потому что мне не хватает власти.
Архитектор подала в суд на автора статьи, но вскоре отозвала иск. Журналист принёс ей извинения, а Хадид направила некую сумму денег благотворительной организации, которая занимается правами рабочих. При этом забавно, что в своём интервью для Huffington Post спустя год после катарского скандала Хадид говорила о том, что архитектура всегда связана с политической ситуацией в стране.
Интересно, что во время скандала архитекторы Аксель де Стампа и Сильвен Мако из парижского университета Эколь д’Аркитектюр предложили проект небоскрёба из бетонных блоков в духе Захи Хадид, высота которого зависела бы от количества погибших рабочих. Один бетонный блок в нём соответствовал бы одной смерти.
Проекты Захи Хадид
в «несвободных»
государствах
по классификации
Freedom House
Стадион Аль-Вакрах в Катаре
Центр Гейдара Алиева в Азербайджане
Станция метро в Саудовской Аравии
«Дом для Наоми Кэмпбелл» в России
Заха Хадид слишком много думает о самовыражении
Многие критикуют Хадид за то, что формальные эксперименты для неё зачастую важнее, чем функциональность проекта. Например, несмотря на то что проект музея современного искусства MAXXI в Риме многие сочли одной из лучших работ архитектора, для организации выставок он не так уж и подходит. Помимо того, что здание музея находится довольно далеко от центра города (где нельзя построить новые здания, не испортив архитектурного облика), сама структура музея максимально ограничила кураторов в возможностях сценографии. MAXXI - это огромный извивающийся одноэтажный лабиринт. Критики отметили, что не совсем понятно, какие объекты хорошо бы там смотрелись - разве что огромные металлические пластины Ричарда Серры. Из-за масштабов здания даже крупные живописные полотна выглядят там скорее как почтовые марки. Более того: Заха Хадид запретила вешать картины на стены музея. Вместо этого их стоит подвешивать на конструкциях, прикреплённых к потолку здания.
Ещё один неудачный с точки зрения функциональности проект Хадид - Центр водных видов спорта, построенный в Лондоне к Олимпиаде 2012 года. Зрители жаловались, что из-за выпуклого потолка здания тем, кто сидит на верхних рядах, просто не было видно, что происходит в бассейнах арены. Впрочем, бюро Захи Хадид заявило, что рассчитывало обеспечить места только для 5000 зрителей, в то время как организаторы расширили трибуны и продавали по 8000 билетов на каждое соревнование, не предупреждая об особенностях конструкции здания.
Заха Хадид не так уж и помогает женщинам-архитекторам
Хадид стала первой женщиной, которая получила Притцкеровскую премию, самую престижную в мире архитектуры. По сути, она - единственная женщина, которую можно назвать современным архитектором-звездой, и за это её принято считать локомотивом для остальных женщин, которые хотят проявить себя в этой отрасли: всё-таки в развитых странах среди архитекторов только около 20% - женщины.
Заха Хадид может вдохновлять других женщин-архитекторов, но то, чем она занимается, очень редко связано с социальными проблемами вообще и с социальным статусом женщин в частности. Её критикуют за то, что она видит архитектуру не как инструмент эмансипации, а лишь как форму искусства. Уже по истории с катарским стадионом понятно, что Хадид не устраивают трактовки её взгляда как женского. Пусть качество её работ находится на неоспоримо высоком уровне, это чаще объекты эстетического созерцания и функционального совершенства, а не выражение социального положения женщины.
31 марта 2016 года, всемирно известная архитектор Заха Хадид скончалась в возрасте 65 лет. Она родилась в Багдаде в 1950 году. Изучала математику до вступления в архитектурную ассоциацию Лондона в 1972 году. К 1979 году основала студию Zaha Hadid Architects, и начала двигаться к всемирной известности. Работая с партнером Патриком Шумахером студия использовала целый ряд инновационных технологий, которые часто приводили к неожиданным и динамическим архитектурным формам.
