Детские библиотеки всегда выделялись на фоне коллег меньшей чопорностью и большей игривостью: здесь готовят новых писателей и принимают уже известных, учат работать с текстом - литературным и научным, образовывают по всем направлениям и развлекают
по-умному. Всего в Самаре 27 поинтов , которые дополняет Областная детская библиотека : она считается главной - и по техническому оснащению, и по богатству событий и фондов.
«Большая Деревня» побывала везде и обалдела от новых возможностей. Тысячу причин записаться в библиотеку назвали директор Централизованной системы детских библиотек города Татьяна Халитова и заместитель директора по развитию Самарской областной детской библиотеки Елена Кодейкина.
Новые издания и четкая структура
Вопреки стереотипам, в фондах библиотек по преимуществу свежак - полная антология литературы 2014 года с вкраплениями новинок, и классика в современном издании. Спецы из областной детской библиотеки чекают всё, что издается для детей на русском, пополняя собственный фонд и давая рекомендации городской сети. В итоге внутри детской библиотеки не хуже, чем в хорошем книжном: манящие обложки, безупречная выкладка и запах типографской краски. Только все бесплатно.
Елена Кодейкина
Родители водят детей в библиотеку не в целях экономии. Многие из наших читателей могут купить ребенку любую книжку. Но как понять, что покупать? Как выбрать из множества книг, которых вы еще не читали? Возьмёте красивое - а оно неинтересное или ненужное. А вся библиотечная литература отобрана и прочитана специалистами. Тут ребенку посоветуют книгу, исходя из его возраста, желаний и увлечений.
Библиотечная литература, как и положено, максимально разнообразна - художественная, научно-публицистическая, для учебы и для творчества, на любую тему и в любом формате - в том числе и на национальных языках. Любителям электронных изданий откроют двухнедельный доступ к базе «Литрес» и даже дадут погонять ридер, девочкам с плеером предложат аудиокниги, а малышам - книжки-игрушки.
Можно купить детскую книжку в магазине. Но откуда вы знаете,
что покупать?
Есть книги и для взрослых - о детях. Отдельную часть фонда занимают издания по психологии и педагогике, воспитанию малышей и детскому здоровью, методические пособия для школ и детских садов. В единой базе можно найти множество сценариев для детских праздников, а на абонементе - взять художественную литературу формата 12+, которую до двенадцати читать рано, но потом - никогда не поздно.
Кроме того, библиотеки традиционно выписывают периодические издания - журналы для детей, родителей и педагогов, которые - вплоть до свежих номеров - можно взять домой и прочитать в обход киоска «Роспечати».
Новые технологии и робот-помощник
Робот Вася
Сейчас в каждой детской библиотеке есть компьютерные залы с выходом в интернет и подборкой буктрейлеров , доступом к сетевым каталогам и электронным изданиям - не только книгам, но и обучающим программам, которые тоже можно взять домой на абонементе.
В Областной детской библиотеке уровень технических новшеств и вовсе обошел библиотеки для взрослых: вместо читательского билета гость получает пластиковую карту, а чтобы оформить выбранную книжку домой, нужно воспользоваться специальным терминалом. В один из считывателей вставляется карта, на другой последовательно помещаются книги, и появляется чек с полным списком выданной литературы и датами возврата. Продлить их можно в группе вконтакте .
У областной детской библиотеки также есть мобильное приложение на Android , которое позволяет отсканировать штрихкод любой книжки - и выяснить ее наличие в библиотеке.
И наконец, здесь же обитает робот Василий, похожий на дроида BB-8 из «Звездных войн», - не для развлечения, а для дела. Он помогает виртуально посетить библиотеку тем, кто не может оказаться в ней реально: детям с инвалидностью или тем, кто находится в сложной жизненной ситуации. Камера в голове Васи транслирует на экран всё, что происходит в библиотеке, а управлять роботом можно при помощи клавиш: поворачивать голову, передвигаться по залам. Так можно и выбрать книжки, и поучаствовать в мероприятиях.
Интеллектуальный досуг бесплатно
Детские библиотеки проводят примерно миллион мероприятий: уроки английского, арт-терапии, краеведения, прикладного творчества, лингвистики, информатики, журналистики, развития речи и мелкой моторики, театра (кукольного и теневого) - это лишь некоторые из направлений занятий, которые проходят регулярно в течение учебного года. Есть и единоразовые мероприятия, подробную афишу которых можно чекнуть на сайтах: анонсы городских библиотек доступны по ссылке , а мероприятия областной можно посмотреть на сайте .
Мероприятия детских библиотек бесплатны
Ивенты можно условно разделить на литературные, информационные и развлекательные. В числе первых - встречи с писателями (местными самарскими и известными российскими), литературные гостиные, поэтические вечера, обзоры новых книг, мастерские по работе с художественным текстом, где учат писать очерки, эссе и сочинения (неожиданно вернувшиеся в список школьных экзаменов).
Татьяна Халитова
Современные дети работают на свое портфолио - хотят много знать, быть умными. Они много читают, перерабатывают огромные объемы информации. Другой вопрос, что все эти тысячи знаков зачастую приходятся на учебники, интернет-сайты и соцсети, а хочется другого чтения - художественного и вдумчивого. Детские библиотеки сегодня -
это центры интеллектуального досуга, где можно научиться получать удовольствие от хороших книг.
Информационные и развлекательные события поднимают самые разные темы: профориентация, хобби, особенности национальных культур, история и достопримечательности родного края, рукоделие, творчество. Обо всем этом рассказывают носители знаний и традиций - семьи, мастера и представители профессиональных сообществ.
Современные дети много читают, но чаще - учебники и соцсети.
Много мероприятий и для взрослых. Им рассказывают о новых детских книгах, о том, в каком возрасте подсунуть чаду «Остров сокровищ», а в каком - «Волшебника Земноморья», как увлечь ребенка книжкой и какая от этого польза. Объясняют основы контроля безопасности детей в сети и дают ссылки на полезные сайты - интернет-версии детских журналов и передач, порталы с развивающими играми и головоломками, детские поисковые системы, страницы о детских правах и возможностях. Такие родительские собрания часто проходят в формате онлайн семинаров.
