Муниципальное образовательное учреждение
основная общеобразовательная школа с.Архангельское
Урок литературы в 9 классе Учитель Слушкина Е.А.
Тема: Сатирические стихи Г.Р.Державина.
Идеи просвещения и гуманизма в лирике Г.Р.Державина.
Цель : Знакомство с основными темами и образами лирики Г.Р.Державина.
Развитие навыка анализа лирического стихотворения.
Прививать интерес к изучению русской классической литературы.
Ход урока.
Я любил чистосердечье,
Думал нравиться лишь им,
Ум и сердце человечье
Были гением моим.
Г.Р.Державин
Запись в тетрадях темы и эпиграфа урока:
Гаврила Романович Державин (1743-1816)
1. Определение уровня читательского восприятия.
Рассказать, что вы знаете о Г.Р.Державине. Ученикам предлагается рассмотреть портрет Г. Р. Державина и поразмышлять над заданием Выскажите предположение, какой человек изображён на картине, чем, по-вашему, он заслужил такой портрет. (Заслушиваются ответы учеников. Ответы не комментируются)
Где родился поэт. Что известно о его семье?
Где учился? (У церковных дьячков, в оренбургской немецкой школе, в казанской гимназии)
Когда начал писать стихи? (с 1762г. , солдатом Преображенского полка; первая книжка - 1776г.)
Что вам известно о гражданской службе поэта?
Откуда он был уволен за слишком “ревностную службу”? (Министр юстиции)
Считается, что Державин совершил настоящий “бунт” в царстве жанров. В чём состоял этот “бунт”?
(Учитель комментирует и дополняет ответы учеников по биографическим источникам, если этого не делают подготовленные ученики. В результате этой беседы должен сложиться образ человека, беззаветно преданного своему отечеству, делу, которому служил.)
Учитель дополняет рассказы учащихся.
Державин давно занял почетное место среди классиков, однако его произведения менее популярны, чем произведения Пушкина. Прежде всего, это объясняется тем, что поэтическая система Державина сложна для восприятия.
Обращаясь к осмыслению жизненного пути Державина, нужно иметь в виду, что он был не только поэтом, но и государственным деятелем, и в его служебной карьере, как и в творчестве, отразились и эпоха, и личность самого поэта.
В службе Державин видел не только способ получения наград и чинов, но и выполнение своего гражданского долга. свою задачу на службе государю и отечеству он видел в том, чтобы быть посредником между троном и народом.
Его поэзия – это поэзия поэта-гражданина. «Долг поэта в мир правду вещать»,- говорил он
Державин был свидетелем крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева и, разумеется понимал, что восстание было вызвано непомерным крепостническим гнетом и злоупотреблениями чиновников, грабивших народ. Служба при дворе Екатерины II убедила Державина в том, что и в правящих кругах господствуют лихоимство и вопиющая несправедливость; его возмущало злоупотребление властью, неправосудие. Но Державин, как и многие образованные люди того времени, наивно полагал, что строгое соблюдение законов, установленных в самодержавно-крепостническом государстве, может принести мир и покой стране, охваченной народными волнениями. В оде "Властителям и судиям" Державин гневно порицает властителей за то, что они нарушают законы, забыв о своем священном долге перед государстврм и обществом.
4. Чтение стихотворения «Властителям и судиям».
5. Словарная работа:
Лихоимство -
взяточничество.
Мзда (устар) -
вознаграждение, плата, взятка.
Очеса (устар)
- очи, глаза.
6. Беседа.
Найдите в стихотворении строки прямо противоположные восхвалению царицы в оде «Фелица». Как можно объяснить резкий, гневный тон поэта?
Это стихотворение является переводом 81-го псалма царя Давида из Библии.
В чем заключаются особенности его композиции?
Семь четверостиший четко делятся на две части. В первой части напоминание царям и судьям об их обязанностях перед народом. Прочтите эти строки.
Что представляет собой вторая часть стихотворения?