Ниже приведены мысли, высказанные Захой Хадид в интервью разных лет.
Что изначально побудило Вас к изучению архитектуры и способствовало появлению желания стать архитектором, и какие конкретные моменты Вашей личной истории и воспитания сформировали Ваши принципы и философию дизайна? Например, Вы упоминали Казимира Малевича, как человека, оказавшего наибольшее художественное влияние на Вашу работу. Как и в какой степени другие творческие сферы продолжают информационно воздействовать на Вашу архитектуру?
ЗХ: Еще маленькой девочкой я хотела быть архитектором. Мои самые ранние воспоминания об архитектуре связаны с возрастом 6 или 7 лет, когда моя тетя строила новый дом в Мосул на севере Ирака. Архитектор был близким другом моего отца, и, бывало, он приходил к нам домой с чертежами и моделями. Я помню, как видела одну модель в нашей гостиной, и я думаю, что это включило что-то во мне, так как я была совершенно заинтригована ею.
С первых дней обучения в архитектурной ассоциации я всегда интересовалась концепцией фрагментации и идеями абстракции и взрыва, где мы анализировали идеи повторности и массового производства. Моя работа сначала была связана с ранним русским авангардом, картинами Мохоли-Надь, скульптурами "prouns" Эль Лисицкого и Наума Габо, но, в особенности, с работой Казимира Малевича - на раннем этапе он оказал влияние на меня как представитель современного авангардного пересечения между искусством и дизайном. Малевич открыл абстракцию как экспериментальный принцип, который может продвинуть творческую работу на ранее неслыханные уровни изобретения; эта абстрактная работа позволила добиться значительно более высоких уровней творчества.
Сегодня наше сотрудничество с другими творческими сферами дает нам возможность выражать наши идеи через различные призмы и во многих средах. Мы рассматриваем это как часть длительного процесса непрерывного изучения дизайна. Это двусторонний процесс - мы используем архитектурные исследования и экспериментальный подход к дизайну, но мы также в значительной степени учимся в процессе сотрудничества с другими, теми, кто занимает лидирующие позиции в своей сфере. Отличный дизайн всегда выиграет от вклада, сделанного другими. Конечно же, сейчас стерты границы между искусством, архитектурой и модой – дисциплины намного больше взаимно обогащают друг друга, но это не про конкуренцию, это касается сотрудничества и того, что такие практики и процесс могут дать друг другу.
Вы работаете на разных уровнях, от стульев и столов до небоскребов. Есть ли у Вас единый подход, которым можно охарактеризовать Вашу работу? В работе Вы часто используете новые виды технологий и материалов, в какой степени прогресс дает Вам возможность реализовать свое творческое видение в полном объеме?
ЗХ: В плане формы все проекты для меня одинаково интересны, хотя, безусловно, масштаб и процесс значительно отличают их друг от друга. Идея здания может появиться так же быстро, как и идея какого-то предмета, но когда дело касается процесса, то есть много отличий. Все они начинаются с чего-то одного; все проекты каким-то образом взаимосвязаны. Здесь отличается восприятие архитектуры, потому что это более захватывающий опыт - он о том, как человек размещает себя в пространстве, а мода относится к тому, как вы размещаете объект на человеке.
На самом деле, наши проекты становятся более сложными, когда мы видим новые возможности, создаваемые технологией других сфер. Существует сильная обратная зависимость, при которой наше более перспективное видение дизайна способствует непрерывному развитию новых цифровых технологий и технологий изготовления, а эти новые разработки в свою очередь вдохновляют нас продвигать среду проектирования еще дальше. Нынешнее состояние архитектуры и дизайна требует широкого сотрудничества и исследовательского отношения, и мы продолжаем изучать и развивать новые технологии.
Опишите Ваш стиль так, как его мог бы описать Ваш хороший друг.