Татьяна Халитова
Наша задача - научить ребенка учиться. Люди сейчас учатся в течение всей жизни, осваивают по нескольку профессий, повышают квалификацию, занимаются самообразованием. Если уметь работать с информацией - искать ее, распознавать, анализировать и адекватно оценивать - можно получить сведения на любую тему, подготовится к любому экзамену и научиться чему угодно.
Ирина Суслова
,
библиотекарь и куратор проектов Детской библиотеки МЦБС им. М. Ю. Лермонтова
Все постоянные проекты нашей библиотеки так или иначе связаны с книгой: в студиях рисования дети делают иллюстрации, на игровых вечерах речь часто заходит о той или иной книге. Но такие занятия не делают детей настоящими читателями - мы это отлично понимаем. Читать приучаются в семье, я совершенно в этом уверена. Дело в другом.
Дети в нашей библиотеке получают возможность общаться и развиваться в свободном пространстве. Мы создаем среду, где тебе всегда улыбаются и никогда не унижают - это уже немало. Наши книги - не «обязаловка» в виде школьных списков для чтения летом и не бубнеж на уроках литературы. Эти книги читаются детьми свободно, по собственной воле. Доброжелательная среда расслабляет ребенка - он начинает оглядываться по сторонам. Берет с полки одну книгу, другую... Или берет в руки фломастеры и начинает рисовать. Или знакомится с окружающими.
Мы как бы говорим: «Эй, привет! Мы рады, что ты тут. Мультики - в пять, мастер-класс - в шесть. Видишь, нормальные люди тоже читают книги: разные книги, комиксы, журналы - новые, аппетитные… Читать можно вместе или по одному, на диване или на полу. Читай, что хочешь. Потом можем в настольные игры поиграть. А здесь у нас “домашку” делают. Ходи, общайся. Все в порядке, все хорошо».
Валентина Ивановна Ситникова
Заведующая Детской библиотекой МЦБС им. М.Ю. Лермонтова
Последние годы библиотеки приняли на себя роль досуговых учреждений. Нельзя сказать, что это плохо. Важно определить, насколько грамотно это делается и востребовано ли.
Детская библиотека нацелена на просвещение в широком смысле. Мы стараемся придумывать различные мероприятия, которые могли бы вызвать интерес к чтению, знаниям, общению, развитию творческих навыков и т.д. Наш слоган - «Чтение. Общение. Творчество». Чтение - на первом месте, но мы не ограничиваемся им.
Конечно, не всегда срабатывает тактика «посмотрел мультфильм, принял участие в мастер-классе, конкурсе - и сразу записался в библиотеку, начал читать». Но сколько детей стали нашими читателей именно после таких «некнижных» знакомств! Все наши развлекательно-познавательные встречи знакомят с какой-то темой, лишь слегка приоткрывая ее, чтобы дети остались «голодными», чтобы им захотелось самим найти информацию или ответ на заданную тему. Библиотека ничего не навязывает (должен читать - и все тут!), а слегка знакомит, вовлекает в процесс, предоставляя свободу выбора.
Детское книжное кафе «25 кило»
Наша детская библиотека участвует в Библионочи, в Ночи музеев, в Дне Достоевского, в уличных фестивалях - где только может. Поэтому идея поучаствовать в Ресторанном дне была встречена с энтузиазмом. Мы решили выйти на работу в воскресенье и в середине промозглого февраля порадовать читателей вкусной едой и горячим чаем.
Стали вспоминать книги о еде: «Мишкина кашу», «Омлет с сахаром», «Шоколадная война»... А я вспомнила рассказ Виктора Драгунского «25 кило», в котором Дениска Кораблев на детском празднике выпил большую бутылку лимонада, чтобы весить ровно 25 килограммов и получить приз. Вот так мы и назвали наше Детское книжное кафе - «25 кило».
Но мы никого не взвешивали - забыли. Просто кормили вкусностями и книжками. Угощали блинами с домашним вареньем от Карлсона, пробовали вафельные сердца из книги Марии Парр, ели печенья за чаепитием «Алисы в Стране Чудес», закусывали «лакричными пальчиками» миссис Корри из «Мэри Поппинс». Всё готовили сами накануне и ночью (лично я пекла с утра вафли).
Пили чай, кофе и тот самый лимонад Дениски. Присутствовал на столе и волшебный Самовар Даниила Хармса - но не чтобы разливать из него кипяток, а исключительно для общения.
На Ресторанный день пришло около ста человек: дети, родители, бабушки, знакомые студенты… Нам посоветовали новые рецепты и новые идеи. Все угощения смели до крошки!
В августе мы снова участвовали в Ресторанном дне: кафе «25 кило» представляло Голодные игры. Это значит, что еду нужно было заработать в разных испытаниях… но никто не ушел домой голодным!
Ирина Батуева
,
заведующая сектором Детской библиотеки иностранной литературы
Думаю, многие из моих коллег согласятся с тем, что библиотека может быть и клубом, и местом для встреч, общения, отдыха и т. д., если контекстом для всей этой деятельности остается книга, текст. Конечно, мы не можем заставить читать тех, кто этого не хочет. Но сделать так, чтобы, находясь в пространстве книжной культуры, дети и подростки ощущали книгу как повод для радости, нам вполне по силам. Мне сложно судить, работают ли на «разворот» детей к чтению какие-то совсем уж «некнижные» мероприятия (в нашей библиотеке таких не проводится), но они тоже создают позитивную атмосферу библиотеки, а значит и библиотечных услуг. Если говорить о том, работает это или нет, то мне кажется, все, что связано с процессом воспитания, не может иметь мгновенного эффекта. Библиотекари, как и учителя, и родители, работают на перспективу.
Конкурс «Смотрю и перевожу»
В 2011 году в Детской библиотеке иностранной литературы был придуман проект «мастерской перевода», где ребенок 7-9 лет, не зная языка оригинальной иностранной книжки-картинки, исключительно по иллюстрациям пытался воссоздать историю. (Откровенно говоря, «мастерская перевода» была придумана, чтобы хоть как-то использовать красивейшие книжки-картинки на языках, которые редко изучают в школах, например, на голландском и шведском.)
