ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана для реализации в течение 2011-2012 учебного года и рассчитана на учащихся 1-4 - х классов. Программа «Начала нравственности» направлена на повышение статуса духовно-нравственных ценностей у учащихся на основе всемерного использования национально-культурных традиций, опыта ученического самоуправления и самоорганизации; современного передового педагогического опыта и опыта воспитательной работы МОУ «СОШ № 110» г. Уфа. Предлагаемая программа определяет цель, задачи, формы и методы работы по организации духовно-нравственного воспитания в начальных классах, может содействовать качественной организации педагогических и воспитательных подходов к его осуществлению в интересах создания благоприятных условий для индивидуального развития личности ребенка, его духовного мира, нравственных ценностей.
ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
На современном этапе развития общества активизация человеческого фактора выступает как одно из условий общественного прогресса. В связи с этим, перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника. В настоящее время общепризнанным является факт, что возрождение и совершенствование духовно-нравственного воспитания, как неотъемлемой части целостного образовательного процесса, является одним из ведущих направлений системы образования.
Воспитание детей в современном обществе реализуется в условиях экономических и политических преобразований. Произошло социальное расслоение общества, дифференциация и снижение доходов у значительной части семей, которые не смогли приспособиться к новым условиям и сформировать защитные механизмы. В результате разрушаются сложившиеся нравственноэтические нормы и традиции семейного уклада, усиливается конфликтность отношений между супругами, родителями и детьми, что сопровождаются снижением воспитательного воздействия семьи. С другой стороны, чрезмерная занятость родителей во многих обеспеченных семьях, низведение воспитания до уровня материальной обеспеченности также создают неблагоприятные семейные отношения, отчужденность детей и родителей, влекут за собой асоциальное поведение детей. В семейном быту остаются широко распространенными алкогольные традиции, отсутствие авторитета родителей и старших поколений в семье, неконструктивный, конфликтный стиль общения и взаимоотношений в семье. Недостаточна педагогическая культура родителей.
Развитие средств массовой информации, коммуникаций расширили и преобразили информационное поле, выступающее сильным фактором влияния на мировоззрение личности. В условиях высокой доступности информации, распространяемой через прессу, телевидение, радио, компьютерные информационные сети, на детей и молодежь обрушивается поток продукции, пропагандирующей праздный образ жизни, насилие, преступность, что ведет к возрастанию негативных социально-педагогических последствий в детской среде и ослабляет воспитательную деятельность образовательных учреждений.
В последние годы несколько ослаб педагогический потенциал учреждений культуры, средств массовой информации, литературы и искусства. Книжная детская продукция оказывается недоступной для социально незащищенных слоев населения. Соответственно возрастает социальная роль библиотечной сети в условиях низкой покупательной способности населения.
Утеряна культура восприятия театрального искусства, разорваны связи между школой и театром. Репертуарная политика не способствует духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения.
Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется ее преемственностью с другими звеньями образования и ценностью этой ступени в становлении и развитии личности ребенка. В.А. Сухомлинский считал, что «...незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает». Учителю требуется не только знание предметов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на нравственное воспитание.
Т.о., приоритетность обеспечения условий для духовно-нравственного воспитания детей очевидна. Весь комплекс вышеназванных проблем в области духовно-нравственного воспитания требует целенаправленного разрешения.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ программы
Цель - создание условий для становления и развития общечеловеческой, национальной и духовной культуры учащихся начальных классов; обеспечение комплекса мероприятий для привлечения максимального внимания к решению проблем духовно-нравственного воспитания в пространстве образовательного учреждения.
Для реализации этой цели представляются актуальными задачи :
образование единой воспитательной среды, с актуализацией внимания на повышение статуса семейного воспитания;
формирование устойчивых нравственных свойств личности школьника, способного самостоятельно оценивать и строить свою деятельность с интересами окружающих его людей, активизируя возможности регионально-культурной среды и духовно-национальных ценностей;
развитие толерантности в общении учащихся;
формировать уважительное отношение младших школьников к старшему поколению, развивать интерес к истории Родины, воспитывать чувство гордости за историю и социально-культурные достижения «малой Родины» - Республики Башкортостан;
вовлекать детей начальной школы в деятельность ученического самоуправления;
воспитывать положительное отношение к труду, как высшей ценности; развивать потребность в творческом труде, воспитывать культуру труда;
приобщать детей к занятиям физической культурой и спортом, в том числе развитие интереса к национальным видам спорта.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Что изменится |
Каким образом фиксируем, замеряем |
■ уровень сформированности духовно-нравственной культуры учащихся; готовность родителей к активному участию в учебно- воспитательном процессе; ■ активное использование воспитательного потенциала регионально-культурной среды в процессе духовно-нравственного воспитания личности; |
■ диагностика уровня воспитанности школьника (методика Н.П. Капустиной, Л. Фридмана); ■ диагностика межличностных отношений «Настоящий друг» (методика А.С. Прутченкова); ■ изучение представлений учащихся о нравственных качествах «Незаконченная история, или мое отношение к людям» (методика Н.Е. Богуславской);
|
■ приоритетность и общепризнанность в школьном коллективе ценностей гуманизма, уважения к своей «малой родине», толерантного отношения друг к другу, милосердия, готовности прийти на помощь, путем активного вовлечения младших школьников в ученическое самоуправление; ■ развитость нравственнодуховного компонента в преподавании учебных дисциплин; ■ приобщение детей к здоровому образу жизни; проявление готовности к добросовестному труду в коллективе.
|
■ диагностика уровня товарищества и взаимопомощи (методика С.Г. Макеевой); ■ диагностика и исследование нравственной сферы школьника «Что такое хорошо и что такое плохо?» (методика Г.М. Фридмана); ■ диагностика эмоционального компонента нравственного развития (методика P.P. Калининой); ■ письменный опрос-диагностика «Какие качества вы цените в людях?», «Что вам нравится в мальчиках и девочках?»; ■ диагностический диспут по этическим проблемам добра и зла (обсуждение статей, отрывков и художественных произведений, сказок); ■ диагностика осознанности отношения к собственному здоровью (методика М.А. Тыртышной); ■ диагностика осознанности гражданской позиции учащихся.
|
(Приемы диагностики в Приложении 1)
В настоящее время общепризнанным является факт возрождения и совершенствования духовно-нравственного воспитания, как неотъемлемой части целостного образовательного процесса, являясь одним из ведущих направлений системы образования. Духовно-нравственное воспитание рассматривается как общественное явление, представляющее собой сложный противоречивый социально-исторический процесс включения подрастающих поколений в жизнь общества, в творчество, и как процесс становления их духовно-нравственными личностями и индивидуальностями. С социальной точки зрения, духовнонравственное воспитание - это целенаправленная подготовка молодого поколения к жизни в данном и будущем обществе, осуществляемая через специально создаваемые государственные и общественные структуры, контролируемые обществом.
Организация этой деятельности опирается на научную картину процесса формирования социально-ориентированной личности, ее социально-нравственного становления. В процессе совместной деятельности люди вступают друг с другом в различные связи, подчиняются общественной дисциплине, следуют установившимся обычаям, традициям, нравам, привычкам, взаимно оценивают поступки, выступают с инициативой, подают пример, вступают в соревнование и т.д. Одним из регуляторов отношений является мораль (нравственность), ставящая перед человеком вопрос: справедливо ли он поступает и что несет людям - добро или зло? В своем поведении человек руководствуется убеждениями, взглядами, привычками. Поведение и поступки человека социально значимы и определяют его моральный характер: в них объективно отражается его отношение к обществу (долг и ответственность, инициативность), к труду (дисциплинированность, ответственное отношение к учению, трудолюбие), к людям (человечность, уважение, вежливость), к коллективу (коллективизм и товарищество, доброта и отзывчивость, честность и правдивость), к семье (любовь, уважение, чуткость), к себе (простота и скромность, правдивость, верность, искренность, гордость, самообладание, выдержка).