Здесь звучит мотив возмездия царям и судьям. В Библии этот мотив отсутствует.
7. Самостоятельная работа
Анализ стихотворения по карточке-плану (получает каждый):
Властителям и судиям (1780)
Екатерина II , прочитав это стихотворение, пришла в ярость, а один из высокопоставленных сановников спросил автора: «Что ты, братец, пишешь якобинские стихи». Современники Державина знали, что во времена Французской революции якобинцы распевали 81-й псалом как революционный гимн. «Властителям и судиям»-смелое поэтическое переложение Державиным 81-го псалома (религиозная песнь).
Я думаю, гнев Екатерины II вызвали строки ____________________________________________
Поэт обвиняет сильных мира сего в____________________________:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В эмоциональном порыве поэт угрожает царям:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В этом стихотворении нашла отражение гражданская и нравственная позиция поэта. Она состоит в том, что__________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Докажите или опровергните слова Державина, вынесенные в эпиграф урока.
А.С.Пушкин писал о Державине:
«Державин - бич вельмож при звуке грозной лиры…» («Послание цензору»)
6. Обобщение.
Учитель возвращает учеников к портрету Державина и задаёт вопрос: “Что изменилось в вашем восприятии этого человека и поэта?”
Домашнее задание
“Что мы знаем об нём” - Слово о Державине.
Выразительное чтение оды.
ГРАЖДАНСКАЯ ЛИРИКА
В конце XVIII века в одной из частей Павловского парка, где позже так будет любить гулять Пушкин, архитектор Бренна создал площадку муз и Аполлона. В центре круга стоит Аполлон. Как лучи солнца от круга расходятся дорожки. У начала каждой из них музы. Среди них музы, прямо связанные с жанрами литературы, которые чтил, расширял и совершенствовал великий Пушкин.
Вот Полигимния - муза торжественных песнопений. Она строга и благородна. В ее жестах Пушкин уловил энергию порыва и благородство.
Гимн - это литературный жанр, который берет свое начало еще в а
нтичности. Этим торжественным жанром начинает Пушкин свою поэму "Медный всадник".
Гимн прославляет великий град Петра, он рожден восхищением поэта перед северной столицей. В строках гимна мощь и величие.
Но не только для прославления великого Петербурга прибегает Пушкин к жанру гимна. На его фоне особенно достоверно звучит рассказанная в поэме реальная история страданий и гибели простого человека.
В гражданской лирике Пушкина большую роль играл один из излюбленных пушкинских жанров - жанр стихотворного послания. Мы учили наизусть послание Пушкина "К Чаадаеву". В этом послании поэт соединил гражданские идеалы с интимными чувствами:
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман…
В этом стихотворении интимные чувства не противопоставлены гражданским идеалам, как, например, у поэта-декабриста Рылеева. Напротив, гражданская доблесть становится сердечной ценностью поэта. Пушкин соединил два несовместимые раньше понятия: любовь к женщине и любовь к родине.
Это гражданское послание привлекает к себе дружескими обращениями: "мой друг", "товарищ". Это соединение в жанре послания гражданской и дружеской лирики - открытие Пушкина. Оно ощутимо и в другом гражданском послании поэта - стихотворении "В Сибирь".
Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.
Цель этого послания - поддержать в Сибири близких, уважаемых им друзей (среди них Пущин). Но в стихотворении видно и желание поэта возвеличить гражданский подвиг декабристов - борцов за свободу народа, внушить читателям веру в торжество их дела.
В гражданской лирике поэта немаловажную роль играет и такой жанр, как памфлет - cтихотворение обличающего характера. Ранее уже говорилось о второй части стихотворения Пушкина "В деревне", где Пушкин обличает "невежества убийственный позор", "барство дикое", "рабство тощее". Заканчивается стихотворение в соответствии с законами жанра обращением и надеждой, что рабство падет:
Приветствую тебя, пустынный уголок,
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,
Где льется дней моих невидимый поток
На лоне счастья и забвенья.