Затем проект продолжил существование как конкурс «Смотрю и перевожу» в рамках международного фестиваля «Дни Европы». В сентябре 2013 года наша библиотека уже в третий раз приняла участие в этом фестивале и совместно с Датским институтом культуры и Генеральным консульством Швеции провела европейский литературный конкурс для школьников 9-11 лет.
Дети, не зная текста, писали сочинения-экспромты по мотивам датских и шведских книжек-картинок. Задание было очень трудным, многие книги не желали поддаваться мгновенной интерпретации. Однако ребята, благодаря своей фантазии и помощи Александры Орнфельт, ассистента из Датского института культуры, и Алины Грицковой, координатора по вопросам культуры и СМИ консульства Швеции, сумели создать очень остроумные «переводы». Победители были награждены на Европейской ярмарке, которая проходила в Аничковом дворце.
Осенью 2014 года мы снова планируем провести этот конкурс.
__________________________________
Юлия Шилина
,
заведующая сектором массовой работы
Сланцевской центральной городской детской библиотеки
Конечно же, библиотека - это прежде всего территория чтения. А детская библиотека - это многогранный мир, в котором создается комфортная среда для любого читателя. Это место, где он учится взаимодействовать с окружающим миром. В отличие от развлекательных клубов мы не учим его танцевать, петь и т. д., а просто предлагаем условия для самореализации, в том числе и с помощью дискотеки в книжной среде. И мой опыт подтверждает, что это помогает развернуть маленьких посетителей к книге и чтению.
«Воробьиные» дискотеки
Мы считаем, что библиотека давно перестала быть библиотекой в самом строгом смысле этого слова, т. е. хранилищем книг. Тем более, библиотека маленького города. Она изменилась, и теперь сюда можно прийти надолго. Почитать с мамой и папой детскую книжку. Порассматривать ее. Вместе придумать историю. Поиграть с другими детьми. И поэтому танцевать здесь нужно обязательно! Танцуя, играя, развлекаясь вместе, дети разных возрастов создают свои образы. Создают свою сказку, свою историю. Сегодня с ними Пеппи Длинныйчулок, в следующую субботу - Мальвина и Буратино, потом могут быть Муми-тролли. А может быть, все отправятся в Хогвартс…
По субботам в нашей библиотеке проходят «воробьиные» дискотеки - «Топотушки». Мы заметили, что под музыку и в танце интересно читать стихи, играть, разыгрывать сказки. Особенный восторг у детей вызывает взрыв из шариков во время игры «Шарики-стишарики». Тут же малыши вспоминают известные строчки стихов Агнии Барто про Таню, которая громко плачет, и про Бычка, вздыхающего на ходу.
Возрастное ограничение для участников дискотеки - 10 лет. Для детей постарше это уже должно быть что-то другое с точки зрения игровой программы и музыки.
Музыку подбирают волонтеры-ведущие, учитывая тему и желания участников с прошлых дискотек. Танцы дети учат, повторяя движения за волонтерами, а на следующей дискотеке очень радуются, что могут уже танцевать самостоятельно. Баба Яга и Машенька водят хороводы под ремиксы популярных русских народных песен. Но любимым танцем малышей по-прежнему остается «Танец маленьких утят».
Выходя с дискотеки, дети идут выбирать с родителями книги, и даже если они пришли первый раз и еще не записаны в библиотеку, желание брать читать книги у них возникает неизменно. Мамы потом говорят воспитателям, а воспитатели - другим мамам, что такие дискотеки - с играми, танцами, волшебными героями, стихами и загадками - это элемент творческого развития ребенка. Вполне возможно. Главное, что в детской библиотеке дети чувствуют себя, как дома.
_________________________________
Ксения Карпенко
,
главный библиотекарь отдела культурных программ
Центральной городской детской библиотеки им. А.С. Пушкина
Современным читателям приходится непросто, когда они сталкиваются в книге с реалиями двухсотлетней давности. На мой взгляд, одна из задач детской библиотеки - облегчить детям восприятие классической литературы.
Один из способов, позволяющих это сделать, - погружение в эпоху. При этом школьница в джинсах превращается в барышню в пышном бальном платье и сама становится героиней той самой истории - так мир литературных героев, их переживания и поступки делаются более близкими и понятными. А полученный опыт позволит ей в будущем не чувствовать себя неуютно с книгой, в которой ей встретится множество непонятных вещей и событий. Пойдет наша героиня в библиотеку за новой книгой или нет - покажет время, но точно можно сказать, что ее отношение к книге изменится навсегда.
В апреле 2014 года в большом зале старинного особняка, в котором располагается Центральная городская детская библиотека им. А. С. Пушкина, прошел литературный костюмированный бал, посвященный творчеству А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова (юбиляра этого года).
Идея проводить балы появилась уже давно: к этому располагала и особая атмосфера 300 летнего петербургского особняка, и книги, позволившие много узнать о проведении балов, и, конечно же, интерес читателей библиотеки к этому событию.
Готовясь к празднику, мы изучали описания балов XIX века, традиции их проведения, учили танцы, читали про светские развлечения и принятые в то время манеры поведения.
Участниками стали старшеклассники - читатели нашей библиотеки и курсанты Нахимовского военно-морского училища, которые заранее подготовились к балу и познакомились с жизнью и культурой той эпохи.
Во время бала необходимо было не только показать свое умение исполнять старинные танцы (полонез, мазурку и галоп), но и хорошо знать творчество поэтов. В перерывах между танцами ведущая рассказывала о традициях проведения дворянских балов, о том, кого на них приглашали и как проходила подготовка, а гости бала принимали участие в литературных играх: разгадывали шарады, разыгрывали сцены из драмы М. Ю. Лермонтова «Маскарад» и романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка», писали миниатюры, используя определенный набор архаизмов, вставляли пропущенные слова в стихотворение «Бородино» и пробовали свои силы в качестве поэтов в буриме.