«Золотое правило морали»: поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе. (VI-Vвв. до н.э.) «Чего в другом не любишь, того сам не делай» (Русская народная пословица) Суть правила в том, что каждый человек должен предъявлять к себе такие требования, какие он предъявляет к другим. Потребность относиться к другим как к самому себе, а точнее - возвышать себя через возвышение других и составляет основу нравственности.
Дети должны усвоить основные положительные и отрицательные нравственные качества человека: вежливость, верность, вера в человека, грубость, корысть, правдивость, скромность, совесть, терпимость, трудолюбие,
уважение, человечность, честность, чуткость; важные категории и понятия этики: добро и зло, правда и ложь, обман, корысть, этика, этикет, культурный человек, манеры, общение, поведение, чувство, любовь, дружба, забота, обида; общие понятия гражданско-правового сознания: Родина, патриот, патриотизм, подвиг, герой, обязанность, ответственность, право, устав, режим.
(Словарь нравственных ценностей и понятий в Приложении 2).
Темы к размышлению для этических бесед
■ Как жить? К чему стремиться?
■ Почему одно поведение одобряется обществом, а другое - осуждается?
■ Почему плохой поступок приносит человеку страдание, а хороший радость и удовольствие, даже если никто, кроме его самого, и не знает об этом поступке?
■ Кто создал правила человеческого поведения?
Q TO хакое «хорошо» и что такое «плохо»?
■ Зачем быть вежливым?
■ Неразлучные друзья - взрослые и дети.
■ Дружба-это...
■ Как выбирать друзей?
■ Отзывчивость и доброта.
Спешите делать добро.
Что значит быть откровенным. Как мы выглядим.
О лени и лентяях.
Причины обид.
Кто такие эгоисты?
Правда и ложь - какие они?
Что такое характер?
Душевность и бездушность.
Что значит быть счастливым? Мир без улыбки. Какой он?
Кем и каким я хочу быть? Достоинства и недостатки. Маленький, да удаленький. Человек в природе и его здоровье. Дом, в котором ты живешь. Прогулки в лес.
У природы нет плохой погоды.
Изречения великих людей о нравственности
■ Человек должен быть умен, прост, справедлив, смел и добр. Только тогда он имеет право носить это высокое звание ЧЕЛОВЕК.
К Г. Паустовский
■ Совесть - высшее богатство, главный стержень человеческой души, на который нанизываются все остальные человеческие качества. Мустай Карим
■ Любовь к своей отчизне - это истинная вера,
Духовная сила - только в ней. Абельманих Каргалы
Все осушаем мы сами! Истребляем! Губим! Заметим дичь - палим из ружья. Увидим лес - рубим под корень! Цветок встретим - срываем! Нужно, не нужно. Лес - древесина, медведи - мясо, цветок - украшение. Не ждем милости у природы и не милуем ее. Землю матерью называем, но сколько мук она терпит от нас - детей своих. Мустай Карим
■ Честность, самоотверженность -
Спутники настоящего мужчины... Абельманюс Габдессалямова
■ Лжет только тот, кто боится. Г. Сенкевич.
■ Тля ест траву, ржа - железо, а ложь - душу. А.П. Чехов
Антуан де Сент-Экзюпери
Учись прощать ошибки других, никогда не прощай собственных.
А.В.Суворов
■ Никогда не подходите к человеку, думая, что в нем больше плохого, чем хорошего. М. Горький
Обсуживая поступки других людей, вспоминай свои. JI.H. Толстой
■ Будь ты хоть сыном султана или богача,
Друг мне тот, кому все могу говорить. В.Г. Белинский
■ Нет без явно усиленного трудолюбия ни талантов, ни гениев.
Д. И. Менделеев
Лучшая школа дисциплины есть семья. С. Смайле
Приказ отца не терпит промедленья. Мустай Карим
■ Наипаче всего должны дети отца и матерь в великой чести содержать. Дети не имеют без приказа родителей ничего бранить, или словами плохими попрекать, они должны вести вежливо и учтиво. Когда говорят родители, речей перебивать не надлежит, надо ожидать, пока они выговорятся. Стоять при родителях должны прямо. Без спросу не говорить, а когда говоришь, то должно они благоприятно, не криком, и что говорить, должна быть правда истинная. Когда родители спросят, то должны они отозваться и отвечать тотчас, как услышат голос родителей и недерзновенно отвечать. Царь Петр I в 1717 г.
Спутники настоящего мужчины... Абелъманих Габдессалямова
Вы обладаете смелостью. Ведь главное - вера в себя. Каждый боится опасности, и смелость в том, чтобы победить боязнь» -
волшебник из сказки В. Волкова «Волшебник Изумрудного города».
■ Правда - значит победа совести в человеке. А. С.Пушкин
Лжет только тот, кто боится. Г. Сенкевич.
Тля ест траву, ржа - железо, а ложь - душу. А.П. Чехов
Самая большая роскошь на свете - это роскошь человеческого общения.
Антуан де Сент-Экзюпери
■ Учись прощать ошибки других, никогда не прощай собственных.
А. В.Су воров
Никогда не подходите к человеку, думая, что в нем больше плохого, чем хорошего. М. Горький
Обсуживая поступки других людей, вспоминай свои. Л.Н. Толстой
■ Ищи в других людях всегда хорошую сторону, а не дурную. Учись прощать ошибки других, никогда не прощай собственных. А.В.Суворов
Будь ты хоть сыном султана или богача,
Но не ставь себя выше других. Хибатулла Салихов
■ «Чудеса происходят не только в сказках, когда есть желание подарить радость другим» - волшебник из сказки В. Волкова «Волшебник Изумрудного города».
■ Друг мне тот, кому все могу говорить. В.Г. Белинский
■ Настоящая дружба правдива и отважна. Ф. Шиллер
■ Друг - это тот человек, который знает о вас все и не перестает при этом любить вас. Э. Хаббард
Нет без явно усиленного трудолюбия ни талантов, ни гениев.
Д. И. Менделеев
■ Не люблю болтливых бездельников и ленивых мечтателей. Мне нравятся такие люди, которые задумывают то, что могут совершить, и совершают то, что задумали. Мустай Карим
■ Лучшая школа дисциплины есть семья. С. Смайле
■ Пока жива моя мать, я не боюсь ни времени, ни дорого, не боюсь, что они со мной поступят худо. Мустай Карим
■ Приказ отца не терпит промедленья. Мустай Карим
■ Люди, братья мои, берегите своих матерей! С. Островой
■ Наипаче всего должны дети отца и матерь в великой чести содержать. Дети не имеют без приказа родителей ничего бранить, или словами плохими попрекать, они должны вести вежливо и учтиво. Когда говорят родители, речей перебивать не надлежит, надо ожидать, пока они выговорятся. Стоять при родителях должны прямо. Без спросу не говорить, а когда говоришь, то должно они благоприятно, не криком, и что говорить, должна быть правда истинная. Когда родители спросят, то должны они отозваться и отвечать тотчас, как услышат голос родителей и недерзновенно отвечать. Царь Петр / в 1717 г.