Расширяют жанровый диапазон гражданской лирики эпиграммы - короткие стихотворения сатирического характера. Это и знаменитая эпиграмма "Сказки", о том, как царь обманывает народ, и многие другие.
Ура! в Россию скачет
Кочующий деспот.
Спаситель горько плачет,
За ним и весь народ.
Их поэт писал десятками. Пушкин не щадил даже близких, уважаемых друзей, если надо было защитить родину и народ.
Вот, например, короткая эпиграмма на "Историю государства Российского" Николая Михайловича Карамзина:
В его "Истории" изящность, простота
Доказывают нам, без всякого пристрастья,
Необходимость самовластья
И прелести кнута.
Безусловно, самые яркие патриотические чувства Пушкин выразил в таком жанре, как ода. Прежде всего, это ода "Вольность". Вслед Ломоносову и Державину используя жанр оды, Пушкин заявляет:
Приди, сорви с меня венок,
Разбей изнеженную лиру...
Хочу воспеть Свободу миру,
На тронах поразить порок…
…Тираны мира! трепещите!
А вы, мужайтесь и внемлите,
Восстаньте, падшие рабы!
Как и Радищев, в своей оде поэт воспевает свободу. Но, в отличие от Радищева, Пушкин не верит в революцию, подчеркивает ее разрушительный характер. Жанр оды позволяет ему обратиться с "Поучением" - призывом к царям:
Склонитесь первые главой
Под сень надежную Закона,
И станут вечной стражей трона
Народов вольность и покой.
Итак, от оды до эпиграммы простирается жанровый диапазон гражданской лирики поэта.
Учитель
Тема: Сатирические стихи.
Идеи просвещения и гуманизма в лирике.
Цель : Знакомство с основными темами и образами лирики.
Развитие навыка анализа лирического стихотворения.
Прививать интерес к изучению русской классической литературы.
Ход урока.
Я любил чистосердечье,
Думал нравиться лишь им,
Ум и сердце человечье
Были гением моим.
Запись в тетрадях темы и эпиграфа урока:
Гаврила Романович Державин ()
1. Определение уровня читательского восприятия.
1. - Рассказать, что вы знаете о. Ученикам предлагается рассмотреть портрет и поразмышлять над заданием Выскажите предположение, какой человек изображён на картине, чем, по-вашему, он заслужил такой портрет. (Заслушиваются ответы учеников. Ответы не комментируются)
· Где родился поэт. Что известно о его семье?
· Где учился? (У церковных дьячков, в оренбургской немецкой школе, в казанской гимназии)
· Когда начал писать стихи? (с 1762г. , солдатом Преображенского полка; первая книжка - 1776г.)
· Откуда он был уволен за слишком “ревностную службу”? (Министр юстиции)
· Считается, что Державин совершил настоящий “бунт” в царстве жанров. В чём состоял этот “бунт”?
(Учитель комментирует и дополняет ответы учеников по биографическим источникам, если этого не делают подготовленные ученики. В результате этой беседы должен сложиться образ человека, беззаветно преданного своему отечеству, делу, которому служил.)
Учитель дополняет рассказы учащихся.
Державин давно занял почетное место среди классиков, однако его произведения менее популярны, чем произведения Пушкина. Прежде всего, это объясняется тем, что поэтическая система Державина сложна для восприятия.
Обращаясь к осмыслению жизненного пути Державина, нужно иметь в виду, что он был не только поэтом, но и государственным деятелем, и в его служебной карьере, как и в творчестве, отразились и эпоха, и личность самого поэта.
В службе Державин видел не только способ получения наград и чинов, но и выполнение своего гражданского долга. свою задачу на службе государю и отечеству он видел в том, чтобы быть посредником между троном и народом.