Старинные танцы, прекрасные наряды, музыка и поэзия позволили ребятам лучше почувствовать время и атмосферу той эпохи, в которую жили поэты, что, несомненно, помогло им не только лучше понять творчество Пушкина и Лермонтова, но и, надеемся, полюбить его.
_________________________________
Мира Васюкова
,
заведующая Детской библиотекой истории и культуры Петербурга
С моей точки зрения, детская библиотека никогда и не была просто хранилищем книг. Ее деятельность всегда складывалась из комплекса индивидуальной и массовой работы со всеми категориями читателей. Поверьте моему почти сорокалетнему опыту работы в детской библиотеке: как раньше, так и сейчас есть в нашей профессии люди творческие, энергичные, активные, а есть и другие. Есть библиотеки, в которые хочется приходить снова и снова, а встречаются и такие, первый визит в которые становится последним. Все зависит от конкретных людей.
Любопытно, что практически всегда из библиотек хотели сделать что-то другое - придумывали и создавали «центры чтения», центры какого-нибудь воспитания и т. д. и т. п. Как будто библиотека по сути своей не является центром чтения или эстетического и иного воспитания. Не так давно мне пришлось выступать на семинаре, посвященном роли библиотек в сохранении культурного наследия. Свое выступление я назвала так: «Не назвать ли нам кошку кошкой, или Чем мы привлекательны нашим партнерам». Главный вывод - мы привлекательны тем, что мы - Библиотека, что главное у нас - это книги и знание о них, умение с ними работать, что наша просветительская и образовательная деятельность основана на книгах. И не важно, на каких носителях книга, хотя в детских библиотеках, конечно, предпочтение отдается книге бумажной.
Детская библиотека по сути своей очень живой организм, отзывчивый на изменения в окружающем мире. Стало в стране проблемно с досуговыми учреждениями - библиотеки расширили сферу деятельности, появилась потребность в образовательных программах для родителей с маленькими детьми - библиотеки откликнулись. Но только все эти новшества должны быть не вместо основной деятельности, а вместе с ней, дополнительно. И книга должна оставаться главной в любых видах деятельности. Ведь основная наша цель - помочь ребенку вырасти культурным и образованным человеком, умеющим получать знания и, как бы пафосно это ни звучало, чувствовать и сочувствовать.
В условиях, когда современное школьное образование практически не ориентируется на книгу в процессе обучения и воспитания, роль детской библиотеки в продвижении книги и чтения вырастает невероятно. Сомнения не вызывает, что делать это нужно занимательно, увлекательно, интерактивно, разнообразно. Важно помнить, для чего и с какой целью, - тогда в библиотеке уместны и кружки, и театральные постановки, и концерты, и игры, и мастер-классы, и конкурсы, и балы.
Есть очень важный момент: когда ребенок и взрослый впервые попадают в детскую библиотеку, они должны увидеть и осознать, что возможности ее почти безграничны, но главное в ней - книжные сокровища. От нас зависит, поймут они это или нет. Еще от нас зависит, найдут они дорогу в детскую библиотеку или нет. А еще это зависит от общественного мнения - отношения в обществе к библиотекам. Долгие годы оно было, как минимум, снисходительным. Был период, когда нас привычно осуждали: мол, несовременные, плохо оснащенные, пассивные. А кто осуждал? Тот, кто обычно в библиотеки не ходит или ходил когда-то давно. Сейчас иногда просто дух захватывает, когда я читаю или узнаю о затеях многих и многих детских библиотек. Как правило, все это ради того, чтобы дети приходили в библиотеку и становились читателями.
Иногда мне задают вопрос: «Чего не хватает вашей библиотеке, что могло бы удивить и порадовать читателей и сотрудников?» Раньше я отвечала: «У нас, как в Греции, - все есть». А в какой-то момент поняла, чего нам не хватает на самом деле. Кукольного театра! Так в библиотеке появились первые куклы - персонажи народных сказок, потом львенок - символ нашей библиотеки, потом Дед Мороз…
Однажды Кукольный театр сказки устроил в нашей библиотеке огромную выставку под названием «Театр кукол - сотворение миров», на которой художники, режиссеры и актеры рассказали о создании кукольного спектакля, от замысла до воплощения. А посетители могли «общаться» с куклами, которые совсем недавно отыграли свои спектакли и словно забежали в библиотеку ненадолго, чтобы немного отдохнуть.
Следующую театральную радость подарил нам знаменитый кукольник, драматург и режиссер кукольного театра Николай Юрьевич Боровков. Он частый гость нашей библиотеки. Вместе с ним иногда появляются перед нашими читателями куклы, которых он сделал сам для своих спектаклей. В его руках они абсолютно живые.
Когда в нашей библиотеке в прошлом году появился с новой идеей известный драматург и мой добрый приятель Андрей Зинчук, произошло то, к чему мы давно шли, - театральный кукольный проект «Сказки нашего города».
Суть этого проекта в том, чтобы показать ребятам не готовые спектакли, а процесс их создания, устроить своего рода игру в создание спектакля прямо на глазах у зрителей и с их непосредственным участием. К слову, зрителем может стать любой желающий, так как анонсы всех событий мы стараемся размещать максимально широко.
Все сказки нашего проекта связаны с Петербургом. Ведь наша библиотека - Детская библиотека истории и культуры Петербурга.
Автор первой сказки - «Сказка Ангела» - народный артист России Андрей Юрьевич Толубеев. Сама книга поступила в библиотеку за пару лет до этого. Волшебные персонажи сказки появились прямо в зале из большого волшебного чемодана. А началось все с традиционной гимнастики кукольников, которая в этот раз проходила вместе с маленькими зрителями. Затем перед глазами ребят предстал Земной шар и на нем - шведская крепость Ниеншанц, появились почти настоящие море и замок, ну и главные герои - кот Брут и мышонок Алексашка.
А потом зрители смогли поближе познакомиться со всеми героями и артистами. В конце всем достались подарки - книги от издательства «Детгиз». Следующей встречи с нетерпением ждут и зрители, и исполнители.