издал указ «Юности честное зерцало или показание к житейскому обхождению»
■ Живут лишь те, кто творит добро. J1.H. Толстой
Доброе дело совершается с усилием, но когда усилие повторено несколько раз, то же дело становится привычкой. А.Н. Толстой
Велико ли, мало ли зло, его не надо делать. Эзоп
■ Правильно ли отвечать добром на зло? На зло отвечают справедливостью. На добро отвечают добром. Конфуций
Сколько не хули, добро добром прибудет.
Как не мажь навозом злато, - не убудет.
Лишь от грязи слов и злобных наговоров
Остается горечь, боль и накипь в людях. Мифтахетдин Акмулла
■ Против зла надо бороться. Зло нетерпимо. Примириться со злом - значит самому стать безнравственным человеком. В.А. Сухомлинский
(Пословицы и поговорки, отражающие нравственные ценности -
Приложении 3)
Список личностей Жалок тот, кто живет без идеала. И. С. Тургенев
«Молодцы редкой отваги...»
Александр Невский, Дмитрий Донской, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, Петр I
Полководцы А.В. Суворов и М.И. Кутузов
Герои Гражданской и Вов: Чапаев В.И., Жуков Г.К., Гастелло Н.Ф.
Славные сыны Башкортостана:
Салават Юлаев, Батырша (Абдулла Алев), Кинзя Арсланов, Минигали Шаймуратов, Александр Матросов, Мусса Муртазин, Мусса Гареев
Самое редкое мужество - это мужество мысли. А. Франс Писатели и поэты:
Толстой Лев Николаевич, Пушкин Александр Сергеевич, Акмулла Мифтахетдин, Мажит Гафури, Мустай Карим Ученые-исследователи:
Ломоносов Михаил Васильевич, Даль Владимир Иванович, Ахметзаки Валиди
Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека. В.А. Сухомлинский
Композиторы:
Чайковский Петр Ильич, Глинка Михаил Иванович, Рахманинов Сергей Васильевич, Загир Исмагилов, Хусаин Ахметов, Баязит Бикбай
Все, что прекрасно - нравственно. Г. Флобер
Художники:
Васнецов Виктор Михайлович, Репин Илья Ефимович, Саврасов Алексей Кондратьевич, Серов Валентин Александрович, Ахмат Лутфуллин, Касим Давлеткильдеев
Книги для чтения
А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
Аксаков С.Т. «Аленький цветочек» Алексеев С. «Сто рассказов из русской истории»
Андерсен Г.Х. «Эта басня сложена про тебя», «Дюймовочка»
Бажов П.П. «Серебряное копытце», «Хозяйка медной горы»
Барто А.Л. Стихи
Братья Гримм Сказки
Волков В. «Волшебник Изумрудного
Добронравов Н. «Если отец герой!» Дудин М. «Берегите землю»
Гайдар А.П. Повести и рассказы Драгунский В.Ю. Рассказы Зощенко М.М. «Самое главное», «Бабушкин подарок»
Катаев В.П. «Сын полка»
Короленко В.Г. «Дети подземелья» Мультфильмы
«Кот Леопольд и мыши», «День рождения кота Леопольда» «Волшебник Изумрудного города» «Бременские музыканты»
«День рождения ослика Иа»
«Г уси-лебеди»
«Лиса т журавль»
«Теремок»
«Волк и семеро козлят»
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
«Тимур и его команда»
«Чук и Гек»
Крылов И.А. Басни Маршак С.Я. Стихи Маяковский В.В. «Что такое хорошо и что такое плохо?»
Милн А. «Вини-Пух и все-все-все» Михалков С.В. Стихи Мошковская Э.Э. Стихи Носов Н.Н. Рассказы Одоевский В.Ф. «Мороз Иванович» Осеева В.А. Стихи Пантелеев Л. «Честное слово», «Трус»
Перро Ш. «Золушка»
Ппяцковский М. «Мама»
Пришвин М.М. «Ребята и утята» Пушкин А.С. Сказки Родари Д. «Чиполлино»
Симонов К.М. «Родина»
Толстой Л.Н. Рассказы Чуковский К.И. Сказки Яковлев Ю. «Мама»
«По щучьему веленью»
«Конек-Г орбунок»
«Кот, петух и лиса»
«Морозко»
«Двенадцать месяцев»
«Витя Малеев в школе и дома» «Антошка»
«Малыш и Карлсон»
«Крокодил Гена и Чебурашка» «Дудочка и кувшинчик»
«Цветик семицветик»
«Королевство кривых зеркал» «Чучело»
«Приключения Электроника» «Новогодние приключения Маши и Вити»
«Приключения желтого чемоданчика»
«Приключения Буратино» «Золушка»
«Сказка о потерянном времени» «Мэри Поппинс»
«Аленький цветочек»
УМЕНИЯ, НАВЫКИ
■ знать и использовать в общении элементарные этические нормы; активно применять правила вежливого общения;
■ оперировать понятиями «закон», «устав», «права», «обязанности»;
■ правильно вести себя в общественных местах (школе, театре, кино, музее, общественном транспорте и т.д.), друг с другом, в семье;
■ быть вежливыми, добрыми и уважительными в общении со старшими; заботиться о родителях;
■ уметь самостоятельно управлять собой, без посторонней помощи пытаться и решать некоторые свои проблемы;
■ демонстрировать коммуникативные умения (вести беседу, разговор, уметь формировать и высказывать свое мнение, отстаивать его, признавать свою неправоту в случае ошибки, которых не следует бояться);
■ осознавать необходимость доброй взаимосвязи с другими людьми, как самой большой человеческой ценности;
■ осознанно выбирать друзей и товарищей, проявлять в этих отношениях верность и бескорыстие;
Уметь оценивать поступки свои и своих товарищей, различать плохие и хорошие поступки; достойно вести себя в случае, когда от твоего слова что-то зависит;
■ терпимо относиться к людям, вещам и взглядам; выходить достойно из возможной ситуации конфликта; прощать своих друзей и недругов, не таить обиду, не хотеть наказать;
■ управлять страхом неудачи (получить двойку, замечание);
■ добросовестно выполнять поручения актива класса, уметь поддерживать других; положительно оценивать трудолюбие одноклассников, стремиться принести личный вклад в общее дело; регулярно выполнять домашние задания; помогать другим и самому обращаться при необходимости за помощью;
■ действовать так, чтобы природа не страдала от воздействия человека, вести
■ выглядеть опрятно и аккуратно;
■ осознанно оперировать понятиями «Родина», «любовь к Родине»; знать и гордиться символами Государства и Республики Башкортостан; культурой и традициями своей Родины.
СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ или позиции
Одна из идей программы заключается в том, что в процессе социализации личности происходит ее социально-нравственное становление. Социальная роль дает возможность выстраивать личностную композицию нравственных отношений, включающую в себя отношение человека к самому себе, другим людям, к ценностям культуры, обществу, природе. Социальнопсихологический компонент формирования личности состоит из: социального отношения; социального поведения человека в разных социальных ролях; социальных позиций и социальных установок и отражает основные ее качества и характеристики, позволяющие личности играть определенные роли в обществе, занимать определенное положение среди других людей.