Его поэзия – это поэзия поэта-гражданина. «Долг поэта в мир правду вещать»,- говорил он
Державин был свидетелем крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева и, разумеется понимал, что восстание было вызвано непомерным крепостническим гнетом и злоупотреблениями чиновников, грабивших народ. Служба при дворе Екатерины II убедила Державина в том, что и в правящих кругах господствуют лихоимство и вопиющая несправедливость; его возмущало злоупотребление властью , неправосудие. Но Державин, как и многие образованные люди того времени, наивно полагал, что строгое соблюдение законов, установленных в самодержавно-крепостническом государстве, может принести мир и покой стране, охваченной народными волнениями. В оде "Властителям и судиям" Державин гневно порицает властителей за то, что они нарушают законы, забыв о своем священном долге перед государстврм и обществом.
4. Чтение стихотворения «Властителям и судиям».
5. Словарная работа:
6. Беседа.
Найдите в стихотворении строки прямо противоположные восхвалению царицы в оде «Фелица». Как можно объяснить резкий, гневный тон поэта?
Это стихотворение является переводом 81-го псалма царя Давида из Библии.
В чем заключаются особенности его композиции?
Семь четверостиший четко делятся на две части. В первой части напоминание царям и судьям об их обязанностях перед народом. Прочтите эти строки.
Что представляет собой вторая часть стихотворения?
Здесь звучит мотив возмездия царям и судьям. В Библии этот мотив отсутствует.
7. Самостоятельная работа
Анализ стихотворения по карточке-плану (получает каждый):
Властителям и судиям (1780)
Екатерина II, прочитав это стихотворение, пришла в ярость, а один из высокопоставленных сановников спросил автора: «Что ты, братец, пишешь якобинские стихи». Современники Державина знали, что во времена Французской революции якобинцы распевали 81-й псалом как революционный гимн. «Властителям и судиям»-смелое поэтическое переложение Державиным 81-го псалома (религиозная песнь).
Я думаю, гнев Екатерины II вызвали строки ____________________________________________
Поэт обвиняет сильных мира сего в____________________________:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В эмоциональном порыве поэт угрожает царям:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В этом стихотворении нашла отражение гражданская и нравственная позиция поэта. Она состоит в том, что__________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Докажите или опровергните слова Державина, вынесенные в эпиграф урока.
писал о Державине:
6. Обобщение.
Учитель возвращает учеников к портрету Державина и задаёт вопрос: “Что изменилось в вашем восприятии этого человека и поэта?”
Домашнее задание
1. “Что мы знаем об нём” - Слово о Державине.
2. Выразительное чтение оды.
План
- История создания
- О чем данное стихотворение?
- Главная идея стихотворения
- Способ стихосложения
История создания
Анализ стихотворения Лермонтова «Смерть поэта» следует начинать с произошедших исторических событий, которые привели Лермонтова к написанию данного произведения. В январе 1837 года умирает Александр Сергеевич Пушкин. Весть о смерти такого талантливого человека, как Пушкин в его расцвете сил очень сильно потрясла Михаила Юрьевича. Трагическая кончина при довольно нелепых обстоятельствах не давала Лермонтову покоя. В порыве отчаяния и жажды справедливости автор пишет стихотворение «Смерть поэта». Бытует мнение, что в данном произведении Лермонтов выражает свое несогласие с политикой государства и многих высокопоставленных чиновников, оправдывающих поведение убийцы А.С. Пушкина.
Данное произведение было написано в таком приемлемом для русского человека жанре, что сразу стало любимым и известным среди широкого круга читателей. Произведение переписывали, цитировали и заучивали наизусть. Несмотря на то, стихотворение посвящается гибели конкретного человека, судьба которого оборвалась трагическим образом, поэт вкладывает в свое творение и вечный вопрос противостояния добра и зла, темных и светлых сил. В произведении «Смерть поэта» жизненный путь Пушкина представляется как многочисленные судьбы миллионов талантливых людей, ушедших из жизни очень рано.
О чем данное стихотворение?