Материал подготовила Ника Максимова
Фото из архивов библиотек г. Санкт-Петербурга
Детская библиотека – это особый мир. Дети приходят сюда не только за книгами, журналами, чтобы написать реферат или подготовить сообщение, но и окунуться в особую, ни с чем несравнимую атмосферу книжного пространства, тепла, уюта и общения.
Наша библиотека хорошо известна нескольким поколениям измалковцев. Её история неразрывно связана с историей района. В 50-х годах прошлого столетия в связи с ростом численности детского населения возникла необходимость в специализированном обслуживании читателей-детей. В центральной библиотеке открылось детское отделение, которое занимало небольшой уголок в методическом кабинете. В 1953 году для детской библиотеки были выделены две комнаты в конторе СХТ, где она просуществовала до 1956 года. Ее заведующей в то время была Анна Михайловна Сапрыкина. Именно в работе с детьми нашла она своё призвание, так как обладала удивительным даром понять ребёнка, найти подход к каждому.
В этом же году отдел культуры купил стандартный щитовой финский дом, который установили на улице Пролетарской. Небольшой и уютный, расположенный в стороне от шумной улицы Ленина, он напоминал маленький сказочный теремок. Помещение состояло всего из двух комнат, отопление было печным, но здесь царила такая уютная атмосфера, что читатели приходили сюда с огромным желанием – до ста человек в день! Книжный фонд был невелик,поэтому за книгами часто устраивалась настоящая очередь. И из-за нехватки места в помещении ожидающим приходилось стоять дажев коридоре или на улице.
С 1962 по 1978 год детскую библиотеку возглавляла Валентина Ивановна Дрёмова – библиотекарь по призванию. Она пользовалась заслуженным уважением у детей, учителей и родителей. Вся её деятельность была направлена на воспитание у них потребности в книге и каждодневном чтении.
Шли годы, здание библиотеки ветшало. Оно уже не отвечало требованиям нового времени, назрела острая необходимость в расширении материально-технической базы. Благодаря организаторскому таланту и творческой инициативе нового директора ЦРБВалентины Андреевны Дрокиной в 1987 году отделом культуры было принято решение реконструировать здание.
За свои 60 лет библиотека из «теремка» выросла в большой и красивый Дом детской книги. «Это Книжкин дом», — объясняют родители маленьким детям, которые, проходя мимо, невольно обращают на него внимание. Перед входом в библиотеку стоит сказочный гриб-мухомор и приветливо встречает всех гостей. Огромный, но совсем не страшный паук плетёт свою волшебную паутину между двумя могучими туями, амудрая сова – символ библиотеки – приглашает ребят посидеть на скамейке под уютным навесом и почитать. Среди многоцветья клумб невозможно не заметить маленькое «озеро» с семейством аистов, а под раскидистой берёзкой примостились грибы опята. Очень любят малыши пасущуюся на лужайке лошадку и с удовольствием фотографируются верхом на ней. Жёлтые подсолнухи за сказочным плетнём соседствуют с красавицами пальмами, а у самого крыльца, как будто сошедшая со страниц «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина, сидит белка-чудесница.
Войдя в библиотеку, сразу попадаешь в мир сказочных героев,всегда радуют читателей яркие, красочные и актуальные выставки книг, журналов. Сегодня мы - заведующая библиотекой Елена Геннадиевна Трубицына, библиотекарь абонемента Ирина Васильевна Логачёва, библиотекарь читального зала Вера Алексеевна Токарева - радушно встречаем ребят, приглашая в наш волшебный мир. Незыблемой и непреходящей ценностью для нас, библиотекарей, всегда остаётся Книга, а вот формы и методы её продвижения мы стараемся обязательно корректировать и видоизменять, подстраиваясь под ритм современной жизни.
Наша библиотека работает по нескольким направлениям, основными из которых являются экологическое просвещение, формирование интереса к истории Отечества и краеведение, нравственное и патриотическое воспитание. Книжные выставки, литературные турниры, викторины, игровые путешествия, театрализованные представления, электронные презентации – всё это и многое другое позволяет нам раскрыть перед каждым ребёнком богатство русского языка, русской истории, самобытности и уникальности отечественной культуры и литературы, показать неповторимость и красоту родной природы.
Сегоднядетская библиотека – это не просто место, где хранят и выдают книги детям, это настоящий тёплый дом, в котором каждого ждут внимательные, опытные библиотекари, единые в своём стремлении оказать помощь в подборе информации. Нашей библиотеке – 60! И пусть информационные технологии слегка потеснили книгу - это объективная реальность. Но, как известно, времена не выбирают, главное для нас – не потеряться, не упустить новые возможности, чтобы двигаться вперёд.
Нам посчастливилось работать именно в детской библиотеке, это даёт возможность побыть немножечко детьми, ведь с нами всегда рядом КНИГА и наши маленькиечитатели. И мы с уверенностью говорим: «Детская библиотека – это Мы!» Именно так, с большой буквы! Точно так же, как Читатель, Книга, Чтение и Детство…
Е. ТРУБИЦЫНА,
заведующая детским отделом Измалковской межпоселенческой библиотеки.
Сукиасян Э.Р.,
ФГБУ «Российская государственная библиотека»,
заведующий сектором, главный редактор ББК,
Научно-исследовательский центр развития ББК.
Мне в жизни не повезло: не посчастливилось работать в детской библиотеке. С тех пор, как начал читать, понимал, что детская библиотека - это особый мир, в который хотелось проникнуть однажды и остаться там навсегда. Школьная библиотека - нечто другое. Задачи детской и школьной библиотеки разные. Первая должна воспитать человека, сделать егоне просто образованным, но и начитанным, умным на пределе возможностей каждого. Впрочем, есть ли такой предел у ребенка? Перед школьной библиотекой, как мне кажется, стоят иные задачи. Она работает не с детьми вообще, а с учащимися в первую очередь. Ее задачи скромнее и конкретнее: надо помочь школьнику в учебе. Сделать все, чтобы учиться было легко и интересно. Помочь учителю: на каждый урок приносить книги и организовывать выставки, расширяющие горизонт, раздвигающие границы учебника.