ЗХ: Виртуоз элегантности. Личное расследование, исследование, он нагружен таким количеством идей, что нельзя выделить из них одну, нет одного официального состава. Два года назад я сосредоточилась на одной квартире, чтобы увидеть, сколько вариантов можно придумать в данном пространстве с одними и теми же параметрами. Я работала над этим неоднократно целыми днями, и вы видите, что есть, вероятно, семьсот вариантов для одного пространства. Это упражнение дает вам представление о степени, в которой вы можете интерпретировать организацию пространства, она не бесконечна, но она очень велика. Представьте, если умножить ее на масштаб большего пространства, а потом в масштабах города. Это похоже на пианиста, который постоянно упражняется, та же степень интенсивности. Это безмерно увеличивает содержание, оно становится просто непредсказуемым. Некоторые люди действительно живут и работают в пределах одной доктрины, одного чертежа с одной и той же логикой. Мы делаем много чертежей, с которых можно начинать, и именно поэтому у нас очень объемное содержание.
Автор
: Фото с сайта Doublespace
Можете ли Вы описать эволюцию Вашей работы?
ЗХ: Есть несколько очень похожих моментов в ранних работах, где основной акцент делался на рисовании, абстракции и фрагментации. Затем он переместился на развитие идей. Позже это все стало тем, чем должна быть архитектура, и что является более текучей организацией. Это уже было не столько "изменение", сколько "развитие".
Автор
: Hélène Binet
Какой из Ваших проектов принес Вам наибольшее удовольствие?
ЗХ: "Пиковый проект" (клуб отдыха в Китае), потому что это была очень важная поездка для меня. Вообще, их много, и каждый раз делаешь какое-то открытие... Даже не могу точно сказать, потому что разные проекты дают разное удовлетворение. Центр BMW в Лейпциге и научный центр в Вольфсбурге, это были очень интересные проекты. Я просто посетила центр современного искусства в Риме, транслирующий множество идей, которые я мечтаю реализовать.
Для кого Вы хотели бы что-нибудь спроектировать?
ЗХ: Было бы очень интересно разрабатывать предметы для повседневной жизни, нечто, что являлось бы проводником для передачи идей обществу. Изделия имеют практическую законченную форму, чего не скажешь об архитектуре. Мне также всегда было интересно комбинировать архитектуру с социальной проблематикой, и я на самом деле думаю, что вы можно инвестировать и изобретать в больницах и жилых постройках.
Вы обсуждаете Вашу работу с другими дизайнерами или архитекторами?
ЗХ: В офисе, конечно же, с другими дизайнерами... Я не люблю много говорить о себе. Мы обсуждаем идеи моих друзей.
Где Вы обычно работаете над своими проектами?
ЗХ: Везде. Я не использую компьютер. Я делаю наброски, очень быстро, и часто делаю их более 100 в одном и том же формальном исследовании.
Какой для Вас самый лучший момент дня?
ЗХ: Обычно это очень поздняя ночь... если я в Лондоне, то может быть иначе, нежели в каких-либо других местах.
Какую музыку Вы слушаете сейчас?
ЗХ: Классическую.
Читаете ли Вы журналы по дизайну и архитектуре?
ЗХ: У нас в офисе есть много таких журналов, но мы обычно не читаем их.
Откуда Вы узнаете новости?
ЗХ: Из газет.
Есть ли какие-то предметы гардероба, которые Вы стараетесь не надевать?
Заха Хадид была первой женщиной, получившей Притцкеровскую премию за достижения в области архитектуры (Pritzker Architecture Prize), которая считается аналогом Нобелевской премии в мире архитектуры (кстати, второй женщиной, получившей эту премию, была Кадзуо Седзима (совместно с Рюэ Нисидзава), о ней тоже в сообществе).
В Москве можно увидеть одно из зданий Захи Хадид, это бизнес-центр Dominion Tower. Он находится по адресу ул. Шарикоподшипниковская, д. 5, возле метро Дубровка. Заказчиком этого здания была компания "Доминион-М". Строительство началось в 2008 г., однако из-за кризиса было заморожено на четыре года и в результате завершилось только в 2015 г. Я немного пофотографировала Dominion Tower этой весной (ранняя весна, по-моему, лучшее время, чтобы фотографировать архитектуру: во-первых, листва не закрывает здание, во-вторых, небо уже не такое мрачное, как зимой. Под катом мои фотографии и небольшой пост о Захе Хадид.