Стихотворение «Смерть поэта» описывает не справедливую и раннюю гибель молодого и талантливого автора. Условно все стихотворение можно разделить на две половины. В первой половине идет полное описание трагической кончины А.С. Пушкина в 1837 году. Если внимательно вчитаться в написанные строки становится явным несогласие Лермонтова с позицией высшего общества, не раз критиковавшего и насмехавшегося над Пушкиным. В данном произведении Лермонтов осуждает надменное отношение высшего общества к талантливому поэту.
Вторая половина произведения написана как насмешка над виновниками в смерти поэта. Недаром высмеивающих творчество Пушкина Лермонтов называет «надменными потомками» прославленных отцов. Поэт выражается против стоящего в обществе мнения и говорит о Суде Божьим, который нельзя купить. К тому же в своем творении поэт говорит об обязательном наказании, ожидающем виновника в смерти Пушкина.
Жанр
Анализируя стиха «Смерть поэта» Лермонтова можно без сомнения разглядеть в его строках не только трагичность, но и моменты сатиры. И действительно лирическое произведение выдержано в жанре совмещающим элегию и сатиру. Драматичность происходящих событий, связанных с гибелью Пушкина, в полной мере раскрывается в первой части стихотворения. Элементы сатиры и даже сарказма присутствуют в последних 16 строках произведения. Такое редкое совмещение двух противоположных по значению элементов жизненного уклада, как элегия и сатира, наилучшим образом отражают состояние внутреннего мира Лермонтова. Трагичность, связанная с гибелью Пушкина, как великого таланта России, сменяется призрачным отношением к мнению общественности, не стоящей частицы погибшего человека.
Главная идея стихотворения
Идейный смысл бессмертного произведения Лермонтова «Смерть поэта» заключается в протесте автора сложившейся общественной позиции, покрывающей преступника и безразличной к утрате литературного гения. Гибель Пушкина, как противника застоялым взглядам богатого общества, Лермонтов соединяет с восстанием против устаревших взглядов на миропонимание и происхождение человека.
В своем творении «Смерть поэта» Лермонтов темой и движущей силой общества считает богатые устои приближенных к государю лиц. Восставшего против такого неправильного понимания мира Пушкина общество игнорировало и избегало. Постигшее одиночество и нелепая смерть талантливого человека поджигает внутренний огонь противостояния и защиты в душе молодого Лермонтова. Михаил Юрьевич понимает, что противостоять одному против целого общественного уклада довольно сложно, но Пушкин осмелился и не убоялся гнева высокопоставленных чинов. Этим стихотворением Лермонтов показывает виновность общества в смерти поэта.
Способ стихосложения
Несмотря на трагичность и сарказм, преобладающие в произведении, Лермонтов использует многочисленные приемы стихосложения. В произведении четко видны сравнения: «Угас, как светоч», «Увял торжественный венок». Жизнь Пушкина автор стихотворения связывает со свечой, освещающей путь, но угасшей слишком рано. Вторая половина стихотворения насыщена антитезами между светом поэта и тьмой общества. Применение эпитетов: «пустое сердце», «миг кровавый» и метафор: «жалкий лепет оправданья», «на ловлю счастья и чинов заброшен» добавляет произведению дополнительную художественную выразительность.
После прочтения данного произведения в душе остается отзыв смерти поэта и противостояние неправильной гибели таланта.
Самые популярные материалы июля для 9 класса.
В конце января 1837 года, получив известие о трагической гибели Пушкина, Лермонтов отозвался на это ужасное событие стихотворением «Смерть поэта». Это яркий образец гражданской лирики поэта. В стихотворении дан отклик русского народного поэта на великую утрату, понесённую его родиной.
От лица всего передового, что было в русском обществе того времени, от лица широких народных масс Лермонтов выражает глубокую скорбь по поводу смерти Пушкина, гнев и презрение к убийцам великого поэта.
Разнообразные чувства волнуют душу Лермонтова: и любовь к Пушкину, и восхищение его гениальным поэтическим даром, и глубокая скорбь о его гибели, и негодование на подлых убийц народного поэта.