… библиотекарь, работающий с детьми и школьниками - не совсем нормальный человек. Прежде всего, потому, что он должен знать много из самых разных областей. И уметь рассказывать обо всем так, чтобы было интересно. Самое главное: в нужный момент останавливаться и показывать книги, много книг. Смысл не в том, чтобы читать самому (и это тоже важно), надо заразить чтением своих юных читателей.
Человек живет до тех пор, пока развивается, тренирует свой ум, думает, общается. Жизнь настолько многообразна! Невозможно заранее предположить, понадобятся или нет те или иные знания, умения, навыки. Nobody knows - говорят англичане, никто не знает, с чем человеку придется встретиться в жизни. И если можно что-то освоить впрок, почему надо препятствовать этому? В средние века считалось, что ограниченность и глупость - понятия одного порядка. Можно заниматься музыкой или фигурным катанием, шахматами или программированием. Но жить только этим нельзя.
В детстве - и это знают все взрослые - ребенок проходит через этап безграничного развития своего бурно растущего интеллекта. Любознательность проявляется во всем: в речи, в поведении, во взгляде на окружающий мир. Еще не умея самостоятельно искать ответы на вопросы, ребенок задает их окружающим и нередко встречается со стеной безразличия и равнодушия. Он, оказывается, мешает им своими вопросами. И вообще, «ему рано это знать». Еще хорошо, если, отвечая, скажут «вырастешь - прочитаешь». Хуже другая формула: «вырастешь - узнаешь». Непонятно где, когда, от кого. Никто из взрослых не любит признаваться в том, что причины явного нежелания разговаривать с детьми, элементарны: не всегда известен ответ на сложный детский вопрос. Если даже все понятно, как грамотно и доступно для ребенка построить ответ? Как выйти из ситуации, «не уронив своего авторитета»? Да ему, взрослому, порой все это - то, что в тот миг интересует ребенка, совсем неинтересно. Понаблюдайте за поведением детей и взрослых, например, в парке. Вы увидите, что они живут разной жизнью: дети общаются с детьми, а взрослые со взрослыми. Хочется спросить: когда вы научите детей наблюдать, сравнивать, думать, в конце концов! Воспитание общением стало в наши дни непозволительной роскошью. Легче сказать «Нельзя!», чем объяснить, как можно, и почему надо так, а не иначе...
Наблюдая, как общаются с читателями-детьми библиотекари в США, я услышал немало вопросов, поразивших меня. Например, библиотекарю, оказывается не безразлично, кто окружает ребенка в доме: полная ли у него семья, бывают ли родители дома по вечерам, живут ли в семье бабушки и дедушки, есть ли и в каком возрасте братья и сестры. Услышал и такой странный вопрос: сколько лет было папе и маме, когда ты родился? Что они делали в это время, учились или работали? Зачем это вам, спросил я, и был обескуражен ответом: мы пытаемся определить, как развивался наш читатель. А у вас это не спрашивают?- Мне кажется, нет. -
Попробуйте возразить: молодым родителям труднее находить время для общения с ребенком, к тому же, они в 20-25 лет и сами многого не знают, не могут и не всегда умеют отвечать на вопросы. К 30-35 годам накапливается опыт, да и общение с ребенком становится более интересным. - А братья и сестры? - Тут вы сами все понимаете: широкий круг общения предполагает большие возможности. В Америке, к сожалению, не принято жить большой семьей: очень редко бабушки и дедушки повседневно общаются с детьми. В России, как мыслышали, это не совсем так. Значит, у вас есть преимущество. - В каких же случаях, по вашему мнению, на библиотеку падает серьезная ответственность за развитие ребенка? - Вы знаете сами, но если спросили, ответим: когда к нам приходит первый ребенок одинокой матери, родившей его в возрасте от 18 лет, работающей и одновременно получающей образование. С ним надо много общаться и библиотека должна стать для него вторым домом... Я помню, как я вышел из библиотеки и неожиданно понял, каким счастливым я вырос: в год моего рождения моим родителям было уже больше 35 лет, у меня была старшая сестра, и я не могу вспомнить случая, чтобы мне не ответили на вопрос. Правда, иногда они не отвечали сами, а «заводили меня». Когда однажды на тбилисском вокзале я прочел на вагоне слова «Тормоз Матросова» и спросил об этом отца, он улыбнулся и сказал: «Есть еще и тормоз Вестингауза. Найди в книгах и объясни мне». Я был в третьем или четвертом классе. Моя библиотекарша уже привыкла к моим «фокусам», поэтому молча пошла за книгой, но предупредила: книжка для старших школьников, шрифт мелкий. Толстая книга «Железная дорога» Льва Гумилевского осталась в памяти на всю жизнь. Чтобы «объяснить» отцу, пришлось рисовать схемы. Только тогда стало понятно, как работает стоп-кран, который все мы видим в вагонах. Действительно, а как он работает? Задайте этот вопрос ребятам. Пусть нарисуют и объяснят. Придется, наверное, почитать?
Мы живем в предметном мире, наполненном разными машинами и механизмами, растениями и животными. Развивая свой язык, мы называем их, находим слова и выражения и для абстрактных понятий. «Никогда не проходи мимо слов или выражений, которые тебе непонятны. Если ты хочешь стать библиотекарем, помни - тебя имеют право спросить обо всем. И ты должен объяснить. Или знать, где найти объяснение». Эти отцовские слова были сказаны школьнику четвертого класса (тогда я впервые сказал близким, кем хочу стать). Помню, как стало трудно жить! Пришлось записывать, чтобы не забыть, и в ближайший визит в библиотеку выяснять, что такое мельхиор, или раздельная уборка зерновых, или, например, езиды и курды - это один народ или разные?
Не убивайте любознательность ребенка!