Я в школе:
■ ученик (ученица) |
■ |
цветовод |
■ дежурный |
■ |
художник-оформитель |
■ санитар |
■ |
физорг |
■ командир |
■ |
организатор игр |
■ товарищ |
■ |
покупатель в буфете |
■ друг |
■ |
участник кружка |
■ одноклассник |
■ |
член спортивной команды |
■ помощник учителя |
■ |
участник конкурса |
Я дома: | ||
дочь (сын) |
■ |
любитель кошек (рыбок, |
■ внук (внучка) |
собак и т.д.) |
|
■ брат (сестра) |
■ |
зритель |
■ повар |
■ |
хозяин |
■ помощник мамы (папы) |
■ |
борец за чистоту |
■ «снабженец» |
■ |
шалун |
Я вышел из дома: | ||
■ гражданин |
■ |
велосипедист |
■ житель города |
■ |
читатель библиотеки |
■ прохожий |
■ |
сосед (соседка) |
■ покупатель |
■ |
драчун |
■ пассажир |
■ |
садовод |
■ друг |
■ |
воспитанник спортшколы |
■ товарищ |
(изостудии, музыкальной |
|
■ пешеход |
школы и т.д.) |
|
■ гость |
■ |
театрал |
■ родственник |
■ |
отдыхающий (у реки, в лесу) |
■ бегун | ||
■ прыгун |
ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ
Нравственные качества, как формы общественного поведения, являются результатом личного побуждения и эмоционально-положительного отношения ученика. Сам ученик не вырабатывает нормы поведения, а усваивает их вместе с общественным опытом. Воспитательная сила ученического коллектива действует наиболее эффективно, когда личность проявляет активность и играет определенную роль в этом коллективе. C.J1. Рубинштейн утверждал, что «...внешние влияния, переходя в мир человека, сначала приобретают идеальную форму существования, а затем через сложную систему помыслов и мыслительных действий приобретают реальную форму поведения» . Чтобы этот процесс завершился, необходимо, чтобы влияния произвели на личность сильное впечатление и вызвали у нее глубокое переживание. В процессе взаимодействия с внешней средой качества личности начинают действовать, проявляясь в поведении.
Детские движения, как пространства самоорганизации - это способ практики жить в социальном пространстве прав и обязанностей, возможность демонстрировать уникальность своей личности, осознать свою сопричастность к тому, что происходит в обществе, освоить общественный опыт, который будет особенно значимым для общества, если он соответствует принципу «Декларации о правах ребенка»: «Растить будущих граждан в полном сознании, что их энергия и способности должны посвящаться служению на пользу другим людям».
В данной программе мы используем опыт работы своей школы с детскими коллективами по «Программе развития детских объединений «Дорога к успеху», которая направляет детей на успех при достижении цели, дает возможность анализировать собственную личность, коллектив, жизненные ситуации, возможность эффективного общения, умения конструктивно разрешать конфликты. Участие в программе «Дорога к успеху» позволяет учащимся включиться в реальное социальное творчество, проявляя активность, инициативу, ответственность, способствует становлению личности ребенка, его гражданской позиции. Проект проходит под девизом «Каждое дело успешное - иначе зачем!». Учащимся начальных классов соответствует игровая деятельность. «В ролевых играх, - по мнению Б.Д. Эльконина, - модернизирующих человеческие взаимоотношения, могут складываться отношения сотрудничества, взаимопомощи, разделение труда, забота и внимание друг к другу, формируются и проявляются различные качества личности ребенка». Поэтому для учащихся начального звена разработана игра «Сказочный домик». По условиям игры, класс - это дом, где живут ребята одной семьей, у каждого свои обязанности, своя роль. Игра проходит в три этапа: 1 этап - «Дом, который строим сами!»; 2 этап - «Это дело наших рук»; 3 этап - праздник «Успехи сказочного домика». Результатами игры «Сказочный домик» являются: обретение чувства уверенности в себе и расширение представлений о себе, своих возможностях, стремление принести радость
родным и близким, осознание ответственности за свои поступки, приобретение опыта активного сопереживания за результат в общем деле, умение распределять обязанности и действовать в коллективе, появление дружных классных коллективов, активизация работы школьной пионерской организации.
Накопление нравственного опыта поведения учеников происходит с опорой на наглядные представления или на воспроизводимые в сознании образцы поведения идеала. Система сюжетно-ролевых игр способствует освоению учащимися нравственных ценностей, давая необходимые представления о различных вариантах действий и поступков. Приведем примерный перечень сюжетно-ролевых игр для младших школьников:
1 класс: «Как правильно поздороваться?»; «Мимика и жесты»; «Подбери к словам «хорошо» и «плохо» подходящую картинку»; «Составь список своих обязанностей из сюжетных картинок для дома и школы» (коллективная работа в группе или паре); «Вспомни, какие поступки ты совершил за этот день. Нарисуй, расскажи о них»; «Помоги ребятам в классе составить «Словарь вежливых слов»; «К тебе пришли гости. Игра «Гость - хозяин»; «Ты в театре»; «Разговор по телефону»; «Нарисуй подарок другу (маме...)»; «На Дне рождения»; «Если другу плохо?»; «Учимся общаться» (Закончи фразу).
2 класс: «Я и другие люди»; «Ученик за невыученный урок получил «2» (дети в группах обсуждают и высказывают мнения с позиции: 1 группа - ученика, получившего «2», 2 гр. - другого ученика класса, 3 гр. - учителя, который поставил «2», 4 гр. - родителей ученика, получившего «2»); конкурс и защита рисунков «Чему тебя научили сказки?»; деловая игра «Ситуации о правилах поведения в отношениях со старшими, учителем»; «Вежливые слова»; деловая игра «Как тебя зовут друзья?» (дети в группах обсуждают и высказывают мнения о том, как они относятся к кличкам, прозвищам, обращению по фамилии, дают советы).
3 класс: «Опиши своего одноклассника» (назови качества, которыми должен обладать человек, чтобы: а) считаться твоим другом; б) заслужить твое доверие; в) вызвать симпатию); деловая игра «Верность слову»; деловая игра «Умение общаться»; решение этических задач; коллективно-групповая работа обсуждения ситуаций: «В музее», «После спектакля», «В театре», «В кино»; деловая игра «Культура поведения человека».
4 класс: «Подумай, как поступить»: Если я понимаю настроение другого, то я: а) смогу ему помочь, б) не обижу его, в) поддержу его, г) улучшу его настроение, д) буду доволен, е) свой вариант; написать сочинение «Мой характер и мои поступки»; расскажи, как ты помогаешь маме, папе...
Начальное обучение в настоящее время строится таким образом, что развивает у школьников познавательные способности; вырабатывает навыки активного овладения учебным материалом. Развитие мышления, овладения разнообразными способами работы с учебным материалом оказывает прямое влияние на усвоение детьми нравственных знаний; организация учебного процесса и его методы способствуют накоплению
нравственного опыта. Воспитывает и та атмосфера, которая складывается на уроке, стиль отношений педагога и детей, детей между собой. Воспитывает себя и сам ученик, превращаясь из объекта в субъект воспитания.
Школой нравственного воспитания являются: туризм, экскурсии по городу, на производство, в природу, которые воспитывают у школьников интерес к богатствам родного края, бережного отношения к природе.
Знания школьников о нравственных нормах нередко бывают разрозненными и неполными. Для их обобщения используется рассказ учителя, этическая беседа, главное назначение которой - помочь школьникам разобраться в опросах морали, сформировать нравственную позицию, помочь осознать личный нравственный опыт поведения, прививать умение вырабатывать нравственные взгляды. В процессе бесед ребята активно обсуждают нравственные проблемы, приходят к определенным выводам, учатся отстаивать личное мнение, убеждать в нем товарищей, еседа строится на анализе и обсуждении конкретных фактов и событий из повседневной жизни ребят, примеров из художественной литературы, периодической печати, кинофильмов.