Заха Хадид была одной из звезд архитектурного стиля деконструктивизм. К характерным особенностям этого стиля относятся многослойность, раздробленность, плавные изгибы. Лучшие образцы этого стиля выглядят так, как будто стали результатом чьей-то попытки расписать ручку.
Свое название стиль деконструктивизм получил по выставке "Архитектурный деконструктивизм", прошедшей в 1988 г. в Нью-Йоркском музее современного искусства. Заха Хадид была одной из важнейших участниц этой выставки, хотя на тот момент у нее еще не было реализованных проектов.
Деконструктивизм - это слово-портмоне: деконструкция + конструктивизм.
Концепцию деконструкции выработал французский философ Жак Деррида. Согласно "Новейшему философскому словарю" А. Грицанова , деконструкция - это не только стиль философского творчества, но и "техника интеллектуальной работы с бинарными конструкциями любого типа (формально-логическими, диалектическими, мифологическими), предполагающая следующие шаги: а) разбор оппозиции; б) уравнивание по силе обоих ее членов; в) рассмотрение оппозиции на предельно удаленном уровне дистанцирования, что позволяет судить о ее невозможности или возможности" ().
Для участников нью-йоркской выставки такими бинарными оппозициями в архитектуре (которые следовало выявить, рассмотреть и уравнять оба противопоставляемых понятия) были противопоставления структуры и декора, абстракции и фигуративности, функции и формы. Метод деконструкции использовался для создания новых форм и нового типа архитектурного пространства. Вторым ключом к открытию новых форм и пространства было творческое переосмысление идей советского конструктивизма.
Благодаря работам советских искусствоведов и искусствоведок (в 1988 г. в Лондоне как раз вышла на английском языке книга Ларисы Алексеевны Жадовой о Владимире Евграфовиче Татлине, советском художнике и родоночальнике конструктивизма) для западных архитекторов были открыты малоизвестные работы советских конструктивистов, и архитекторы-деконструктивисты при поиске собственых форм использовали философские принципы и идеи советских конструктивистов - в частности, лозунг о том, что материалом архитектуры является пространство, а не камень.
Советский конструктивизм был интересен архитекторам-деконструктивистам еще и как пример того, как можно радикально изменить внутреннюю структуру здания. Многим архитектура деконструктивизма кажется "неуютной", но зачастую это и было намерением архитекторов (в частности, Питер Айзенман говорил об одном из своих проектов, что хочет сделать постройку "некомфортабельной"). Деконструктивисты подвергали переоценке идею дома как укрытия, вместо этого предлагая постоянно меняющееся, пластичное внутреннее пространство, что не дает зрителю расслабиться, а глазу - замылиться. Постоянная смена геометрии внутреннего пространства заставляет зрителя осознанно относиться к архитектуре здания, вступая с ней в диалог.
Заха Хадид вдохновлялась советскими конструктивистами при поиске новых форм, сопротивлении критикам, размышлении о дальнейшем развитии архитектуры. В начале 80-х гг. она писала: "Триумф технологии в ХХ столетии, наше "ускорение" и постоянные перемены образа жизни создали тотально новые условия. Эти изменения при всем их многообразии вселяют в нас своего рода оптимизм, который и должен привести все новое в соответствие с архитектурой. Необходим пересмотр архитектуры, ее развитие в сторону изобретательности, образности, интерпретационности ради того, чтобы повысить ценность нашей деятельности. Мы не выполняем своего долга, если продолжаем создавать нечто подобное кондитерским изделиям. Наша роль грандиознее. Мы, архитекторы, должны поставить задачу заново исследовать феномен модернизма. Как раньше, так и теперь, если возникает нечто опережающее, оно оказывается в атмосфере тотальной враждебности. Но именно враждебность делает нас более стойкими. И уверенными, что у нас есть только один путь - идти по направлению, предложнному ранними модернистами. Их усилия были опрокинуты, их проекты не были реализованы. Наша задача состоит не в том, чтобы их воскресить, а в том, чтобы продвинуться дальше. Это единственно верная задача не только в плане эстетики, но и в плане программы и стратегии. Ее выполнение откроет новую, неизведанную пока территорию - для проектного вторжения и подчинения. И это только начало" (цитата по книге И.А. Добрицыной "От постмодернизма - к нелинейной архитектуре: Архитектура в контексте современной философии и науки") .