«Хочу все знать» - эти слова пока еще маленький по возрасту человек должен сказать себе самому. Любознательность начинает формировать личность. Кроме того, она тренирует эвристические (поисковые) способности и память ребенка. Сначала ведь надо найти то, что ты ищешь. По ходу поисков перелистываются книги, что-то читается, обнаруживается новая информация - по таким темам, которые, как говорится, и в голову не приходили. Вот, например, все знают, наверное, что А. П. Бородин был не только великим композитором, но и известным химиком. Впрочем, о химике А. П. Бородине многие толком ничего не знают... Проявим любознательность и зададим вопрос: как это у него в жизни сочеталось? Сначала он занимался химией, потом сочинял музыку? Или наоборот? Или параллельно, тратил время на то и другое? Что считал для себя более важным? Чтобы ответить на эти вопросы, надо читать. Зададим более сложный вопрос. В развитие человеческой культуры особый вклад внесли выдающиеся лица, лишенные слуха. Вспоминаются, как правило, имена Л. Бетховена, К. Э. Циолковского. Есть еще? Могут вспомнить выдающегося изобретателя Т. А. Эдисона.. Можно ли пополнить этот список? А заодно и выяснить: этот недостаток им помогал или мешал? Известно, что люди делятся на правшей и левшей. Говорят, что многие инструменты рассчитаны на правшей, но не подходят для «леворуких», приходится их конструкцию изменять. Кто-нибудь видел подобные инструменты? Чем будут отличаться от обычных, например, ножницы для левшей?
Зададим более общий вопрос: как мы живем, многого не зная вообще? Почему мы ограничиваем круг своих знаний? Кто сказал, где проходит граница между общедоступным («для всех») и специальным («для избранных») знанием? Если мы возьмемся за решение кроссвордов или сканвордов, то быстро увидим некоторую «размытость» этих границ. От нас потребуется, например, знание имен спутников всех планет Солнечной системы, или названий месяцев в календаре Великой французской революции, или богов греческой и римской (иногда и египетской) мифологии. Что-то мы «проходим» в школе, о чем-то, кажется, говорили на уроках. В памяти, как правило, ничего не осталось. Одиннадцать школьных лет. Как же надо их прожить, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы? Ответ мы можем найти там же, у Н. Островского, если прочитаем следующее предложение: «И надо торопиться жить». Но любознательность не должна вести к бессистемному накоплению «капитала» в голове. Современному подростку, владеющему компьютером, это легко объяснить: наполнили винчестер тысячами файлов с безобразными и непонятными именами (на нескольких языках), папок никаких нет, как искать - неизвестно. Проще нажать команду «удалить», что мы в повседневной жизни и делаем. Любознательность «в теории» (Что такое? Кто такой?) часто сочетается с любознательностью практической, когда ребенок начинает не только задавать вопросы «Как это сделано?», но и готов сделать все своими руками. Какое, порой, сопротивление ему приходится преодолевать в борьбе с всесильными родителями, если они, например, гуманитарии «от и до»: ножницами лучше ничего не делать, чтобы не порезаться, клей разводить нельзя - на мебели могут остаться пятна, и, уж во всяком случае, нельзя приносить домой никаких проводов - «током ударит!». Ребенку трудно доказать право на свой уголок с инструментами (предел мечтаний - верстак), а ведь уметь что-то сделать самому - это так же естественно, как и все другое в жизни школьника. Не понимая этого, мы покупаем детям большие толстые книги с романами и повестями (они прочитают их всего раз, могли бы взять в библиотеке), вместо того, чтобы подарить микроскоп или даже телескоп, большую готовальню, набор для химической лаборатории «на дому». Кажется, уже все знают, какие качества (а незаметно - и знания, и наблюдательность) воспитывают в детях «братья наши меньшие», но вот недавно я услышал в телевизионном интервью по каналу «Домашний», что животных в доме имеет только треть школьников.
У библиотекаря немало возможностей воспитать в детях любознательность. Самая эффективная - открыть свои фонды и дать возможность каждому ребенку «рыться в книгах». В первую очередь речь идет о фонде научно-познавательной литературы». Если интересно, если ребенку хочется посмотреть книги или журналы самому, библиотекарь должен молча отойти в сторону, а не навязывать свою помощь. Атласы, многотомные энциклопедии, богато иллюстрированные издания всегда должны быть в читальном зале в непосредственном пользовании читателей. Вспоминаю публичные библиотеки в Швеции: там вообще нет никаких «служебных помещений», а если будет обнаружено какое-нибудь издание «под прилавком», библиотекаря ждут крупные неприятности.
Конечно, и сам библиотекарь должен быть человеком любознательным, а если задан вопрос, не отвечать на него сразу. Гораздо правильнее показать читателю, где и как можно найти ответ, не выходя за пределы библиотеки. Сначала - в книгах, потом, если не получится, привлечь возможности Интернета. Мне хотелось бы, чтобы фраза «Давайте поищем вместе», которую я часто слышал в американских библиотеках, прижилась и в нашей среде. От воспитания любознательности один шаг к воспитанию собственной личности. Можно ли научиться быстро читать, красиво и разборчиво писать? Как сохранить и улучшить функции органов чувств (зрение, слух, обоняние и другие). Как упорядочить свои знания, привести в порядок память? Эти и многие другие вопросы волнуют наших читателей. Надо помочь им, прежде всего - убедить в своих уникальных возможностях. Конечно, это одна из задач библиотекаря.
Полный текст статьи см. Сукиасян Э.Р. Дети, библиотеки и библиотекари /Э.Р.Сукиасян//Ваша библиотека.-2011.-№ 16.-С.12-19.Дети, библиотеки и библиотекари
Сегодня маленькие дети много времени проводят у телевизора и за компьютером. А вот читают очень мало. Между тем, важность чтения доказывается следующими моментами:
Роль литературы в формировании личности
Дети сейчас больше проводят времени в интернете, чем за чтением книг Детские книги, сопровождая взросление ребёнка, знакомят его с народной мудростью, накопленной веками. Познание жизни начинается с чтения сказок, которые учат добру и злу, умению сопереживать за героев. Чтение расширяет рамки внешнего мира, учит жить с ним в гармонии.