Важное значение для нравственного формирования школьников имеет и организация учебного процесса, формы оценки знаний, оценочные суждения, характеризующие отношения школьников к учению и своим товарищам, так, чтобы сильные стороны каждого ученика были осознаны им самим и его товарищами. Это создает благоприятное эмоциональное состояние школьника в коллективе, что является одним из условий его успешного нравственного развития.
I. Нравственность и действительность. - В стыде человек действительно выделяется из материальной природы, в жалости действительно проявляет свою существенную связь и однородность с другими живыми существами.
II. В религиозном чувстве Божество ощущается как действительность совершенного Добра (= Благо), безусловно и всецело осуществленного в себе самом. - Общая основа религии - живое ощущение действительного присутствия Божества, единого, обнимающего в себе все. - Пояснения.
III. Действительность Божества есть не вывод из религиозного ощущения, а его непосредственное содержание - то, что ощущается. - Анализ этого содержания как данного отношения человека к Божеству со стороны их 1) различия ("прах земли" в нас), 2) их идеальной связи ("образ Божий" в нас) и 3) реальной связи ("подобие Божие" в нас). - Полное религиозное отношение как логически слагаемое из трех нравственных категорий: 1) несовершенства в нас, 2) совершенства в Боге и 3) совершенствования как нашей жизненной задачи
IV. Психологическое подтверждение: "радость о Духе святом" как высшее выражение религии. - Формально-нравственная сторона религиозного отношения. - Обязанность "будь совершен", ее идеальный объем и практическое значение: "становитесь совершенными".
V. Три вида совершенства: 1) безусловно сущее (actus purus)<<4>> - в Боге; 2) потенциальное - в душе; 3) действительно-становящееся - во всемирно-историческом процессе. - Доказательства разумной необходимости процесса: как моллюск или губка не могут проявлять человеческой мысли и воли, и нужен был биологический процесс для создания совершеннейшего организма, так и осуществление высшей мысли и воли (Царство Божие) не может открыться среди полузверей, и требуется процесс исторического совершенствования жизненных форм
VII. Необходимость всемирного процесса, вытекающая из безусловного начала добра. - Мир как система предварительных материальных условий для осуществления царства целей. - Нравственная свобода человека как окончательное условие для этого осуществления
VII. Требования религиозной нравственности: "имей в себе Бога" и "относись ко всему по-Божьи". - Отношение Бога ко злу. - Полная формула категорического императива как выражения безусловного начала нравственности
VIII. Высшие ступени нравственности не отрицают и не упраздняют низшие, а предполагают их и опираются на них в своем историческом осуществлении. - Педагогическая сторона дела
IX. Углубление, возвышение и расширение естественного альтруизма в силу безусловного нравственного начала. - Определяющая сила этого начала по отношению к собирательным историческим организациям, назначенным для служения Добру: наша высшая обязанность - не служить беззаветно этим организациям (которые ведь могут и уклоняться от своего назначения), а содействовать им в их служении добру, когда они ему верны, и указывать им на их истинные обязанности в случаях уклонения
X. Когда связь человека с божеством возвышается до абсолютного сознания, то и охранительное чувство целомудрия (стыд, совесть, страх Божий) обнаруживает свой окончательный смысл как охраняющее не относительное, а безусловное достоинство человека - его идеальное совершенство, как долженствующее быть осуществленным. - Здесь и нравственность аскетическая получает свой положительный эсхатологический мотив - воссоздание нашей телесности, как предназначенного жилища Духа Святого
Нравственность – это стремление личности оценивать сознательные действия, состояния человека на основании совокупности осознанных норм поведения присущих конкретному индивиду. Выразительницею идей человека нравственно развитого есть совесть. Это глубинные законы порядочной жизни человека. Нравственность является представлением индивида о зле и добре, об умении грамотно оценивать обстановку и определять типичный стиль поведения в ней. Каждый индивид обладает собственными критериями нравственности. Она формирует определенный кодекс отношений с человеком и окружением в целом, основанный на взаимопонимании и гуманизме.
Что такое нравственность
Нравственность – это неотъемлемая характеристика личности, являющаяся когнитивной основой формирования нравственно здоровой личности: социально ориентированной, адекватно оценивающей обстановку, имеющей устоявшийся набор ценностей. В нынешнем обществе во всеобщем использовании бытует определение нравственности, как синонима понятия мораль. Этимологические особенности данного понятия показывают происхождение со слова «нрав» – характер. Впервые смысловое определение понятия нравственность было опубликовано в 1789 году – «Словарь Академии Российской».
Понятие нравственность объединяет в себе определенный набор качеств личности субъекта. Первостепенно это честность, доброта, сострадание, порядочность, трудолюбие, щедрость, надежность. Анализируя нравственность как личностное свойство, следует упомянуть, что каждый способен привнести и свои качества в это понятие. У людей, имеющих различные типы профессий, нравственность формирует и различную совокупность качеств. Солдат должен обязательно быть смелым, судья справедливый, учитель . На основе сформировавшихся нравственных качеств формируются направления поведения субъекта в обществе. Субъективное отношение личности играет немалую роль при оценке ситуации в нравственном ключе. Кто-то воспринимает гражданский брак абсолютно естественно, для других он является как грех. Опираясь на религиозные исследования, следует признать, что понятие нравственность от своего значения сохранило очень мало истинного. Представления современного человека о нравственности искажено и выхолощено.
Нравственность является качеством сугубо индивидуальным, которое позволяет личности осознанно контролировать собственное психическое и эмоциональное состояние, олицетворяя собой духовно и социально сформировавшуюся личность. Нравственный человек способен определить золотую меру между эгоцентричной частью своего я и жертвенностью. Такой субъект способен сформировать социально-ориентированное, ценностно-определенное гражданское и мировоззрение.
Нравственная личность, выбирая направления своих действий, поступает исключительно по своей совести, опираясь на сформированные личностные ценности и понятия. Для некоторых понятие нравственность это эквивалент «билета в рай» после смерти, а в жизни это нечто не особо влияющее на успешность субъекта и не несет никакой выгоды. Для такого типа людей нравственное поведение - это способ очистить душу от грехов, как бы прикрытие собственных неверных поступков. Человек существо беспрепятственное в выборе, имеет свой жизненный курс. Общество при этом имеет свое влияние, способно задавать собственные идеалы и ценности.
В действительности нравственность, как свойство необходимое для субъекта, является исключительно важным и для общества. Это как бы гарантия сохранения человечества как вида, иначе без норм и принципов нравственного поведения, человечество искоренит само себя. Произвол и постепенная – последствия исчезновения нравственности как совокупности прицепов и ценностей общества как такового. Вероятнее всего и гибель определенной нации или этноса, если в ее главе стоит безнравственное правительство. Соответственно уровень жизненного комфорта людей зависит от развитой нравственности. Защищённым и благополучным является то общество, соблюдения ценностей и моральных принципов, уважение и альтруизм в котором, прежде всего.
Итак, нравственность это интериоризированные принципы и ценности, базируясь на которых человек направляет свое поведение, совершает поступки. Нравственность, являясь формой общественного знания и отношений, регулирует человеческие действия посредством принципов и норм. Непосредственно эти нормы основываются на точке зрения о безупречном, о категориях добра, справедливости и зла. Основываясь на гуманистических ценностях, нравственность позволяет субъекту быть человеком.