Эти чувства находят яркое, художественное выражение в стихотворении - и в подборе слов, и в интонациях речи.
Пушкин - это гений («угас, как светоч, дивный гений»), свободолюбивый, смелый и независимый поэт с «гордой головой», с «сердцем вольным и пламенными страстями».
Говоря о причинах гибели Пушкина, Лермонтов рисует яркую картину непрерывных преследований поэта, организованной травли его, подлой клеветы, к которой прибегали враги: «поэт пал», оклеветанный молвой. Враги своего добились:
Не вынесла душа поэта Позора мелочных обид, Восстал он против мнений света Один как прежде... и убит!
Это многоточие, поставленное перед словом убит, прерывая речь поэта, выразительно говорит о душевном волнении Лермонтова, потрясённого убийством своего любимого поэта и учителя.
Беспощадно клеймит Лермонтов непосредственного убийцу Пушкина - Дантеса.
Он называет его убийцей человеком бессердечным («пустое сердце бьётся ровно»), карьеристом, приехавшим в Россию «на ловлю счастья и чинов», презирающим всё, что дорого русскому народу:
Смеясь, он дерзко презирал Земли чужой язык и нравы; Не мог щадить он нашей славы, Не мог понять в сей миг кровавый, На что он руку поднимал.
Но уже в первой части стихотворения Лермонтов обличает настоящих виновников гибели Пушкина, тех «клеветников ничтожных», которые «так долго гнали его свободный, смелый дар и для потехи раздували чуть затаившийся пожар». Уже здесь Лермонтов точно указывает, кто эти клеветники: это «свет», светское общество, против «мнений» которого «восстал» Пушкин.
Во второй же части стихотворения, в последних 16 строках, Лермонтов от элегии переходит к политической сатире, давая полный простор своему гражданскому негодованию. Поэт-трибун обращается к настоящим убийцам Пушкина с обличительной речью, клеймя «надменных потомков известной подлостью прославленных отцов», тех, кто «жадною толпой» стоят у трона. Придворное общество Лермонтов называет «палачами свободы, гения и славы» и грозит им «божьим судом». Но этот «суд» произойдёт не в загробном мире, а здесь, на земле, где прольётся «чёрная кровь» убийц Пушкина. Поэтому-то как «воззвание к революции» и поняли эти строки те, к кому они были обращены.
По своему жанру стихотворение «Смерть поэта» представляет собой смелое сочетание элегии с сатирой, впервые встречающееся в русской поэзии. Продолжая линию Пушкина, Лермонтов ломает рамки общепринятых жанров, создаёт новый жанр, наиболее подходящий для выражения его мыслей и чувств. «Смерть поэта» - это речь общественного обвинителя, новый образец политической лирики, отличающийся точностью и ясностью языка. Стихи поражают богатством интонации и с предельной убедительностью передают волнующие поэта мысли и чувства. Голос Лермонтова то дрожит от сдерживаемого негодования, то полон презрения, его речь то звучит грустно - лирически, то наполнена негодованием. Поэт подбирает слова, наиболее сильно выражающие его чувства («известной подлостью прославленных отцов»).
Стихотворение «Смерть поэта», разошедшееся в тысячах рукописных экземпляров, произвело огромное впечатление на читателей. Если придворное общество во главе с царём, расценивая его как «воззвание к революции», поспешило расправиться с дерзким поэтом, то вся передовая часть дворянства и разночинной интеллигенции целиком разделяла чувства Лермонтова. Один из современников так передаёт впечатление, произведённое на него и его товарищей стихотворением «Смерть поэта»: «Мы читали и декламировали его с беспредельным жаром... Мы волновались приходили... в глубокое негодование, пылали от всей души, наполненной геройским воодушевлением, готовые, пожалуй, на что угодно, - так нас подымала сила лермонтовских стихов, так заразителен был жар, пламеневший в этих стихах».