Что еще роднило Заху Хадид и советских конструктивистов: многие проекты конструктивистов так и не были реализованы из-за невыполнимых в то время технических требований. У Захи Хадид, как уже было сказано, на момент участия в выставке "Архитектурный деконструктивизм" не было реализованных проектов вообще. Однако время не стоит на месте, строительные и компьютерные возможности растут. В начале 90-х появилось первое здание Захи Хадид: пожарная часть компании-производителя дизайнерской мебели "Витра", известной также своим интересом к архитектуре и привлечением знаменитых архитекторов к постройке зданий на территории фабрики в городе Вайль-на-Рейне, Германия.
В начале 2000-х техника и цифровые технологии совершенствуются еще больше, улучшается программное обеспечение. Заха Хадид и ее архитектурное бюро Zaha Hadid Architects при проектировании зданий начинают применять методы цифрового моделирования и технологии проектирования, заимствованные из автомобильной и авиационной промышленности, которые помогают менять параметры проекта в реальном времени. В российских статьях это называют вычислительным проектированием, ну а Патрик Шумахер, партнер Захи Хадид в Zaha Hadid Architects, выделяет проектирование с использованием новейших вычислительных технологий в отдельный архитектурный стиль и дает ему название параметризм.
В 2008 году Шумахер пишет свою статью "Параметризм как стиль - Параметрический манифест" , где впервые вводит понятие "параметризм" и лихо провозглашает параметризм первым крупным стилем со времен модернизма.
Достижения вычислительного проектирования / параметрического дизайна сделали возможным плавные формы и сумасшедшие объемы внутренних пространств, которые были невозможны еще двадцать-тридцать лет назад. Но, конечно, строительство таких зданий сложно и затратно (вот и первоначальный проект Dominion Tower оказался слишком дорогим для заказчиков и потребовал дальнейшей доработки и адаптации под московские условия). Заха Хадид неоднократно подвергалась критике за то, что форма для нее была важнее бюджета, простоты исполнения и дальнейшего обслуживания зданий, а также за выполнение проектов в авторитарных странах (якобы она не заботилась судьбой рабочих, занятых на ее проектах). В 2014 году Заха Хадид подала в суд на одного особо ретивого критика (Мартин Филлер), но впоследствии стороны заключили мировое соглашение: Заха Хадид отозвала иск и приняла официальное извинение, в котром Мартин Филлер признал, что факты были сфабрикованы, а приведенные им цитаты Хадид были вырваны из контекста, что искажало их смысл. Тем не менее, многие обращают внимание на то, что на Ближнем Востоке работает много архитекторов, однако критике за сотрудничество с авторитарными режимами и пренебрежением к судьбе рабочих подвергалась почему-то только одна Хадид.
Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook
и ВКонтакте
Гениальные работы самой известной женщины-архитектора.
Заха Хадид - выдающийся архитектор современности. В 2004 году она стала первой женщиной, получившей Притцкеровскую премию (аналог Нобелевской среди архитекторов).
Здания, спроектированные ее бюро, невозможно спутать с чем-либо еще. Возведенные в разных точках земного шара, они везде остаются пришельцами, по-разному выстраивающими контакт с окружающей средой.
В память о величайшем архитекторе сайт собрал для вас ее лучшие проекты.