Правила нравственности
В повседневном употреблении выражений нравственность и имеют тождественный смысл и единые истоки. При этом всем стоит определить существование неких правил, которые с легкостью очеркивают сущность каждого из понятий. Так нравственные правила в свой черед позволяют личности развивать собственное психическое и моральное состояние. В некой степени это «Законы Абсолюта» существующие в абсолютно всех религиях, мировоззрениях и обществах. Следовательно, нравственные правила являются универсальными, а их невыполнение тянет за собой последствия для субъекта, который их не соблюдает.
Существуют, например, 10 заповедей, полученные в результате непосредственного общения Моисея и Бога. Это часть правил нравственности, соблюдение которых аргументировано религией. В действительности ученые не отрицают в сто раз большего наличия количества правил, они сводятся к одному знаменателю: гармоничному существованию человечества.
У множества народов с древних времен бытует понятие некого «Золотого правила», несущее в себе основу нравственности. Его трактование насчитывает десятки формулировок, при этом суть остается неизмененной. Следуя этому «золотому правилу» индивиду следует вести себя по отношению к другим так, как относится он к себе. Это правило формирует понятие человека, что все люди равнозначны относительно их свободы действий, а также желания развиваться. Следуя этому правилу, субъект раскрывает его глубинную философскую трактовку, гласящую, что индивид должен заблаговременно научиться осознавать последствия собственных действий относительно «другого индивида», проецируя эти последствия на себя. То есть субъект, который примеряет на себя мысленно последствия собственного поступка, задумается, стоит ли поступать в таком направлении. Золотое правило учит человека развивать свое внутреннее чутье, учит состраданию, эмпатии и помогает развиваться душевно.
Хотя это нравственное правило было сформулировано в древности известными учителями и мыслителями, актуальность своего предназначения в современном мире не потеряло. «Чего не хочешь себе, не делай другому» – так звучит правило в оригинальном трактовании. Возникновение такого трактования причисляют к истокам первого тысячелетия до нашей эпохи. Именно тогда происходил гуманистический переворот в древнем мире. Но как нравственное правило свой статут «золотого» оно получило в восемнадцатом веке. Это предписание акцентирует внимание на глобальном нравственном принципе согласно отношениям к другому человеку в пределах различных ситуаций взаимодействия. Так как его наличие в любой существующей религии доказано, можно отметить его, как фундамент нравственности человека. Это важнейшая истина гуманистического поведения нравственного человека.
Проблема нравственности
Рассматривая современное общество легко подметить, что нравственное развитие характеризуется упадком. В двадцатом веке в мире произошло внезапное падение всех законов и ценностей нравственности общества. В обществе начали появляться проблемы нравственности, которые негативно влияли на формирование и развитие гуманного человечества. Еще большего развития это падение достигло в двадцать первом веке. За все существование человека было отмечено множество проблем нравственности, которые так или иначе имели отрицательное влияние на индивида. Руководствуясь духовными ориентирами в различные эпохи, люди вкладывали нечто свое в понятие нравственности. Они способны были творить вещи, которые в современном обществе наводят ужас абсолютно на каждого здравомыслящего человека. Например, египетские фараоны, которые боясь потерять царство, совершали немыслимые преступления, убивая всех новорожденных мальчиков. Нравственные нормы укоренились в религиозных законах, следование которым и показывает сущность человеческой личности. Честь, достоинство, вера, любовь к родине, к человеку, верность – качества, служившие направлением в человеческой жизни, до которого хоть в какой-то степени дошла часть законов Бога. Следовательно, на протяжении своего развития, обществу было свойственно отступать от религиозных заповедей, что и привило к появлению проблем нравственности.
Развитие проблем нравственности в двадцатом столетии – это последствие мировых войн. Эпоха падения нравов тянется со времен Первой Мировой войны, в это безумное время жизнь человека обесценилась. Условия, в которых людям приходилось выживать, стерли все нравственные ограничения, личностные отношения обесценились ровно, как и человеческая жизнь на фронте. Вовлечения человечества в бесчеловечное кровопролитие нанесло по нравственности сокрушительный удар.
Одним из периодов появления нравственных проблем был коммунистический период. В этот период было запланировано уничтожить все религии, соответственно и нормы нравственности, заложенные в ней. Даже если в Советском Союзе развитие правил нравственности было намного выше, долго позиция эта не смогла удержаться. Вместе с разрушением Советского мира произошло и падение нравственности общества.
На текущий период одной из главных проблем нравственности есть падение института семьи. Что тянет за собой демографическую катастрофу, повышение разводов, рождение бесчисленного количества детей в не брака. Взгляды на семью, материнство и отцовство, на воспитание здорового ребенка имеют регрессирующий характер. Определенное значение имеет развитие коррупции во всех областях, воровства, обмана. Сейчас покупается все, ровно, как и продается: дипломы, победы в спорте, даже человеческая честь. Это как раз и есть последствия падения нравственности.
Воспитание нравственности
Воспитание нравственности – это процесс целенаправленного воздействия на личность, который подразумевает воздействие на сознание поведения и чувства субъекта. В период такого воспитания образовываются нравственные качества субъекта, позволяющие индивиду действовать в рамках общественной морали.
Воспитание нравственности – процесс, который не предполагает перерывов, а только тесное взаимодействие ученика и воспитателя. Воспитывать у ребенка нравственные качества следует на собственном примере. Сформировать нравственную личность довольно сложно, это кропотливый процесс, в котором принимают участие не только учителя и родители, но и общественный институт в целом. При этом всегда предусматриваются возрастные особенности индивида, его готовность к анализу, и переработки информации. Результатом воспитания нравственности есть развитие целостно нравственной личности, которая будет развиваться совместно с ее чувствами, совестью, привычками и ценностями. Такое воспитание считается трудным и многогранным процессом, обобщающим педагогическое воспитание и влияние социума. Нравственное воспитание подразумевает формирование чувств нравственности, осознанной связи с обществом, культуры поведения, рассмотрение нравственных идеалов и понятий, принципов и поведенческих норм.
Нравственное воспитание совершается в период обучения, в период воспитания в семье, в общественных организациях, и непосредственно включает в себя личности. Непрерывный процесс по воспитанию нравственности начинается с рождения субъекта и длится всю его жизнь.
Главное начало христианской нравственности
В чем состоит сущность нравственности, или ее главное начало? Сущность нравственности должна объединять в себе те ее стороны, которые мы обнаружили в ней. А в ней обнаружены свобода и закон, которые и должны совмещаться в нравственности. И те нравоучители, которые выставляют односторонне или свободу, или закон, проповедуют неистинное начало нравственности. Мы начнем с обозрения этого неистинного начала.
Выставляющие на вид первым делом свободу, изменчивое чувство, проповедуют эвдемонизм (этическое направление, признающее критерием нравственности и основой поведения человека его стремление к достижению счастья) или утилитаризм (социальный эвдемонизм). В значении главного начала нравственности они ставят счастье в обычном смысле этого слова. По этой теории, деятельность человека должна быть направлена к его благоденствию, к счастью. Такое начало часто приводится в философском и вообще естественном нравоучении. Но оно иногда встречается и в богословском нравоучении.
Христианину очень часто приходится предпочитать скорбные часы жизни часам веселым и привольным. Иногда бедствующего христианина мы невольно признаем более счастливым, чем иного благоденствующего. По слову Священного Писания, нам необходимо идти узкой дорогой и проходить тесными воротами (Мф. 7, 13–14). Нам необходимо отвергнуться себя и взять крест свой (Мф. 16, 24). Мало того, не может быть побуждением к нравственности и обещанное вечное блаженство, т. е. нельзя сказать, что мы должны поступать согласно с волей Божией главным образом ради получения вечной награды. Такое побуждение было бы нечистым, своекорыстным, эгоистичным и эндемонистическим.