Ещё не зная букв, малыш, слушая то, что читает ему мама, получает положительные эмоции от прочитанного. Он хочет быстрее выучить буквы, чтобы потом самостоятельно складывать их в слова. Обучение чтению на образах идёт быстрее, стимулирует развитие умственных процессов.
Книга для ребёнка – это возможность окунуться в мир фантазии, пройти вместе с героем через все приключения. Эту путь познания жизни.
О пользе чтения
Литература классическая и современная
Детская литература в библиотеке любого уровня представлена широко: много интересных и понятных для детей разного возраста книг, знакомые имена писателей и поэтов, любимые жанры. Любящий книги ребёнок всегда может без труда найти увлекательное и интересное издание.
В многообразии детской литературы малышу помогут разобраться родители и работники библиотек. Они посоветуют малышу и классическую, и современную литературу, ценную в плане формирования личности, такую, которая на примерах учит познавать жизнь. Библиотечный каталог содержит множество таких произведений.
Любой ребёнок с удовольствием почитает сам то, что ему читала на ночь мама: сказки Пушкина, стихи Некрасова и Есенина, рассказы Толстого и т.д. Произведения советских авторов, таких как Барто, Маршак, Носов и зарубежных авторов (Линдгрен, Алан Милн, Льюис Кэррол, и других) тоже стали классикой. Она вечна, и на этих образах и картинах будет воспитываться ещё не одно поколение детей.
Виды библиотек
Библиотечное просвещение за историю своего существования прошло несколько этапов:
- начиналось всё с церковных и домашних собраний;
- затем появились публичные библиотеки при учебных заведениях 19 века, куда был открыт доступ в основном дворянам;
- 20 век ознаменовался основанием изб-читален, которые в начале прошлого века были единственным местом отдыха и учёбы крестьянства в деревнях;
- позднее открывались школьные и городские библиотеки, клубы семейного чтения;
- сегодня можно читать книги онлайн через Интернет.
Чтение книг на компьютере и планшете имеет свои преимущества. Скачанные таким образом книги можно читать в любом месте. Электронная библиотека удобна, обширна, доступна и легка в поиске нужного произведения.
Но ничто не заменит той таинственной атмосферы, которая царит в помещении, полном стеллажей с книгами. Эта особая тишина, этот неповторимый запах, это бережное обращение с пожелтевшими от времени страницами старых книг может быть только в настоящей библиотеке.
Чтение книг в любом формате принесёт немало пользы ребёнку.
10 фактов о чтении
Бесплатные онлайн-библиотеки
Сегодня эта услуга доступна в каждом доме, где есть Интернет. Процедура регистрации на сайте не займёт много времени. Получив доступ к электронным книгам, можно собрать свою виртуальную библиотеку, скачав самые нужные и интересные книги. Электронная библиотека детских книг будет полезна ребёнку, поможет ему познать мир, наблюдая за приключениями героев книг.
В такой коллекции найдётся место детским сказкам и загадкам, потешкам и считалкам, рассказам и т.д. Скачивание не займёт много времени и выполняется одним нажатием кнопки мыши. А нужные материалы можно легко найти по рубрикам, авторам, названию и т.д.
Формируя таким образом личное собрание книг, можно легко в нём ориентироваться, обращаться повторно, если это необходимо.
Сайты бесплатных онлайн-библиотек адаптируют свой дизайн под мобильные устройства, обеспечивая удобное пользование. Материалы постоянно пополняются.
Кроме того, здесь есть возможность комментировать и рецензировать материалы, можно делиться с друзьями прочитанным, отправляя свои комментарии в одну из соцсетей (ОК, вконтакте и др), работает услуга рассылок, для того, чтобы подписчики сразу видели, какие действия произошли на сайте.
Платные услуги
Крупные областные библиотеки, а также небольшие районные оказывают населению в основном бесплатные услуги. Это выдача книг на дом, работа читального зала, консультации библиотечных работников, организация выставок книг-новинок и подобные услуги.
Но также есть и платная область услуг. Сюда входят:
- услуги по сканированию, копированию, распечатыванию документов;
- организация платных студий и кружков;
- библиотечно-информационные услуги;
- издательская деятельность, переплётные работы;
- организация массовых предприятий;
- услуги межбиблиотечного абонемента;
- электронная доставка документов.
Часть платных услуг относится непосредственно к организации досуга детей. И если ребёнок пришёл в библиотеку на занятие какого-то кружка, то, уходя домой, он обязательно возьмёт с собой книгу. Такие кружки проводятся обычно дважды в неделю, и значит, у ребёнка будет прекрасная возможность пристраститься к миру чтения.
И платные, и бесплатные услуги библиотек формируют в ребёнке грамотного читателя, который вырастет в образованного человека. Ребёнок с детства понимает важность образования, и с каждой прочитанной книгой становится умнее и образованнее.
Познавательные занятия в библиотеках
В любом областном центре обязательно работает детская библиотека. Там собрано богатейшее наследие классиков и современников. Это те книги, которые занимали особое место в жизни людей старшего поколения, книги, сформировавшие характеры многих известных людей.
Знакомство с русской литературой начинается с первых книжек, которые мама покупает ребёнку. Затем знакомые имена и названия произведений маленький читатель видит на библиотечных полках. Он ещё не умеет толком читать, но посещения библиотеки становятся традиционными. Там ребенок приобщается к миру книг.
Чтобы заинтересовать своих юных читателей, областная библиотека для детей проводит различные мероприятия, цель которых заинтересовать ребёнка чтением книг, показать ему массу возможностей, которые открываются перед читателем.
В число таких мероприятий входят:
Всемирный День ребенка можно отметить в районной библиотеки
- выставки книг-юбиляров;
- встречи с поэтами и писателями;
- викторины по творчеству писателя;
- выставки рисунков по прочитанным произведениям;
- всемирный День ребёнка.
Последнее мероприятие традиционно отмечается с 1954 года 20 ноября. Библиотеки нашей страны в этот день проводят различные благотворительные акции, позволяющие детям через прикосновение к миру книг стать образованными людьми.
Видео: Детские библиотеки