Центр Гейдара Алиева, Баку, Азербайджан
Возведенный в 2013 году Центр Гейдара Алиева - это современный культурный центр, ставший новым символом Баку и всего Азербайджана. Он представляет собой комплексное сооружение, которое включает аудиториум, музей, концерт-холл, выставочные залы и административные офисы.
Музей транспорта Риверсайд в Глазго
Музей транспорта Риверсайд в Глазго уже осуществленный проект. Изначально музей планировалось открыть в 2009 году, но строительство было приостановлено из-за кризиса, и с начала закладки до открытия прошло 7 лет. Но оно того стоило.
Футбольный стадион 2022, Катар
Стадион в портовом городе Аль-Вакра будет частью грандиозного строительства на площади 585000 кв. м. Его вместимость - 40000 зрителей, при этом верхний ярус стадиона будет съемным, что позволит уменьшить вместительность в два раза после окончания чемпионата.
Золотая станция метро в Эр-Рияде, Саудовская Аравия
А вот в столице Саудовской Аравии построят станцию метро из золота. По словам Захи, работая над проектом, она вдохновлялась дюнами Саудовской Аравии, плавные контуры которых она постаралась придать и самой станции. Там также применят новую систему пропуска пассажиров, которая должна помочь избежать давки в часы пик.
Многоцелевой комплекс Beko Masterplan в Белграде, Сербия
Комплекс апартаментов, офисов и пространства для отдыха, расположенный на заброшенной территории старой текстильной фабрики, призван стать новым знаковым объектом Белграда. Кроме перечисленных выше программ, предлагаемый комплекс включает также пятизвездочный отель, конгресс-центр, галереи и магазины, а также подземный паркинг для гостей и жителей города.
Жилой дом в Манхэттене, США
Дом на Манхэттене будет в виде буквы L, а его внутренний угол будет выстроен зигзагом, который разграничит две части постройки. На 11 этаже будут находиться 37 квартир площадью до 510 квадратных метров и высотой потолков более 3 метров. В доме также будет находиться спа-центр, сад и крытый бассейн.
Политехнический университет в Гонконге, Китай
Новый университет призван стать архитектурным ориентиром. Он будет представлять из себя комплекс учебных и научно-исследовательских лабораторий. Бесшовная архитектура здания символизирует динамику развития настоящих и будущих достижений и производит впечатляющий визуальный эффект.
Фестивальный комплекс имени Бетховена в Бонне 2020, Германия
Студия взялась за улучшение существующего здания немецкого архитектора Зигфрида Вольске. Работа Хадид содержит два прозрачных фасада, обращенных к реке. Вокруг здания запланировано строительство террас, где будут проводиться спектакли на свежем воздухе.
40-этажный отель в Макао, Китай
Здание состоит из двух башен, соединенных на уровне подиума и крыши, с несколькими дополнительными мостами посредине. Отель общей площадью 150 000 квадратных метров состоит из 780 номеров, сьютов и пентхаусов, конференц-холлов, игорных залов, лобби, ресторанов, спа-центра и бассейна под открытым небом. Полюбоваться видом на Макао, открывающимся с башни, можно из панорамных лифтов. Строительство отеля началось в 2013 году, открытие запланировано на начало 2017 года.
Международный центр культуры и искусства Чанша, Китай
Ансамбль из «большого театра», музея современного искусства и «малого театра» (многофункционального зала) появится на берегу озера Мэйсиху в городе Чанша. Три объема расположатся на просторной «плазе», которую дополнит углубленный «двор» с ресторанами и магазинами.
Небоскребы Signature Towers в Дубае, ОАЭ
Opus Office Tower в Абу-Даби, ОАЭ
21-этажное здание высотой в 93 м представляет собой гигантский куб с полостью внутри, который, кажется, парит над землей. Оно оснащено уникальной подсветкой, за счет чего выглядит абсолютно по-разному в ночное и дневное время. Днем куб полый, а ночью это пространство заполняется светом.