Для избежания нечистоты нравственности другие нравоучители становятся на одностороннюю точку зрения закона, или божественной воли. Они говорят: «Бог не потому хочет добра, что добро само по себе добро, а, наоборот, добро потому и добро, что его хочет Бог». И если бы Бог назвал добром противоположное тому, что называется добром, то мы его должны были бы признавать добром. Очевидно, здесь божественная воля представляется безосновательным произволом, и относится она насильственно к человеку.
Но даже имея правильный взгляд на божественную волю, нельзя ограничиться только законодательной волей Божией. Спрашивается, в чем же состоит воля Божия и на каком основании она одно предписывает как добро, а другое отвергает и запрещает как зло? Кроме того, для основания нравственности необходимо, чтобы объективная воля Божия была воспринята субъективной волей человека и было бы согласие человека на исполнение воли Божией, чтобы она стала силой, влекущей человека. Истинная нравственность возможна только в форме свободы, она должна исходить из доброго сокровища сердца (Мф. 34, 35).
Иные богословы указывают на «совершенство» как на сущность нравственности. И в Священном Писании сказано: «Будьте совершенны, как Отец ваш небесный совершен есть» (Мф. 5, 48). Но спрашивается: в чем же состоит совершенство? В чем состоит совокупность совершенства, по выражению Апостола? (Кол. 3, 14). Очевидно, идея совершенства есть идея формальная, но нам необходимо еще знать реальное содержание нравственности.
Еще чаще указывают на «богоуподобление» как на начало нравственности. И в Священном Писании мы часто призываемся уподобляться Богу. Сотворил Бог человека именно для того, чтобы он сделался подобием Божиим. Но спрашивается: в каком случае мы уподобляемся Богу? В чем состоит сущность жизни Божией, которую мы должны воспроизводить в своей жизни?
На вопрос иудейского законника, какая большая заповедь в законе, Господь Иисус Христос отвечал: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всей душой твоей, и всей мыслью твоей… и ближнего твоего, как самого себя: на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22, 36). И еще: «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас» (Ин. 15, 12). И апостол назвал любовь исполнением всего закона (Рим. 13, 8-10). Весь закон в одном слове заключается: «Люби ближнего твоего, как самого себя» (Гал. 5, 14). Также названа любовь законом царским (Иак. 2, 8).
Чтобы показать, насколько необходима человеку любовь и насколько свойственна его жизни, достаточно сослаться на среду, в которую вступает новорожденный, и на всякий вид деятельности человека. Дитя, появляясь на свет, тотчас же окружается такой сильной любовью, что Господь сравнивает Свою любовь к человеческому роду с любовью матери к ребенку (Ис. 49, 15; 66, 13). Обратив внимание также на человеческую деятельность, спросим: чем главным образом обеспечивается успех деятельности? Не иным чем, как любовью к своему делу. Чем бы мы ни занимались, прежде всего необходимо иметь любовь к предмету своих занятий. Так и в нравственной области. Все виды нравственной деятельности и христианские добродетели проистекают из любви.
Что же такое истинная нравственная любовь? Прежде всего она есть не только непроизвольное чувство, руководимое лишь силой воображения, нет, ей присуща и воля, руководимая разумом. Глубины воли – вот основание истинной любви. Потому-то такая любовь может быть присуща человеку, когда молчат чувства и его оставила сила воображения. В чем же состоит любовь? Она есть слияние моего собственного «я» с другим «я» и одновременно восприятие другого «я» в мое собственное «я». Но это единение двух существ не просто слияние и обезразличивание, как выходит по учению мистиков, напротив, необходимое условие истинной любви состоит в том, чтобы любящие друг друга лица сохраняли каждый свою индивидуальность. Любящее лицо не теряет себя в любимом лице, а забывает себя в нем. В этом состоит тайна и высота любви и нравственной жизни, что человек может отказаться от себя ради другого лица и забыть себя в нем, но в то же время сохранить свое индивидуальное сознание и личное достоинство. Он может жить в другом лице, но все-таки эта жизнь и его личная жизнь. Следовательно, с самосообщением соединяется в любви и самоутверждение.
Очевидно, что любовь, требующая слияния моего собственного «я» с другим «я», невозможна без самопожертвования, без самоотчуждения, весьма часто внушаемого нам Священным Писанием (Мф. 16, 24). Другое лицо я ставлю целью, а себя превращаю в средство достижения этой цели. Но, жертвуя собой, любящий обретает себя в другом, и притом обогащенным и возвышенным общей и более полной жизнью. Он следует Библейскому указанию: «…Блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20, 35). Он знает, что из всех благ, которыми человек обладает и какие можно уделить другому, самый лучший дар есть он сам, его личность (Рим. 13, 8). На нем исполняется евангельское обетование: «Потерявший душу свою ради Меня сбережет ее» (Мф. 10, 39). Любимое существо, в свою очередь, отрекается от себя и жертвует собой, хочет восполнить себя, живя любящим его существом. Вообще, любовь требует взаимности и поэтому имеет награду в самой себе. Нельзя сказать, что любовь основывается на взаимности. Сердце может сильно любить, не получая в ответ взаимности, но целью любовь имеет ту, чтобы достигнуть взаимной любви, она имеет надежду, что ее поймут и ответят любовью же. Там, где эта цель не достигается и надежда не сбывается, там любовь не может оставаться живой и деятельной. Но одно из свойств нравственной любви есть то, что она долготерпит, по выражению Апостола, что она на все надеется (1 Кор. 13, 4–7). Возможна и страждущая любовь. Следовательно, не напрасно и не противоестественно заповедует нам Евангелие любить и врагов (Мф. 5, 44; Лук. 6, 35). Любя врагов, мы надеемся добром победить зло (Рим. 12, 21) и ненавидящих нас сделать любящими, следовательно, достигнуть цели любви – взаимности, гармонии, мира.
В чем заключается основание любви и где ее источник? Если мы любим друг друга, то основание нашей любви заключается в сродстве человеческой природы, и даже при индивидуальных различиях есть между нами существенная связь, скрытая в глубинах человеческого рода. В силу этой связи все люди составляют одно тело, по выражению Апостола Павла, или «один город», по выражению Зенона. Это кость от костей моих и плоть от плоти моей (Быт. 2, 23): этими словами Адам выразил свой восторг при появлении Евы и любовь свою к ней, и как на основание своей любви, он указывает, что в ней видит ту же природу, какую носит в себе. Эту же мысль выражают слова Бытописателя: «Для человека не нашлось помощника, подобного ему» (2, 20). Следовательно, подобие составляет условие тесной связи или любви между существами.
Но общая человеческая сущность, лежащая в основе их лиц и побуждающая ко взаимной любви, указывает на более общую сущность, всеобъемлющую, или Божескую, лежащую в основании первой. Как человек есть подобие другого человека, от которого он родился, так все в совокупности человечество есть подобие своего Творца и в силу этого подобия побуждается к любви Творца. В Священном Писании прямо говорится, что мы Божеского рода (Деян. 17, 20). Говорится также: «Сотвори Бог человека, по образу Божию сотвори его» (Быт. 1, 22). И еще: «В Нем мы живем, и движемся, и существуем» (Деян. 17, 28). Следовательно, источник любви есть Бог. Он и в Самом Себе, в Своей Собственной сущности есть вечная любовь. «Бог есть любовь», – говорит апостол Иоанн (4, 8). Сотворивши по любви мир, как Свое подобие, Бог обязал этим и человека любить Его как свой первообраз. Любовь Божия есть первая любовь, а любовь наша есть вторая любовь. Потому говорит апостол: «Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас» (1 Ин. 4, 19). Любовь Свою к миру Бог выразил в особенности ниспосланием Сына Своего для искупления человеческого рода. Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного (Ин. 3, 16). В этом Божием действии выразился самым ясным образом существенный элемент любви – самопожертвование. Этот элемент должен характеризовать и нашу любовь к Богу. Мы должны отвергнуться и забыть себя, чтобы жить Богом и в Боге. Хотя забыть себя не значит потерять себя в Боге.
Как в любви Божией к нам есть не только самопожертвование, но и самоутверждение, т. е. Бог не теряет Себя в мире, но спасает мир и прославляет Себя, так и в любви человека к Богу заключается не только самопожертвование, но и самосохранение как следствие личной индивидуальности. Если, таким образом, и перед лицом Божиим человек сохраняет свою индивидуальность, а между тем в любви к Богу он отвлекся от своего ограниченного индивидуального существования и переместил себя в область безграничного существования Божия, то отсюда само собой следует, что его жизнь получает такое изобильное содержание и наполняется таким довольством, какое никогда не может достаться в удел эгоисту, замыкающемуся в своей собственной скудной индивидуальности. Бог есть высочайший, последний источник любви и неисчерпаемый источник жизни: человеку остается только черпать из этого изобильного источника, а это ему возможно только в том случае, если он любит Бога. Ибо только пребывающий в любви, в Боге пребывает, и Бог в нем пребывает (1 Ин. 4, 16). Любовь есть нечто божественное в человеке, она есть, так сказать, самое человеческое из того, что есть в человеке, и самое божественное из того, что есть в Боге.
Любовь к Богу обязывает нас и любить ближних, как подобие Божие, и вместе как средство научиться любить Бога, и доказывать свою любовь к Богу. Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо нелюбящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего (1 Ин. 4, 20–21). В ближних мы любим Бога, и в Боге любим ближних. Здесь-то скрывается идея истинной гуманности. И человечество, т. е. царство ближних, шире и изобильнее единичного лица, следовательно, перемещая себя посредством любви в человечество и живя его жизнью, единичное лицо обогащает и осчастливливает свою личную жизнь. Эгоист же, не выходя из самого себя, опять остается в своей узкой и бедной среде. Любовь не производит нивелирования или обезразличевания в среде членов общества, она есть начало, организующее общество, созидающее его из всех членов в одно великое и прекрасное тело, по словам Апостола Павла (Еф. 4, 15). Она не уничтожает положенных Богом различий в среде человеческого общества и не отрицает авторитета и почитания в среде общества, она каждому указывает свое место в историческом и общественном порядке; но в то же время она призывает всех членов общества ко взаимному услужению и помощи, требует, чтобы в каждом члене уважалась и почиталась богоподобная личность.
Из книги Книга 21. Каббала. Вопросы и ответы. Форум-2001 (старое издание) автора Лайтман МихаэльГлавное в жизни? – Главное в мире Вопрос: 1) Почему некоторым людям везет, а некоторым нет (или гораздо меньше)? 2) Что самое главное в жизни?Ответ: Что значит «везет»? Кто это оценивает и по какой шкале? Сказано, что если бы человек видел истину, он бы не променял свою судьбу ни
Из книги История Христианской Церкви автора Поснов Михаил Эммануилович Из книги Догматическое Богословие автора Давыденков Олег2.2.4.2. Падение нравственности «…по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф. 24, 12); «…друг друга будут предавать и возненавидят друг друга» (Мф. 24, 10). Ненависть и разделение проникнут даже в семьи: «Предаст же брат брата на смерть, и отец - детей; и
Из книги Понимание Троицы автора Макграт Алистер1. АРГУМЕНТ НРАВСТВЕННОСТИ Все мы иногда высказываем нравственные суждения. И даже если мы считаем, что нравственная философия только приводит к тупику, все же в некоторых случаях мы вынуждены судить о том, что правильно и что неправильно. Когда были опубликованы первые
Из книги Око за око [Этика Ветхого Завета] автора Райт КристоферМодели нравственности Теперь мы переходим от общих размышлений двух последних разделов к более конкретным вещам. Ведь Ветхий Завет представляет нам ряд моделей такой личной нравственной жизни, которая либо угодна Богу, либо нет. Я имею в виду не множество реальных
Из книги Краткое объяснение сущности Ламрима автора Еше Лодой РинпочеПарамита нравственности Практика парамиты нравственности в самой своей основе - это отказ от нанесения вреда живым существам. Мотивация бодхичитты и совершенная невозможность нанесения вреда живым существам являются реализацией парамиты
Из книги Мысли о детях в православной церкви сегодня автораНачало христианской семьи В наше время все реже говорят о браке, а если и касаются этой темы, то часто ограничивают ее только любовью между мужем и женой. Таковая любовь может действительно быть благословением и даром Божиим, но первейшей целью брака является воспитание
Из книги Полная история Христианской Церкви автора Бахметева Александра НиколаевнаГлава XI Начало христианской веры в Британии и Галлии Британия, покоренная римлянами, еще в первые века христианства слышала благовествование слова Божия. Предание считает первыми проповедниками веры в Британии то святых апостола Петра, то Павла, то Аристовула и Иосифа
Из книги Формирование средневековой философии. Латинская патристика автора Майоров Геннадий Григорьевич Из книги Полная история христианской церкви автора Бахметьева Александра Николаевна Из книги Условия абсолютного добра автора Лосский Николай ОнуфриевичГлава XI Начало христианской веры в Британии и Галлии Британия, покоренная римлянами, еше в первые века христианства слышала благове-ствование слова Божия. Предание считает первыми проповедниками веры в Британии то святых апостола Петра, то Павла, то Аристовула и Иосифа
Из книги Катехизис. Введение в догматическое Богословие. Курс лекций. автора Давыденков ОлегГлава XXIII НАЧАЛО ЦЕРКВИ ХРИСТИАНСКОЙ В ПОЛЬШЕ, ВЕНГРИИ, СЕВЕРНОЙ ГЕРМАНИИ И В СТРАНАХ СКАНДИНАВСКИХ Династия Каролингов прекратилась в Германии в 912 году, и Германией стали править герцоги Саксонские, которые старались покорить себе славянские народы, как некогда Карл
Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия Из книги «Оглашение на современном этапе» автора Усатов Иерей Александр1.2.3. Падение нравственности «…По причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф. 24, 12).«…друг друга будут предавать и возненавидят друг друга» (Мф. 24, 16).«Предаст же брат брата на смерть и отец - детей; и восстанут дети на родителей и умертвят их» (Мк. 13, 12; Лк.
Из книги автораНачало страданий - начало славы Иисуса 31 Когда вышел Иуда, Иисус сказал:«Вот теперь уже явлен в славе Своей Сын Человеческий,и в Нем Сам Бог явлен в славе Своей.32И если Бог в Нем прославлен, то и Бог не замедлитв Себе явить миру славу Сына Человеческого.33 Дети Мои, недолго
Из книги автора1.12.4 Принятие норм христианской нравственности Таинство Крещения не может быть совершено над человеком, отрицающим основополагающие истины христианской нравственности. Крещение очерчивает границу, которая отделяет ветхого человека от нового, рожденного свыше.